Основные понятия:
Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности.
Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, формирования которых стремятся достигнуть воспитывающие в процессе воспитательной работы.
Функции воспитания:
· Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.
· Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности.
· Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения.
· Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели.
· Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову).
Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами.
Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание.
Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся:
|
· Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.
· Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.
· Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию.
· Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований.
· Принцип опоры на положительное в человеке.
· Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности.
· Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому).
Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода.
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями.
|
Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).
Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь.
Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
Методы самовоспитания:
1. Самопознание (включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение).
2. Самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение).
3. Самостимулирование (оно предполагает: самоутверждение, самоободрение, самонаказание, самоограничение).
Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.
Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека.
Основные парадигмы современной зарубежной педагогики:
· Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик.
· Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой.
· Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе.
· Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации.
· Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека.