Состояние когнитивных, языковых и психофизиологических компонентов развития речи детей КГ-2 и ЭГ-2 после обучения




1. Эмоциональное реагирование 2. Стимуляция речевого развития 3. Игра 4. Речевая активность в игре 5. Мелодика голоса 6. Ритм слова 7.Тон голоса 7. Фонематическое восприятие 8. Движения губных мышц 9. Движения нижнечелюстных мышц 11.Движения мышц языка

 

Анализ результатов коррекционно-предупредительного воздействия показал, что речевое развитие 28 детей ЭГ-2 находится в диапазоне возрастной нормы. Из них у 14 детей сохранились искажения в произношении отдельных звуков по типу минимальных дизартрических расстройств; у 3 детей подобные искажения сохранились в группах звуков (свистящих, шипящих, сонорных).

Таким образом, предложенная нами система коррекционно-предупредительного воздействия в условиях дошкольных образовательных учреждений (логопедический пункт, группы кратковременного пребывания) позволяет нормализовать ход речевого развития и предупредить возникновение выраженных проявлений речевой патологии.

В заключении подведены итоги и сформулированы общие выводы.

Процесс речевого развития определяется поэтапным взаимодействием психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов, что нашло свое отражение в разработанной нами модели психоречевого развития ребенка раннего возраста.

Выявлена совокупность прогностически значимых признаков отклонений речевого развития в раннем возрасте, что позволило среди детей группы риска выделить и охарактеризовать разные типы нарушений речевого развития, отдифференцировать их от темповых вариантов задержки.

Разработана, научно обоснована и апробирована методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при разных отклонениях речевого развития детей раннего возраста, имманентными составляющими которой являются следующие блоки: клинико-логопедический (коррекция моторных предпосылок артикуляции и слухового речевого гнозиса), музыкально-логопедический (коррекция интонационно-ритмических процессов), социально-педагогический (развитие когнитивной, эмоциональной сфер).

Доказана эффективность разработанного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речи в раннем возрасте, позволяющего в сензитивном периоде психического развития в зависимости от структуры дизонтогенеза устранить недостаточность функционирования психофизиологических и когнитивных компонентов речеязыковой системы и тем самым минимизировать вероятность нарушений речи вторичного порядка.

Дальнейшую перспективу исследования речевых процессов детей группы риска мы видим в мониторинге состояния специфических возрастных возможностей психоречевого развития детей в период дошкольного детства.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1. Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития в раннем возрасте // Дефектология. – 2007. - №2. – С.77 – 85.

2. Шереметьева Е.В. Особенности двигательной основы артикуляционного праксиса у детей раннего возраста с отклоняющимся типом речевого развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. Серия 2. «Педагогика, психология и методика преподавания». – 2005. - № 15. – С. 37-41.

Работы в других изданиях:

3. Шереметьева Е.В. Логопедическое изучение речевого развития детей группы риска 3-го года жизни // Логопед. – 2004. - №4. – С.56 – 61.

4. Шереметьева Е.В. Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. – С.156 – 161.

5. Шереметьева Е.В. Изучение игровой деятельности в комплексном педагогическом выявлении речевого дизонтогенеза ребенка раннего возраста // Приоритетные направления развития современной логопедагогики: материалы регионального научно-практического семинара 22-24 марта 2005 года. – Челябинск; М., 2005. – С. 44-53.

6. Шереметьева Е.В. Ритмическая организация речи ребенка третьего года жизни: норма и девиация //Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том II. Материалы секции «Реализация системного принципа коррекционной работы по преодолению речевых нарушений». – М.: МГПУ. 2005. – С.270 – 274.

7. Шереметьева Е.В. Технологии взаимодействия с социумом ребенка раннего возраста группы риска по речевой патологии //Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006 г.). – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. – С. 288 – 292.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: