от Древнейших государств на территории России до становления новой российской государственности (до 1993 г.)




История Отечества (России)

(Педагогический институт, 1, 2-й курс)

 

Вопросы (всего 120 штук):

1. Сущность и формы исторического знания 2. Подходы к изучению истории и её функции 3. Методы и источники изучения истории 4. Отечественная историография 5. Методология и принципы исторической науки 6. Самобытность истории России 7. Древнейшие государства на территории России 8. Восточные славяне в древнейший период 9. Славяне и окружающие их народы 10. Основные этапы становления государственности 11. Византийско-древнерусские связи 12. Особенности социального слоя Древней Руси 13. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности 14. Первые русские князья (9-середина 10 века) 15. Принятие христианства 16. Роль церкви в жизни Древней Руси 17. Русь в период правления Владимира и Ярослава Мудрого. Расцвет Киевской Руси 18. Эволюция восточно-славянской государственности в 11-12 веках 19. Социально-политические изменения в русских землях в 13-15 веках 20. Культура Руси до монгольского нашествия 21. Монголо-татарское нашествие 22. Россия и средневековые государства Европы и Азии 23. Русская культура 13-15 веков 24. Борьба между Москвой и Тверью, Иван Калита 25. Возвышение Москвы 26. Образование единого государства 27. Зарождение и укрепление самодержавия 28. Россия в период правления Василия III 29. Реформы Ивана Грозного 30. Присоединение Поволжья и Сибири 31. Ливонская война 32. Смутное время. Предпосылки и причины смуты 33. Царствование названного царя Дмитрия 34. Разрастание и завершение Смуты 35. Новая царская династия, Михаил Фёдорович Романов 36. Государство в период царствования Алексея Михайловича 37. Реформы Никона. Церковный раскол 38. Воссоединение Украины с Россией 39. Русская культура 17 века 40. Воцарение Петра 1. Борьба за выход к морю 41. Социально-экономические реформы Петра 1 42. Административные реформы Петра 1 43. Внешняя политика в эпоху Петра 1 44. Различные оценки деятельности Петра 1 45. Россия в первые годы после смерти Петра 1 46. Правление Анны Иоанновны 47. Россия в период правления Елизаветы Петровны 48. Отечественная наука и культура в 18 веке 49. Век Екатерины. «Просвещённый абсолютизм» 50. Внутренняя политика Екатерины 2 51. Внешняя политика Екатерины 2 52. Рост империи в правление Екатерины 2 53. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва 54. Правление Павла 1 55. Либеральные реформы Александра 1 56. Внешняя политика в первой четверти 19 века 57. Отечественная война 1812 года 58. Россия в правление Николая 1 59. Восстание декабристов 60. Присоединение Кавказа 61. Крымская война 62. Отмена крепостного права 63. Реформы гражданского самоуправления 64. Судебные реформы Александра 2 65. Промышленное развитие страны в пореформенное время 66. Общественно-политическая мысль во 2-й пол. 19 в. 67. Внешняя политика во 2-й пол. 19 в. 68. Восточная политика России. Присоединение Средней Азии 69. Русско-Турецкая война 1877-1878 годов 70. Развитие промышленности во 2-й пол. 19 в. 71. Государственные реформы С.Ю. Витте 72. Русско-японская война 1904-1905 годов 73. Причины, ход и последствия революции 1905-1907 годов 74. Образование и программы политических партий 75. Зарождение российского парламентаризма 76. Третьеиюньская политическая система (1907-1914 годы) 77. Реформы П.А. Столыпина 78. Образование Тройственного союза. Балканские кризисы 79. Причины и характер Первой мировой войны 80. Российское общество в первые годы войны 81. Начало Февральской революции. Падение монархии 82. Политика Временного правительства 83. Разгром Корниловского мятежа 84. Приход к власти большевиков 85. Брестский мир 86. Начало Гражданской войны 87. Ход и результаты Гражданской войны 88. Причины поражения Белого движения и победы Красной Армии 89. Политика военного коммунизма 90. Новая экономическая политика 91. Образование СССР 92. Борьба за власть. Утверждение единоличной власти И.В. Сталина 93. Советская индустриализация 94. Всеобщая коллективизация 95. Культурная революция 96. Советское общество 1930-х годов 97. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии 98. Внешняя политика СССР в предвоенные годы 99. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия 100. Война с Финляндией 101. Великая Отечественная война. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 году 102. Перестройка промышленности на военный лад 103. Внешняя политика СССР в годы войны 104. Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны 105. Победа над Японией 106. Цена и источники Великой Победы 107. Послевоенное восстановление хозяйства 108. Внешняя политика страны в первые послевоенные годы 109. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина 110. 20-й съезд КПСС 111. СССР в период правления Н.С. Хрущёва 112. Внешнеполитический курс эпохи «оттепели» 113. Культурная жизнь страны во времена НС. Хрущёва 114. Советские успехи в науке и технике 115. Развитие страны в период правления Л.И. Брежнева 116. Советский союз в 1985-1991 годах. Перестройка 117. Распад СССР. Беловежские соглашения 118. Попытка государственного переворота 1991 года и её провал 119. Политический кризис 1993 года 120. Становление новой российской государственности

 


 

1. Сущность и формы исторического знания История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержание истории – исторический процесс, раскрывающийся в многогранных явлениях человеческой жизни (хозяйство, общественная жизнь, деятельность исторических личностей), сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Предмет отечественной истории – закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества, исследование конкретных форм проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. Большинство проблем современности, входящих в круг изучения общественными науками, может быть решено только на основе исторического подхода, исторического анализа на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития. Для возникновения исторического знания необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. Это стало возможным после утверждения представлений о линейном времени, хронологии. Исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности разных сфер общественной жизни. Существует несколько форм исторического знания. Элементарная, - обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Второй уровень исторического знания – складывается в процессе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) – формируется в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. 2. Подходы к изучению истории и её функции Существует несколько подходов к изучению истории. Учёные, придерживающиеся материалистических позиций, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. При объяснении причинности приоритет отдаётся экономике и обществу. Либеральные историки считают, что история изучает самого человека, личность в самореализации естественных прав, дарованной природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени». История выполняет несколько социально значимых функция. Познавательная и интеллектуально-развивающая функция – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. В науке слово «история» часто употребляют в значении «процесс движения во времени и процесс познания во времени». Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на разных этапах. Практически-политическая функция – заключается в том, что история как наука, раскрывая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Мировоззренческая функция – состоит в том, что историческая наука даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их понимание формирует взгляд на мир, общество, закономерности его развития. Мировоззрение является научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии это исторические факты. Воспитательная функция – заключается в том, что изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел. 3. Методы и источники изучения истории Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Хотя каждый историк не беспристрастен, он не может себе позволить искажать и утаивать истину, поиск и утверждение которой является главной целью любой науки. Существует несколько методов, характерных именно для истории: - хронологический метод – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; - синхронный метод – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; - дихронный метод – подразумевает разработку периодизации; - экспериментальный метод (или историческая реконструкция). Основой исторического знания являются разнообразные источники, к которым относятся все остатки прошлой жизни и все свидетельства о прошлом. Современные исследователи рассматривают источник как составляющую часть социальной структуры, связанной со всеми остальными структурами общества. Источник возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован. Исторические источники многообразны. Далеко не все используются только историками. Историческая наука активно сотрудничает со смежными историческими дисциплинами – археологией, сфрагистикой, геральдикой, генеалогией, а также с филологией, статистикой, этнографией и др. и использует источники этих наук. Многообразие источников неисчерпаемо. Одно из определений относит к историческим источникам «всё, что даёт информацию о прошлом человеческого общества» (И.Д. Ковальченко). Выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические (устная языковая культура). Внутри каждой из этих групп выделяют подгруппы, которые меняются в зависимости от эпохи. Например, письменные источники Нового времени можно разделить на законодательные, делопроизводственные материалы, периодическую печать, источники личного происхождения (мемуары, письма, дневники и т.д.), статистические материалы, художественную литературу. 4. Отечественная историография Историография (от греч. «история» - разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу) – это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки, а также совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе. Историография Киевской Руси начинается с «Повести временных лет», первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печорского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113 г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному проведению и божественной воле. У истоков русской исторической науки стояли М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев, которые полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Н.М. Карамзин в книге «История государства российского» утверждал необходимость для России мудрого самодержавия. С.М. Соловьёв, автор многотомной «Истории России с древнейших времён», видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее – к государственности. Три важнейших фактора – природа страны, природа племени и ход внешних событий – объективно определяли ход русской истории. В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» писал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географических, этнических, экономических, социальных, политических), характерных для каждого периода. В советский период в истории господствовала только одна концепция – марксистско-ленинская. Согласно ей, определяющая роль в жизни людей принадлежит материальному производству, а история рассматривается как переход от одной общественно-экономической формации к другой, завершающейся построением на земле коммунистического общества. Альтернативные источники исследования нашли развитие в концепции Л.Н. Гумилёва, предложившего рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идёт поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории, истории отдельных социальных групп, гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др.

 


 

 

5. Методология и принципы исторической науки В исторической науке два основных подхода: идеалистическое и материалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. В основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, на основе своих способностей, данных ему Богом. Представители материалистической концепции утверждают противоположное: поскольку материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми. Большинство отечественных историков дореволюционного времени придерживались идеалистического подхода. С распространением марксизма некоторые учёные перешли к диалектико-материалистическому методу, ставшему определяющим научным принципом в советский период. Современная наука рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, лидеров. Основными научными принципами истории являются следующие: - принцип историзма – рассмотрение всех фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности; - принцип объективности – опора на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему; - принцип социального подхода – рассмотрение историко-экономических процессов с учётом социальных интересов различных слоёв населения, различных форм их проявления в обществе; - принцип альтернативности – определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. 6. Самобытность истории России Россия, расположенная территориально в Европе и Азии, подвергалась влиянию соседних и западных, и восточных стран. Россия, как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировалось наше государство. Во-первых, это неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ продолжительностью в 4-5 месяцев во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи. Во-вторых, в становлении и развитии Руси (России), особая роль принадлежит евразийскому, континентальному, геополитическому фактору. Обширная, слабозаселённая территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с соседними племенами. Отсутствие естественных преград, гор, морей помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами. В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро приняли православную религию. Её коллективистская духовность объединила народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование, как на Западе. Всё это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте Всемирной истории. 7. Древнейшие государства на территории России В древнейшую эпоху на южных территориях Евразии складывались крупные государства, оказывавшие влияние на ход мировой истории. К северу от цветущих рабовладельческих цивилизаций древности, на территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, которые переживали стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее рано классовое общество сложилось у ираноязычных скифов, к которым греческие историки относили всё население, живущее к северу от Чёрного и Азовского морей, в том числе, возможно, и славян, в Среднем Приднестровье. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чём свидетельствуют сокровища, найденные в курганах – захоронениях скифских царей. В 6-4 вв. до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз. В 3 в. до н.э. на его базе сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). Посредниками в торговле хлебом со скифскими племенами были греческие города – рабовладельческие государства на побережье Чёрного моря. Наиболее известными из них были Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Питиус, Диоскурада, Танаис. Почти все города-государства Причерноморья были республиками. В 5 в. до н.э. один из городов – Пантикапей – стал центром крупной рабовладельческой державы – Боспорского царства (5 в. до н.э. – 4 в. н.э.), которое вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами. Здесь же произошло первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны – восстание Савмака (107 г. до н.э.) В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К 3 веку н.э. отчётливо проявляется кризис рабовладельческого строя, а в 4-5 вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племён готов и гуннов. В эпоху Великого переселения народов (3-6 вв. н.э.) значительная часть территории, на которой позднее образовалось Древнерусское государство, была заселена славянскими племенами, а южные территории – кочевыми племенами, пришедшими из степей Центральной Азии. 8. Восточные славяне в древнейший период По мнению большинства историков, славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2-го тысячелетия до н.э. Археологические данные подтверждают, что прародиной ранних славян была территория от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 в. до н.э. Античные авторы называли славян венедами или антами. В 6-7 вв. у славян сложился общий уклад жизни. В состав общины входило 50-60 домохозяйств, каждое из которых жило большой семьёй. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, скот, приусадебная земля, инвентарь – личные, основной земельный массив, луга, леса – общие. Дела решались на основе самоуправления, на сходах самостоятельного мужского населения, именуемых миром. Для ведения общих дел выбирались старейшины. Мир охранял благоденствие всей общины и требовал от каждого её члена безоговорочного повиновения. Голосования не проводились. Разногласия должны были улаживаться единодушно. Согласно различным источникам, у славян присутствовала социальная дифференциация. Наверху социальной лестницы были князья разных рангов, бояре, гости-купцы. Внизу – «смерды», общинники-земледельцы, «люди», а также многочисленная «челядь» (рабы). Для организации обороны общины объединялись в волости, на стратегически выгодных местах, обычно на высоких берегах рек. строили города, где помещались избираемые из родоплеменной знати князья с дружинами. Уже в 6-7 вв. возникли большие города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Новгород – у ильменских славян. Постепенно города через власть князей и силу их дружин подчинили окружающие волости, стали центрами княжеств. Религиозные воззрения славян прошли три этапа: 1) поклонение добрым и злым началам (берегини, упыри, вурдалаки); 2) поклонение культу Рода и рожениц; 3) у славян к 9-му веку был развитый пантеон богов, среди которых постепенно выделился дружинный бог войны и покровитель воинов – Перун. Служителей языческих культов называли кудесниками и волхвами.

 

 


 

9. Славяне и окружающие их народы Важными в становлении государственности у славян были отношения с кочевыми народами степи, протянувшейся от Причерноморья до Центральной Азии. В конце 4 века сложившийся на юге современной Украины готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедших из Центральной Азии. В 375 году орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу, до границ Франции. В своём продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и гунны были отброшены на восток. В 6 веке тюркоязычные авары создали в южнорусских степях своё государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 году. Крупнейшими государствами 7-8 вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. Это были неустойчивые конгломераты кочевников, промышлявшых военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована проживавшими там южными славянами, взявшими себе имя болгар. Другая часть болгар – тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Булгария. В середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья, степей Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крыма начала складываться сильная держава Хазарский каганат, который в течение трёх столетий занимал важные позиции в Восточной Европе. В формировании этноса хазар участвовали разные этнические группы Хазарская знать перешла от языческого поклонения разным богам к религии монотеистического характера – иудаизму. В экономической жизни каганата главными действующими лицами были крупные торговцы, в руках которых, как отмечают арабские источники, ещё в 9 в. находилась транзитная торговля между Азией и Европой. Русские летописи отмечают, что хазарам платила дань вся восточная часть русского славянства. В 10 в. Русь разгромила Хазарский каганат. 10. Основные этапы становления государственности В 6-9 вв. восточно-славянские племена объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический характер. Такие союзы включали в себя 120-150 отдельных племён, состоявших, в свою очередь, из большого количества родов и занимавших значительную территорию. По среднему течению Днепра жили поляне, на правобережье Днепра – древляне. По рекам Ока и Москва – располагались вятичи, на запад от них жили кривичи, а по реке Сожь – радимичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки», возникшего в конце 9 века. Племенные союзы возглавлялись князьями. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделённая на «сотни»), во главе стояли тысяцкие и сотские. Особой военной организацией была дружина, которая делилась на старшую (из неё выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю) и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. По поручению князя дружинники собирали с покорённых дань («полюдье»). Одним из таких объединений был союз племён во главе с Кием (известен с конца 5 в.). На территории в районе озера Ильмень с центром в Новгороде располагалась – Славия. Согласно так называемой «норманнской теории» (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер, приверженцем её был Н. Карамзин), государственность Руси возникла в связи с обращением славянских племён к норманнскому воину Рюрику с братьями Синеусом и Трувором прийти и править ими. Однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян, а запись в летописной «Повести временных лет» о призвании Рюриковичей, на которую опираются историки-норманисты, оказалась поздней вставкой в её первоначальный текст. Современные историки обладают убедительными доказательствами того, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до появления варягов. 11. Византийско-древнерусские связи Отношения Древней Руси и Византии складывались в войне и мире. Первые сведения о нападении Руси на Крымское побережье от Корсуни до Керчи, принадлежавшее Византии, относится к первой четверти 9 века. Во второй четверти этого же века, до 842 года, древнерусские дружины напали на Малоазийский берег Чёрного моря и разграбили обширные территории Византии. Самым примечательным событием было нападение Руси на Константинополь 18 июня 860 года, когда 200 кораблей стали угрожать византийской столице с моря. Император Михаил вынужден был вести переговоры о мире, в результате которых был заключён договор. При императоре Феофиле, в 839 году, послы Руси находились в столице. Имеются свидетельства о нескольких заключённых договорах, последний из которых имел следствием принятие Русью христианства из рук Византии. В 944 году князь Игорь нанял печенегов и собрал большое войско. Греки откупились большой данью, и русские ушли воевать в болгарские земли. Однако отношения с Византией не ограничивались только грабежом. Русские князья и купцы охотно торговали с Византией. С наступлением весны туда вывозилась собранная зимой дань, в основном меха, а также мёд, воск и рабы. Известны два договора русских с греками – договор Олега (911 г.) и договор Игоря (944 г.). В них регулировались условия пребывания и торговли русских купцов в Царьграде. Кроме того, русские князья предоставляли военную помощь императорам во время угроз внешнего вторжения или восстаний (князь Владимир в 986-989 гг.) Велико было и культурное влияние Византии на славян. Отсюда славяне получили алфавит и первые переводы с греческого на свой родной язык. Русские летописи ведут своё начало, летоисчисление, традицию от византийской хронографии. Принятие христианства Русью ещё более упрочило отношения с Византией, причём усвоение лучших византийских образцов происходило не механически, но творчески перерабатывалось, принимало новые, своеобразные органические формы, поэтому многое из духовного наследия Византии продолжало жить и в культуре Московской Руси. 12. Особенности социального слоя Древней Руси Древняя Русь являлась типичным примером раннефеодальной монархии, хотя процесс феодализации здесь шёл заметно медленнее, чем в странах Западной Европы. В основе социальных отношений лежала собственность феодала на основное средство производства – землю – и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят ей за пользование землёй налог. Выделяются два основных класса – крестьяне (прежде всего, смерды) и феодалы. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов – разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него долг деньгами, скотом, семенами или инвентарём; рядовичей – зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»); изгоев – обедневших выходцев из общин; холопов – зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине. Класс феодалов составляла военно-княжеская знать – представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племён или земель, бояре, старшие дружинники. Наиболее уважаемые, старшие, дружинники именовались боярами и составляли постоянный совет при князе – Боярскую думу. Верховным собственником земли и всех природных богатств (пушнины, мёда и воска диких пчёл, рыбы и т.д.) было государство. Бояре и дружинники со времён первых Рюриковичей получали от князя часть дани, в сборе которой они принимали непосредственное участие. На местах княжеская власть была ограничена элементами сохранявшегося народного самоуправления в лице выборных старейшин (старцев градских), которые участвовали в княжеской думе и влияли на принятие того или иного решения, а также народного собрания (вече). В целом иерархическая структура власти была такова: великий князь Киевский; дружина, удельные князья, посадники, волостели, местная дружина, погосты, становища, волости.
       

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: