Тема: Сущность процесса воспитания, его принципы и методы




Основные понятия:

Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности.

Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, формирования которых стремятся достигнуть воспитывающие в процессе воспитательной работы.

Функции воспитания:

· Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.

· Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности.

· Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения.

· Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели.

· Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову).

Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами.

Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание.

Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся:

· Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.

· Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.

· Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

· Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований.

· Принцип опоры на положительное в человеке.

· Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности.

· Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому).

Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями.

Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).

Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь.

Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Методы самовоспитания:

1. Самопознание (включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение).

2. Самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение).

3. Самостимулирование (оно предполагает: самоутверждение, самоободрение, самонаказание, самоограничение).

Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.

Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека.

Основные парадигмы современной зарубежной педагогики:

· Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик.

· Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой.

· Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе.

· Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации.

· Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: