Семинарское занятие № 7. Психофизиология мышления и речи




1. Распределенная речевая система. Модель Вернике – Гешвинда.

2. Речь и межполушарная асимметрия: языковые способности правого и левого полушарий.

3. Фокусы мозговой активности и мышление.

4. ЭЭГ корреляты умственной активности.

5. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности.

6. Половые различия и интеллектуальные функции.

Рекомендуемая литература:

1. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — С. 256–294.

2. Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. —
3-е изд. — М.: МПСИ: Флинта, 2007. — С. 207–248.

3. Небылицын, В. Д. Электрофизиологические корреляты умственной активности / В. Д. Небылицын, В. Д. Мозговой // Небылицын, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / под ред. А. В. Брушлинского, Т. Н. Ушаковой. — М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — С. 181–195.

4. Ляксо, Е.Е. Психофизиология / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. – М.: Академия, 2012. – С. 214–223.

Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию студенты должны познакомиться с классическими (локализационизм, антилокализационизм) и современными (теория системной динамической локализации, модель распределенных нейронных сетей) представлениями о мозговой организации речевой функции. Уметь охарактеризовать вклад правого и левого полушария в процессы речи и мышления. На основе имеющихся в литературе данных о влиянии различных биологических и социальных факторов на процесс функциональной организации мозга, самостоятельно проанализировать возможные причины когнитивных различий между мужчинами и женщинами.

 

Семинарское занятие № 8. Дифференциальная, возрастная и клиническая
психофизиология

1. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

2. Свойства нервной системы (динамичность, сила, подвижность, лабильность) и их характеристика.

3. Психофизиологический подход к периодизации развития: исследование Р. Тэтчера онтогенетического созревания корковых функций.

4. Роль пластичности и сензитивности ЦНС в формировании психофизиологической основы психических процессов.

5. Психофизиологическая характеристика отдельных возрастных периодов (младенчество, дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, взрослость, старость).

6. Психофизиологическая характеристика шизофрении.

7. Психофизиологическая характеристика депрессии.

Рекомендуемая литература:

1. Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. —
3-е изд. — М.: МПСИ: Флинта, 2007. — С. 291–371.

2. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2011. – С. 345–358, 401–418.

3. Ляксо, Е.Е. Психофизиология / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. – М.: Академия, 2012. – С. 259–269, 273–284, 286–299.

4. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – С. 91-188.

5. Небылицын, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / В. Д. Небылицын; под ред. А. В. Брушлинского, Т. Н. Ушаковой. — М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — С. 242–261.

Дополнительная литература:

6. Голубева, Э. А. Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова / Э.А. Голубева // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2010. — № 4. — С. 32–56.

7. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — С. 245–311.

Методические рекомендации. При подготовке к семинарскому занятию студенты знакомятся с психофизиологическим подходом к индивидуальным различиям в психике человека и процессам ее онтогенетического развития, а также психофизиологическими механизмами отдельных психических расстройств. Студент должен уметь охарактеризовать основные свойства нервной системы человека, возрастные изменения психофизиологических механизмов отдельных психических процессов, психофизиологические механизмы и корреляты депрессии и шизофрении.

 

 

Интернет-ресурсы

https://cerebral-asymmetry.narod.ru/ – сайт лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга научного центра неврологии РАМН, посвященный проблемам функциональной межполушарной асимметрии (режим доступа: свободный).

https://neurodev.ru/ – сайт лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии Российской академии образования (режим доступа: свободный).

https://j-asymmetry.com/ – сайт рецензируемого научно-практического интернет-журнала «Асимметрия» Научного центра неврологии РАМН (учредитель: Автономная некоммерческая организация «Научно-издательский центр медико-биологического профиля «АСИММЕТРИЯ»; гл. ред. В. Ф. Фокин, ISSN 1999–6489), доступны выпуски журнала с 2007 года (режим доступа: свободный)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: