Погружение в тему урока. Слово учителя.




Ход урока

Организационный момент.

Проблемный вопрос: Стремится ли современная молодежь к «Ротшильдовской идее»? Нашел ли роман Ф.М. Достоевского «Подросток» отражение в современной жизни?

Роман «Подросток» – одно из лирических произведений Ф.М. Достоевского. Выразительно, до боли, звучит в романе тема одиночества Аркадия Долгорукого.

Актуальность нашего урока определяется тем, что сама тема молодежи, нового поколения всегда являлась очень важной в мире литературы.

Сообщение темы, типа и целей урока.

Погружение в тему урока. Слово учителя.

Идея – форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Идея – форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Дина́стия Ро́тшильдов (или просто Ротшильды) – европейская династия банкиров и общественных деятелей еврейского происхождения, чья история восходит к концу XVIII века. В 1816 году император Австрийской империи Франц II пожаловал Ротшильдам баронский титул. Ротшильды стали принадлежать высшему свету австрийского дворянства. Британская ветвь династии была принята при дворе королевы Виктории. Считается, что с XIX века Ротшильды имеют самое крупное состояние в мире.

Возникновение понятия «ротшильдовская идея» связано с социальными установками XIX века. Идея быстрого приобретения денежного капитала являлась одной из доминирующих, она непосредственно связана с идеей неограниченной власти.

Идея быстрого обогащения нашла свое отражение в художественных произведениях. В русской и европейской литературе сложилась традиция изображения героя-скупца. Авторами, чьи произведения содержали такую идею стали: Ж-Б. Мольер, О. Бальзак, А.С. Пушкин и, конечно же, Ф.М. Достоевский.

«Ротшильдовская идея» в произведениях Ф.М. Достоевского постепенно изменяется, от произведения к произведению она проходит своеобразную эволюцию, наполнение идеи определяется, прежде всего, социальным статусом героя и психологическим обликом.

4. Анализ романа «Подросток» Достоевского

Произведение было задумано в начале 1870-х годов, однако закончено только к 1876 году. Достоевскому хотелось создать творение, примерно равное по объёму эпопее Толстого, однако каждая из пяти частей должна была быть совершенно отдельной. Первоначально писатель задумывал название «Беспорядок» и повествование от третьего лица. Но постепенно замысел изменился. События представлены устами рассказчика, раскрывающего «житие великого грешника». На роль главного героя предназначался Петр Версилов, но впоследствии в центре внимания оказалась фигура девятнадцатилетнего Аркадия Долгорукого.

Проблематика романа «Подросток» В романе в центре внимания автора вопрос о будущем России. Поэтому в качестве главного выбран юный герой. Достоевский затрагивает вечную проблему отцов и детей, проблему формирования и воспитания молодого поколения. Не менее важна в романе и трактовка любимой идеи писателя о «спасающей красоте». Именно красота способна преобразовать общество и изменить отдельного человека. Сила её воздействия определяется влиянием на душу человека помимо сознания, впечатлением, способным проникнуть в глубину и произвести благотворные перемены. «Положительно прекрасные» образы в искусстве необходимы, по мнению Достоевского. Это одна из ключевых мыслей в анализе романа "Подросток". Однако в романе Достоевский показывает двойственность красоты. Красота внешняя, не имеющая нравственной основы, тоже способна проникать в сердце, минуя сознание. В этом её опасность. Поэтому главным становится вопрос о разграничение истинной и ложной красоты, ведь только по-настоящему прекрасное включает единство эстетического и этического начал.

«Подросток» - композиция Произведение состоит из трёх частей. В начале романа Аркадий приезжает в Петербург. Он лелеет честолюбивые планы – разбогатеть и раздать деньги бедным. Накопить миллион он желает только честным путём, избегая дороги обмана и мошенничества. Аркадий стремится вести аскетический образ жизни, ограничивая свои потребности. В виде искушения даны альтернативные способы накопления средств: действия мошенника Стебелькова, шантаж Ламберта, ростовщичество, игра. Продолжая анализ романа "Подросток" отметим, что во второй части мы видим изменения жизненных ценностей Аркадия. Он не проходит испытания роскошью и богатством. Им овладевает гордыня и мысль о том, что деньги способны поднять человека в своих собственных и в чужих глазах. В третьей части на первом плане мотивы покаяния и возрождения. Герой оказывается перед выбором: перед его глазами встают два ориентира – Ротшильд и Христос. Анализ образа главного героя в романе «Подросток» Аркадий – незаконный сын Петра Версилова, в детстве претерпевший много унижений в частном пансионе из-за своего происхождения. Писатель неслучайно показывает его на пороге совершеннолетия. Он ещё не утратил черты, свойственные детству, - стремление к личной свободе и уединению. Но ещё не приобрёл качество взрослого ума – способность различать добро и зло. Аркадием владеет гордыня. Он хочет насладиться жизнью сполна, стать новым Ротшильдом. Он отказывается от обогащения путём мошенничества или ростовщичества, но роскошь притягивает его. Если вы проводите анализ романа "Подросток", не упустите эту мысль. В итоге Аркадий становится на истинный путь, найти который помогает «юридический отец», Макар Долгорукий. Его идеи праведной жизни, даже сама его смерть являются уроком для главного героя. Подросток отказывается шантажа, который планировался ранее, и углубляется в самоанализ. По мысли автора, его герой «чутьём» ищет руководящую «нить поведения», идею, позволяющую отделить добро от зла, но не находит в обществе. Однако Аркадий интуитивно чувствует её необходимость и становится на путь возрождения.

Бседа по вопросам.

Каждый человек получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя личностью. Перед обществом стоит проблема, заключающаяся в том, как воспитать нравственную личность, которая в силу возраста, в силу переоценки ценностей, общаясь с окружающими людьми, испытывая на себе действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей,-сможет устоять, пройти переходный возраст, не запачкавшись нравственно, или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души.

-Кто, по вашему мнению, поможет ребёнку, подростку стать нравственной личностью? (семья, школа)

-Что делать ребёнку, у которого нет семьи? А если не с кого брать пример, если не к чему примкнуть? (он должен сам себя воспитывать, стараясь выбирать положительные ценности в жизни)

-Был ли в жизни подростка положительный пример, с которого он мог бы брать пример, который бы руководил его жизнью, воспитывал бы его? Почему? (До 20 лет Аркадий воспитывался в пансионе Тушара, а затем в гимназии, поэтому семья не принимала никакого участия в воспитании подростка, лишь оплачивая его содержание. Аркадий сам себя воспитывал.)

–Давайте проследим, как подросток сам себя воспитывал, каким человеком он стал.

-Расскажите о детстве подростка. Почему детские годы Аркадий называет угрюмыми? (Ч.1., гл.1, подгл.3-6) (Аркадий был выброшен из семьи и «помещён в чужие люди», ему не нашлось места в семье: «мать была ещё молода и хороша. А стало быть, нужна ему, а крикун ребёнок … был всему помехой, особенно в путешествиях»).

-Расскажите о происхождении Аркадия Долгорукого. (Аркадий был незаконнорожденным сыном помещика Версилова и дворовой девушки Софии Андреевны).

-Прочтите фрагмент от слов «дело произошло таким образом…» до слов «С тех пор я перестал хвалиться, что незаконнорожденный». Определите основной тип речи (повествование). С какой целью писатель использует повествование? (писатель передаёт события, предопределившие судьбу и характер Аркадия Долгорукого)

-Найдите элементы описания («Я предполагаю, что в это время он был ещё чем-то весьма безличным»; «до того он был со мною горд, высокомерен, замкнут и небрежен, несмотря, минутами, на поражающее как бы смирение его передо мною») Какова роль элементов описания в тексте? (Аркадий пытался понять, что за человек Версилов)

-Найдите элементы рассуждения («…редко кто мог столько вызлиться на свою фамилию…-а вы точно именинник») Какова роль элементов рассуждения в тексте? (Аркадий пытается понять себя, объяснить причину собственного поведения) Найдите элементы описания, включённые в рассуждение («Услыхав, что я просто Долгорукий, спрашивавший обыкновенно обмеривал меня тупым и глупо-равнодушным взглядом»). Какова роль элементов описания? (писатель показывает, что отношение к человеку зависит от его происхождения; писатель показывает, как унижало Аркадий осознание двойственного положения в обществе)

-Почему писатель часто смешивает типы речи? (писатель показывает сложный процесс происходящих событий, собственной судьбы, характера).

-Почему Аркадий возненавидел собственную фамилию? (люди, узнав, что Долгорукий не князь, отворачивались от него, что оскорбляло героя)

-Как происхождение сказалось на характере Аркадия? (Ребёнок стал гордым, с уязвлённым самолюбием, озлобленным, остро чувствующим двусмысленное положение в обществе, одиноким, ненавидящим свою фамилию. Аркадий чувствовал себя брошенным ребёнком, перед которым все виноваты).

-Расскажите о жизни Аркадия в пансионе Тушара (Ч.1, гл.6, подгл.4). (Аркадий важничал перед детьми своим сюртуком, хвастался родством с Версиловым. Сначала Тушар относился к Аркадию так же, как и к остальным детям, однако, спохватившись, потребовал больше денег за содержание. Поскольку ему отказали, Тушар начал издеваться над Аркадием: запретил сидеть с благородными детьми, начал бить ребёнка, заставлял подавать вещи).

-Понимал ли Аркадий причину изменившегося отношения к нему? (Аркадий считал, что все смеются над ним, потому что всем весело, а Тушар его бьёт, потому что он провинился.)

-Как ребёнок пытался «исправиться»? (Аркадий пытался «исправиться»: целовал руки Тушару, прислуживал ему. Затем над ними начали издеваться дети, и Аркадий понял, что «ему здесь никогда не простят». Он понял, что виноват в том, что незаконнорожденный.)

-Когда Аркадий мог оставаться самим собой? (Ложась спать, укрывшись с головой одеялом, мечтал об отце).

-Прочтите фрагмент от слов «Бежал я, то есть хотел к вам бежать…» до слов «Бежал я, то есть хотел было бежать». Определите тип речи (рассуждение). В чём особенность композиции текста (кольцевая композиция). С какой целью писатель использует кольцевую композицию? (подчёркивая невыносимую обстановку в пансионе Тушара, писатель помогает читателю понять тоску Аркадия по семье, боль ребёнка, которого не понимают)

-Каким Аркадий стал в пансионе? (лакеем и трусом, жестким ребёнком: «Да и терпеть я не могу этого ноющего по себе сиротства! Ничего нет омерзительнее роли. Когда сироты, незаконнорожденные, все эти выброшенные и вообще вся эта дрянь, к которым нисколько вот-таки не имею жалости, вдруг торжественно воздвигаются перед публикой и начинают жалобно, но наставительно завывать: «Вот, дескать, как поступили с нами!» Я бы сёк этих сирот».)

-Какие уроки жизни вынес? (нужно бороться за себя, самостоятельно жить)

-Как изменилась жизнь Аркадия в гимназии? (Ч.1, гл.1, погл.7) (нашёл цель жизни в идее стать богатым, как Ротшильд. Аркадий начинает хуже учиться, чтобы учёба не мешала вынашиванию идеи; стал упорным, уверенным в себе; герой пытается развивать в собственном характере отдельные качества, а затем «испытывает себя»).

-Аркадий, живший самостоятельно, попадал в сложные ситуации. Какой жизненный выбор делал Аркадий? (Ч.1, гл.5, погл.4: Аркадий участвовал в моральных издевательствах над девушками, но, когда одна из девушек дала пощёчину студенту-обидчику, назвав его подлецом, Аркадий поссорился с ним и высказал всё, что накипело на душе: «что он лишь жалкая бездарность и ординарность и что в нём никогда не было ни малейшего признака идеи…». Аркадию было стыдно вспоминать об этой сцене: «Я понять сначала не мог, как можно было так низко и позорно было упасть». Аркадий понял, что студент жестоко, глупо издевался над девушками, поэтому отказался его поддерживать; Аркадий на себе испытал издевательства товарищей и учителя в пансионе Тушара;

Ламберт, узнав о сношениях матери со священником после смерти отца, ворует из шкатулки 500 рублей, снимает номер в гостинице, приводит девицу, над которой издевается; Аркадий, не выдержавший издевательств Ламберта над девушкой, бросается с кулаками на «друга», защищая девушку: Аркадий понимает, что девушка ни в чём не виновата, в отличие от Ламберта, мстившего всем женщинам за предательство матери;

Аркадий берёт на поруки Риночку, нанимает няньку, оплачивая уход за сироткой, в отличие от Николая Степановича, намеревавшегося отдать девочку в сиротский дом: Аркадий жалеет сиротку, пытается дать ей заботу, ласку, понимая, что она нуждается в материнской заботе)

-Как видим, Аркадий отдаёт предпочтение нравственным ценностям.

-Взгляды Аркадия весьма противоречивы. Прочитайте фрагменты и выделите черты характера героя. («С двенадцати лет, то есть почти с зарождения правильного сознания, я стал не любить людей. Не то что не любить, а как-то стали они мне тяжелы. Слишком мне грустно было иногда самому, в чистые минуты мои, что я никак не могу высказать даже близким людям…что я недоверчив, угрюм и несообщителен» - «Я, может быть, и буду делать добро людям, но часто не вижу причины им делать добро…Я существо благодарное и доказал это уже сотнею дурачеств. Я мигом бы отвечал откровенному откровенностью и тотчас же стал бы любить его…но все они меня тотчас же надували и с насмешкой от меня закрывались» (любовь и ненависть к людям); «В истории с студентом выходило, что «идея» может увлечь до неясности впечатлений и отвлечь от текущей действительности. Из истории с Риночкой выходило обратное, что никакая идея не в силах увлечь до того, чтоб я не остановился вдруг перед каким-нибудь подавляющим фактом и не пожертвовал разом всем тем, что годами труда сделал для «идеи»; «…тотчас же с ними порву, брошу всё и уйду в свою скорлупу…Спрячусь в неё, как черепаха…Я буду не один…со мной будет моя идея, которой я никогда я не изменю…» (стремление к одиночеству, желание уйти в идею, возвыситься над всеми в гордом одиночестве- жить в обществе, интересоваться живой жизнью, помогать людям, гуманизм, общественное благо); «Конечно, у меня вдруг являлся отец, которого никогда прежде не было. Эта мысль пьянила меня…» - «Гордый человек прямо стал передо мной загадкой, оскорбившей меня до глубины… «или он, или я» (любовь и ненависть к отцу); «Моя идея-это стать богатым, как Ротшильд» -«…я отдам все мои миллионы людям» (накопительство – щедрость, благородство); «…я подошёл к Васину и, в порыве восторженности, расхвалил его» - «…расхвалив его, я тем самым принизил себя» (желание быть откровенным – страх быть непонятым, осмеянным).

- Почему мысли, чувства Аркадия столь противоречивы? (Сложная обстановка пансиона Тушара отразилась на характере и взглядах Аркадия, воспитав в нём и ненависть, и жестокость, и презрение, сформировав низкую самооценку)

-Смогла ли обстановка жестокости, ненависти, непонимания, в которой рос Аркадий, убить в его душе человеческие качества? (Не смогла, поэтому в его душе есть место любви, состраданию, гуманизму, благородству; он готов помогать людям)

-Ребёнок, чувствующий себя никому не нужным, брошенным, озлобляется, уходит в сомнительные компании. Что ищет в жизни Аркадий? (руководства к действию, мудрого совета: «Как, как вы сказали? - привязался я, - не от всякого можно…именно так! Не всякий стоит, чтобы на него обращать внимание, - превосходное правило! Именно в нём я нуждаюсь. Я это запишу»)

-Какие вопросы мучают Аркадия? (Что за человек Версилов? Что за история с ним произошла? Виновен или невиновен Версилов? Имел ли право Версилов высокомерно смотреть на общество, которое его изгнало (или из которого он изгнал сам себя)? Как мать могла при живом муже связаться с Версиловым? За что Версилов полюбил мать? Что за человек Ахмакова? Каково мнение других людей относительно разных вопросов?)

-Почему эти вопросы не давали покоя Аркадию? (Аркадий хотел узнать правду, понять себя и других людей, он хочет познать мир)

- Какие собственные достоинства отмечает Аркадий Долгорукий? («…есть у меня в Петербурге …несколько счастливых мест, то есть таких, где я почему-нибудь бывал когда-нибудь счастлив,-и что же, я берегу эти места и не захожу в них как можно дольше нарочно, чтобы потом, когда буду уже совсем один и несчастлив, зайти погрустить и припомнить» (привязанность к дорогим сердцу местам); «Читатель, вероятно замечает, что я себя не очень щажу и отлично, где надо, аттестую: я хочу выучиться говорить правду»; «…Бог не дал мне фигуры, как у ваших адъютантов, и всё же я не чувствую себя униженным перед вами»; «требуя честности от других, буду честен и сам» (самокритика, честность, чувство собственного достоинства); «За кофеем я отдал предпочтение Ефиму и здравому смыслу его. Да, он был практичнее меня, но вряд ли реальнее. Реализм, ограничивающийся кончиком своего носа, опаснее самой безумной фантастичности, потому что слеп. Но, отдавая справедливость Ефиму (который, вероятно, в ту минуту думал, что я иду по улице и ругаюсь),- я всё-таки ничего не уступил из убеждений, как не уступлю до сих пор. Видал я таких, что из первого ведра холодной воды не только отступаются от поступков своих, но даже от идеи, и сами начинают смеяться над тем, что, всего час тому, считали священным; о, как у них это легко делается! Пусть Ефим, даже в сущности дела, был правее меня, а я глупее всего глупого и лишь ломался, но всё же в самой глубине дела лежала такая точка, стоя на которой, был прав и я, что-то такое было и у меня справедливого и, главное, чего они никогда не могли понять» (принципиальность, верность убеждениям); «И вот, проходя уже мимо Технологического института, мне вдруг почему-то вздумалось зайти к Татьяне Павловне, которая жила тут же, напротив Технического. Собственно, предлогом зайти было всё то же письмо о наследстве, но непреодолимое моё побуждение зайти, конечно, имело и другие причины, которых я, впрочем, не сумею и теперь разъяснить: тут была какая-то путаница в уме о «грудном ребёнке», «об исключениях, входящих в общее правило» (желание разобраться в происходящих событиях); «Довольно клеветы, довольно!-закричал я.-Никогда я не поднимал руки на женщину! Бесстыдница вы, Татьяна Павловна…! (не терпит ложь); «…я был потрясён до основания; и даже до того, что обыкновенное человеческое чувство некоторого удовольствия при чужом несчастии, то есть когда кто сломает ногу, потеряет честь, лишится любимого существа и проч., даже обыкновенное это чувство подлого удовлетворения бесследно уступило во мне другому, чрезвычайно цельному ощущению, именно горю, сожалению о Крафте, то есть сожалению ли, не знаю, но какому-то весьма сильному и доброму чувству. И этим я был тоже доволен» (способность сочувствовать, сожалеть); «Если он прав, то я буду виноват» (готов признать свою вину); «Ну хорошо, я всё-таки этого князька на дуэль вызову за пощёчину Версилову в Эмске. Если Версилов был прав с Ахмаковой, тем паче» (готов загладит вину); «Опять-таки, я давно уже заметил в себе черту, чуть не с детства, что слишком часто обвиняю других, слишком наклонен к обвинению других; но за этой наклонностью весьма часто немедленно следовала другая мысль, слишком уже для меня тяжёлая: «Не я ли сам виноват вместо них?» (муки совести); «я уступчив и мелочен в мелочах, но в главном не уступлю никогда» (принципиальность в главных вопросах); «на деле я был глубже и стыдливее» (глубокий, стыдливый человек); «у меня есть «своё место», есть своё дело и что если б у меня было три жизни, то и тогда бы мне было их мало» (осознание собственной индивидуальности; любовь к жизни).

- Какие собственные недостатки отмечает Аркадий? («Спрашивать денег-прегадкая история, даже жалованье, если чувствуешь где-то в складках совести, что их не совсем заслужил» (незаслуженно просить денег); «Я пишу теперь, как давно отрезвившийся человек и во многом уже почти как посторонний; но как изобразить мне тогдашнюю грусть мою (которую живо сейчас припомнил), засевшую в сердце, а главное-моё тогдашнее волнение, доводившее до такого смутного и горячего состояния, что я даже не спал по ночам – от нетерпения моего, от загадок, которые я сам себе наставил» (излишняя впечатлительность, эмоциональность); «…вот именно эта-то двойственность планов и целей моих, определившаяся ещё в Москве и которая не оставляла меня ни на один миг в Петербурге… - эта двойственность … и была одной из главнейших причин многих моих предосторожностей, наделанных в году, многих мерзостей, многих даже моих низостей и, уж, разумеется, глупостей» (мерзости, низости, глупости, двойственность сознания и поведения); «…но вдруг я преглупо вскипел и вскочил с места: прилив выделанной гордости, совершенно бессмысленной; всё от самолюбия»; «Я не люблю женщин за то, что они грубы, за то, что они неловки, за то, что они несамостоятельны, и за то, что носят неприличный костюм!...Они сзади себе открыто фру-фру подкладывают, чтоб показать, что бельфам;…Идёт по бульвару, а сзади пустит шлейф в полтора аршина и пыль метёт; каково идти сзади…К тому же это шёлк…из одной только моды, а муж пятьсот рублей в сенате в год получает: вот где взятки-то сидят!» (выделанная гордость, самолюбие, глупые поступки и глупые мысли); «Из какого-то смердящего добродушия я иногда бывал готов поддакивать даже какому-нибудь светскому фату, единственно обольщённый его вежливостью, или ввязываться в спор с дураком, что всего непростительнее. Всё это от невыдержки и оттого, что вырос в углу…Вот почему меня принимали иногда чуть не за шестнадцатилетнего» (несдержанность, смердящее добродушие, что объясняется низкой самооценкой: Аркадия никогда не поддерживали); «…я так малодушен и неловок; было ужасно любопытно…» (малодушие, неловкость, излишнее любопытство); «с замиранием представлял я себе иногда, что когда выскажу кому-нибудь мою идею, то тогда у меня вдруг ничего не останется, так что я стану похож на всех, а может быть, и идею брошу; а потому я берёг и хранил её и трепетал болтовни» (излишняя болтливость); «Блажен, кто имеет идеал красоты, хотя бы даже ошибочный! Но в свой я верую. Я только не так изложил его, неумело, азбучно» (не умеет красиво говорить); « Я приходил в отчаяние, что трачу мою энергию, может быть, на недостойные пустяки из одной чувствительности, тогда как сам имею перед собой энергическую задачу. А между тем моя неспособность к серьёзному делу обозначалась ввиду того, что случилось у Дергачёва» (бесцельная трата энергии); «Не встреться он мне тогда-мой ум, мой склад мыслей, моя судьба, наверное, были бы иные, несмотря даже на предопределённый мне судьбою характер, которого я бы всё-таки не избегнул» (сложный характер); «Да, я сумрачен, я беспрерывно закрываюсь. Я часто желаю выйти из общества» (мрачность, замкнутость); «Странное свойство: я способен ненавидеть места и предметы, точно как будто людей» (ненависть); «Удивительно, как я скор и перевёртлив в подобных случаях; песчинки или волоска достаточно, чтоб разогнать хорошее и заменить дурным. Дурные же впечатления мои, к моему сожалению, не так скоро изгоняются, хоть я и не злопамятен» (непостоянство, изменчивое настроение); «Я хотел долго рассказывать, но стыжусь, что и это рассказал. Не всё можно рассказывать словами, иное лучше никогда не рассказывать» (откровенность, поскольку никогда не получал поддержки и одобрения); «Я сейчас внизу немного расчувствовался, и мне очень стало стыдно, взойдя сюда, при мысли, что вы подумаете, что я ломался» (проявление слабости).

- О чём Аркадий вспоминает со стыдом?(«Тут ещё вышел стыд. Не гаденькое чувство похвалиться моим умом заставило меня у них разбить лёд и заговорить, но и желание «прыгнуть на шею»…, чтоб признали меня за хорошего и начали меня обнимать или вроде того…, я считаю в себе самым мерзким из всех моих стыдов…» («прыгнуть на шею, чтоб признали»); « Устыдясь своего эгоизма, я стал входить в его тон» (эгоизм).

-Что раздражает Аркадия?(«И неужели он…не в состоянии был догадаться, что мне не дворянство версиловское нужно было, что не рождения моего я не могу ему простить, что мне самого Версилова всю жизнь надо было, всего человека, отца…? Неужели же такой тонкий человек настолько туп и груб? А если нет, то зачем он меня бесит, зачем притворяется?» (тупость, душевная чёрствость).

-Что обижает Аркадия?(«…я никак не ожидал от мамы, что она расскажет вам про эти деньги, тогда как я так просил её, -поглядел я на мать, засверкав глазами. Не могу выразить, как я был обижен» (раскрыли его тайну); «Не могу выразить, как я был даже обижен этим высокомерным бесчувствием» (высокомерное бесчувствие); «Довольно клеветы, довольно!-закричал я.-Никогда я не поднимал руки на женщину! Бесстыдница вы, Татьяна Павловна…!» (клевета).

- Что вызывает восхищение Аркадия?(женская красота, наличие собственной идеи и твёрдых моральных принципов)

-Есть ли у Аркадия любимое занятие? (Аркадий любит ранним петербургским утром быстро, кратко отвечать на вопросы прохожих или самому задавать вопросы прохожим, т.е. быть деловым человеком, который торопится по важным делам).

-Как изменился Аркадий к концу романа? (Аркадий стал человеком «вполне отрезвившимся»; герой любит, жалеет Версилова; любит мать; с особой любовью и нежностью поддерживает сестру Лизу, чьё будущее остаётся загадкой; простил Ахмакову Екатерину Николаевну и теперь поддерживает с ней дружеские отношения, которые, возможно, будут иметь продолжение; отказавшись от материальной помощи Татьяны Павловны, трудится, чтоб содержать мать и сестру; отказался от поступления в университет; Татьяну Павловну считает близким другом; Аркадий научился отвечать за собственные поступки, беречь близких людей; он понимает, насколько сложна взрослая жизнь; он научился понимать и прощать людей, герой видит своё предназначение в личном счастье, в сохранении семьи: «Старая жизнь отошла совсем, а новая едва начинается»)

-Как Аркадий смог себя перевоспитать? (Анализируя собственные поступки, принимая самостоятельные решения, беспощадно себя критикуя, выбирая нравственные ориентиры в жизни: «Кончив же записки и дописав последнюю строчку, я вдруг почувствовал, что перевоспитал себя самого, именно процессом припоминания и записывания»)

-Сравните судьбы Аркадия и Ламберта. Почему судьбы подростков сложились по-разному? (Аркадий смог остановиться, выбрать правильные ориентиры в жизни, Ламберт мстил, искал лёгкий путь для самоутверждения и реализации собственных планов)

Итоги урока.

-От чего зависит судьба подростка? (от самого человека: подросток, принимая самостоятельные решения, должен предвидеть последствия поступков, осознавать ответственность за каждый совершенный шаг)

-В чём состоит подвиг подростка Аркадия? (Аркадий смог признать собственные ошибки, исправить их; изменить характер и, возможно, предопределённую судьбу) Способны ли вы признать собственные ошибки и изменить свой характер?

-Как вы думаете, кем стал Аркадий в конце романа: подростком или взрослым человеком? (Конечно, взрослым, осознавшим себя, отрезвившимся человеком, нашедшим смысл жизни).

-В чём заключается взрослость? (Взрослый —это не тот, кому можно то, чего нельзя детям, а именно: пить, курить, ругаться и гулять допоздна. Взрослость – это чувство ответственности за каждый сделанный шаг). Оцените себя: вы взрослый человек или подросток?

-Как стать взрослым? (Самостоятельно, без принуждения и напоминания, выполнять собственные обязанности в семье, в школе; воспитывать в себе чувство ответственности за совершённые поступки; пытаться самостоятельно, с учётом возрастных особенностей, не нарушая права других людей, решать собственные проблемы, руководствуясь нравственными принципами; учиться противостоять соблазнам; учиться самостоятельно контролировать себя; воспитывать выдержку, понимая, что немедленного вознаграждения не будет; воспитать внутренний стержень; найти смысл собственной жизни, учёбы)

Заключительное слово учителя. Наша жизнь — длинная дорога. И только от человека зависит то, как он эту дорогу пройдёт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: