Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование навыков составления деловых бумаг.
Задачи урока: 1. Раскрыть многообразие стилевых возможностей русского языка
в официально- деловой речи.
2. Формировать практические умения и навыки в области деловой речи и
делового общения.
Предметные результаты: оценивать речь с точки зрения соблюдения стилистических и акцентологических норм, правильно составлять тексты офиц.-делового стиля.
Метапредметные результаты: определение цели учебной деятельности,осознанное построение речевого высказывания.
Личностные: стремление к речевому эталону, соблюдать нормы построения текста
Оборудование урока: на уроке используется мультимедиа-презентация учащихся «Деловые бумаги
Ход урока:
I. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы с вами раскроем многообразие стилевых возможностей русского языка в официально-деловой речи, представим методическое пособие - презентацию по написанию деловых бумаг, а также проведём практикум по составлению деловых бумаг.
II. Повторение знаний об особенностях официально-делового стиля.
-Расскажите, что из себя представляет официально-деловой стиль речи, охарактеризуйте его по плану:1) сфера употребления,
2) основные стилевые черты,
3) языковые особенности.
- На какие два подстиля делится официально-деловой стиль речи?
(Официально-документальный и обиходно-деловой)
III. Распределительный диктант.
-Запишите словосочетания, распределите их в два столбика: те, которые относятся к официально-документальному подстилю, запишите в 1 столбик, а те, которые относятся к обиходно-деловому, - во 2 столбик.
|
Обвинительный приговор, кассационная жалоба, Законодательная власть, Конституционный закон, вышеуказанный документ, единовременное пособие, правительственное коммюнике, международная конвенция.
IV. IV.Работа над темой урока. Ролевая игра.
1.Слово учителя. Введение в ситуацию общения:
-А теперь, ребята, мы отправляемся в Центр занятости, в приёмную комиссию вуза, при устройстве на работу и на предприятие.
2.Ознакомление с первой ситуацией.
-Первая ситуация: выпускник, не поступив в вуз, ищет работу и приходит в Центр занятости.
3.Первая ситуация.
(Примерный диалог:
-Здравствуйте, что вы ищете? Чем могу быть полезна?
-Добрый день. Я хотел бы узнать, какие специальности сейчас больше всего востребованы.
-На сегодняшний день востребованы рабочие специальности: газоэлектросварщика, электрика, сантехника, мебельщика, автослесаря. Что вам по душе?
-Я помогаю папе в ремонте автомобиля. Мне это нравится.
-Значит, вам нужно поступать в автотранспортный техникум.
-Сколько времени нужно учиться на автослесаря?
-После 9 класса учатся 4 года, после 11 класса – 2 года.
-Какие документы я должен заполнить?
-Вот, пожалуйста, карточка-заявление. Присаживайтесь, заполняйте.
-Место проживания указывать полностью?
-Да, вы должны написать почтовый индекс, адрес, номер телефона.
-Спасибо. До свидания.)
Вывод.
В Центре занятости вы сможете воспользоваться самой большой базой данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях; получить исчерпывающую информацию о профессиях, предлагаемых на рынке труда; получить информацию об учебных заведениях; принять участие в семинарах по методике поиска работы.
|
5.Ознакомление со второй ситуацией.
-Вторая ситуация. Выпускник приходит в приёмную комиссию вуза (техникума), чтобы написать заявление о поступлении.
6. Вторая ситуация.
(Примерный диалог:
-Добрый день, чем могу быть полезна?
-Здравствуйте, я хочу поступить в ваш вуз
-На какой факультет вы хотите поступить?
-Мне очень нравится факультет «Землеустройство и кадастр». Сколько лет нужно учиться на бакалавра?
-На бакалавра учатся 4 года.
-А на специалиста?
-На специалиста – 5 лет.
-Какой проходной балл сертификата по основному предмету должен быть?
-Проходной балл – не менее 145 баллов.
-Какие экзамены сдавать?
-Вы предоставляете сертификаты.
-Спасибо за информацию. До свидания.
-Приходите. Мы вас ждем.)
7.Вывод.
Таким образом, в вуз (техникум) вы предоставляете пакет документов и пишите заявление на имя ректора (директора). Этот документ заполняли и наблюдатели 2 ряда.
8.Ознакомление с третьей ситуацией.
-Третья ситуация. Выпускник приходит на собеседование, чтобы устроиться на работу.
9.Третья ситуация.
(Примерный диалог:
-Здравствуйте. Чем могу помочь?
-Мне бы хотелось устроиться к вам на работу.
-Вы работали раньше?
-Нет, я не работал, я только что закончил школу.
-Возьмите бланк резюме и заполните его.
-Вы прослушали какие-нибудь курсы?
-Да, я закончил компьютерные курсы.
-Подойдите через 2 дня за результатом.
-До свидания.)
10.Вывод:
-Мы увидели, что выпускник заполнил резюме, но его квалификация работодателя не устроила. Он идет на другое предприятие.
|
11.Ознакомление с четвертой ситуацией.
12. Четвертая ситуация.
(Примерный диалог:
-Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Чем могу помочь?
-В этом году я закончил школу, в вуз поступать пока не планирую. Мне бы хотелось получить у вас работу.
-А почему вы желаете получить работу именно у вас?
-Работа находится недалеко от нашего дома.
-Присаживайтесь. Заполните автобиографию по образцу.
-Участие в общественной жизни школы обязательно заполнять?
-Да, для полного представления о вас.
-А трудовой стаж будет идти?
-Несомненно, мы же заводим трудовую книжку.
-Когда приступать к работе?
-Приходите завтра к 08.00.
-До свидания.)
Вывод: в любой отрасли заполнение деловых бумаг- необходимость.
Рассмотрим 3 вида:
1.Заявление.
2..Доверенность
3.Расписка
Заявление-
официальное обращение, адресованное организации, учреждению или должностному лицу, в котором излагается просьба о чём-либо.
Форма заявления.
1.Наименование адресата, к которому обращаются с просьбой.
2.Ф.И.О., должность (в Род.п.).
3.Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки).
4.Текст заявления (пишется с красной строки).
5.Дата (слева) и подпись (справа).
Образец заявления.
Директору МБОУ «Старокрымская ОШ№2» Балбек Ф.У.
Азаматовой Мерьем Асановны
ученицы 9-А класса,
заявление.
Прошу освободить меня от занятий в школе 26.10.2019 года в связи с участием в кроссе «Золотая осень».
Азаматова
25.10.2019
Доверенность-
официальный документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий другому лицу.
Форма доверенности.
·Наименование документа.
ФИО, должность, адрес (паспортные данные) доверителя.
ФИО, должность, адрес (паспортные данные) доверенного лица.
Текст доверенности (что конкретно доверяется; сумма пишется цифрами, а в скобках прописью).
Подпись доверителя.
Дата выдачи доверенности.
Наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя.
Дата удостоверения подписи и печать.
Образец доверенности
Доверенность.
Я, Васильев Юрий Петрович, проживающий по адресу: г. Архангельск, ул. Гагарина, д.56, кв. 2, доверяю Васильеву Илье Юрьевичу, проживающему по адресу: г. Архангельск, ул.Коковина, д.123, кв. 45, получить в кассе причитающиеся мне деньги в сумме 350 (триста пятьдесят) рублей.
23.05.2019 Васильев
Расписка-
официальный документ, скреплённый подписью давшего расписку лица и удостоверяющий в письменной форме получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.п.)
Форма расписки
Наименование документа.
ФИО, должность лица, дающего расписку.
Наименование учреждения (или лица), от которого получено чего-либо.
Наименование полученного с указанием количества и суммы (количество пишется цифрами, а в скобках прописью).
Подпись получателя.
Дата составления расписки.
Образец расписки
Расписка.
Я, Иванов Сергей Николаевич, директор Дворца культуры г. Ялты получил в прокат компьютерное оборудование на сумму 20 (двадцать тысяч) руб.
Обязуюсь вернуть 24.06.2019 г.. Иванов
. Упражнение в исправлении ошибок, допущенных при составлении документов.
– Найдите ошибки, допущенные при составлении документов, исправьте их.
1. Директору МОУ «СОШ №8
г. Северодвинска
Семёновой С.П.от Сергеева П.П.,
учителя физкультуры,
заявление.
Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал от этих учеников, как собака. Уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону.
Не откажите.
Ваш Пётр Петрович.
2. Доверенность
Пусть Иванову Петьке отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный (я его давно знаю), и надеюсь, денег моих не растратит.
21 февраля 2019 г.. В.Петров
3. Объяснительная записка.
Уважаемая Марья Петровна!
Я опоздал на урок, потому что когда вечером я размахивал ногой на зарядке, я ударил мизинцем по двери, от этого я не мог ходить быстро, а в тот вечер я вообще не мог ступать на эту ногу. А сейчас у меня весь палец опух и покрылся синяком. Только из-за этого я опоздал.
Ученик 7а класса Крылов Володя
.
5. Узнайте слово.
-Я прочитаю толкование, лексическое значение слова, а вы узнайте слово и запишите его.
1.Документ, содержащий просьбу, предложение или жалобу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу. (Заявление)
2.Документ, предназначенный для предъявления в учреждение. (Справка)
3.Документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, ценностей), заверенный подписью получателя. (Расписка)
4.Документ, дающий право кому-либо действовать от имени лица, выдавшего этот документ. (Доверенность)
5.Документ, объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. (Объяснительная записка)
VII. Домашнее задание. Написать расписку о получении спортивного инвентаря и книг для школы.