Теоретический материал для самостоятельного изучения




Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

· композиция стихотворения «Железная дорога»;

· гражданская направленность произведения;

· двойственность чувств поэта, выраженных в стихотворении «Железная дорога».

Граф Пётр Андре́евич Клейнми́хель (11 декабря 1793 – 3 февраля 1869) – российский государственный деятель из немецкого рода Клейнмихелей, беспрекословный исполнитель воли Николая I. В 1842–1855 годах – главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Курировал строительство Николаевской железной дороги.

Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая 1811 – 26 мая 1848 г.) – русский литературный критик.

Поэзия – особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой – стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности.

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.

Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли на такие темы, как патриотизм, Родина и её судьба, государство и гражданский долг.

Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.

Эпи́тет (от др.-греч. «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Мета́фора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравне́ние – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Антитеза – стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог!

Армячок – (первоначально «ормяк») – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат.

Лабазник – владелец лабаза (небольшого продовольственного магазина), презрительно – о человеке, стремящемся к наживе, личной выгоде.

Приказчик – должность, торговый служащий в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный от хозяина.

Урядник – нижний чин уездной полиции в России в 1878-1917 гг., ближайший помощник станового пристава.

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: Просвещение, 2018. 307 с.

Открытые электронные ресурсы:

· https://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс.

· https://www.biblus.ru/Default.aspx – Все книги России, библиографический каталог.

· https://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Стихотворение «Железная дорога» Н. А. Некрасов написал в 1864 году. Только три года прошло после реформы по отмене крепостного права. Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, и они стали свободными. Что же изменилось в их жизни? И Н. А. Некрасов с горечью вынужден был признать, что свобода не принесла народу облегчения. Но поэта не оставляла надежда на то, что новые поколения, избавившись от рабства, станут свободными и сумеют самостоятельно определить свой жизненный путь.

Однако Некрасов понимал, что сделать это очень не просто. Ведь в ходе проведённой реформы крестьяне не получили достаточных наделов земли, которые могли бы их прокормить, и вынуждены были искать любую возможность заработать. Одни шли на заводы и фабрики, другие на строительство дорог.

На предыдущем уроке вы узнали, что в 1842 году Николаем I был издан указ о строительстве новой дороги в России. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки – в 1852 году. Но какой ценой был достигнут прорыв в индустриализации?.. Что должны помнить потомки?.. На эти вопросы мы получим ответ на уроке.

Произведение «Железная дорога» появилось в журнале «Современник». Оно стало значимым событием в гражданской лирике поэта.

Николая Алексеевича Некрасова – человека, приветствовавшего развитие России, – интересовало не только, какие блага принесла новая дорога, но и то, какой ценой это строительство далось.

Стихотворение начинается с эпиграфа:

Ваня (в кучерском армячке).

Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке).

Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька!

«Разговор в вагоне»

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась графом П. А. Клейнмихелем и работы проходили в хороших условиях.

Конечно же, не случайно с первых строк стихотворения мы знакомимся с образом Ванечки. Именно молодому поколению адресовано произведение.

Стихотворение «Железная дорога» принадлежит к реалистическому направлению. Его повествование ритмично, созвучно стуку колёс мчащегося вперёд поезда.

Главным героем стихотворения «Железная дорога» стали крестьяне-строители, народ-созидатель:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Не случайно Ваня одет в кучерский армячок. Конечно, с одной стороны, это дань моде, показывающей после отмены крепостного права мнимую близость к народу; с другой стороны, выбор писателем именно такой одежды для Вани говорит, что ребёнок – надежда на то, что впереди «пора прекрасная» и антикрепостническая реформа найдёт истинных продолжателей и принесёт результат. Живой отклик мальчика на услышанную историю о строительстве дороги даёт уверенность в том, что на смену бездушным генералам придёт новое, образованное поколение, знающее свою историю и почитающее народ.

«Папаша» символизирует закостенелое крепостническое прошлое России. Его пальто на красной подкладке указывает на генеральский мундир. Он не готов принять мысль о значимом месте народа в истории и предпочитает, чтобы Ваня оставался в неведении:

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать…

В произведении осенний пейзаж сменяют страшные картины и появляются мистические персонажи. Это сотни мертвецов, они восстают и любуются «своим творением» – железной дорогой. Их появление Некрасов описывает очень ярко – это и холод, который ощущают пассажиры, и заиндевевшие окна, – словом, атмосфера страха проникает в тёплый уютный вагон. И вместе с тем, эти мертвецы не желают никому зла, они просто неуспокоенные души, погибшие из-за тяжкого труда. Конечно же, эти образы собирательные, они воплощают в себе крестьян, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в сырых землянках.

Интересна структура стихотворения.

Первые три главы представляют реальные картины того, как шло строительство дороги. Мы видим картины нечеловеческих условий жизни и труда.

Однако барин просит показать «светлую сторону». Попутчик с удовольствием и иронией демонстрирует, как строителям дороги отмерили бочку вина и простили долги. Купец пользуется невежеством народа и выступает в роли благодетеля, эксплуатируя бесправных людей.

Основная тема стихотворения «Железная дорога» – тяжёлая доля русского народа.

Настроение произведения смешанное: ужас смерти, непосильного труда перекликаются с верой в силу простого крестьянина. Восхищение итогом работы – готовая железная дорога, по которой идут поезда, находится рядом с печалью – осознания цены, заплаченной за неё – тысячи человеческих жизней.

Стихотворение показывает, что создателями всего великого на Руси были простые мужики. Это главная мысль произведения.

К сожалению, пример строительства железной дороги – это не единичный факт, когда труд простых тружеников не оценён, их имена не известны. Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность. Многие современники Н. А. Некрасова, прочитав стихотворение «Железная дорога», смогли понять, кому Россия должна быть благодарна за появление чуда прогресса.

Язык произведения богат и выразителен:

Сравнения: «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно»,

«лёд..., словно как тающий сахар лежит»,

«листья... жёлты и свежи лежат, как ковёр»,

«... почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»;

эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух»;

гипербола: «труд этот, Ваня, был страшно громаден»;

о лицетворение: «свисток оглушительный взвизгнул»;

обобщения: «немец уж рельсы кладёт»,«видишь, стоит, измождён лихорадкою, высокорослый, больной белорус»;

метафоры: «чудо искусства», «скопище пьяниц».

Стихотворение «Железная дорога» представило картину бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнётом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Помещики же находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, тем не менее, они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, крестьяне, память о которых мы должны сохранить в своих сердцах и пронести через века.

«Научись мужика уважать!» – вот главный призыв этого стихотворения.

Призыв Н. А. Некрасова не остался незамеченным. Многие прогрессивные люди, понимавшие, что бесправие и невежество крестьян ведёт Россию назад, поддержали поэта. Антикрепостническая реформа продвигалась вперёд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: