Антропоморфная пластика эпохи палеолита




Мелкая пластика, по Шеру, включает в себя три типа объектов:
а) статуэтки и иные объёмные изделия вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта)
б) уплощённые (плоские то есть) предметы с гравировкой и росписями
в) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами

Древнейшие произведения палеолитической пластики найдены в Средней Европе.
Антропоморфная пластика - человекообразная. В эпоху палеолита наиболее распространенными являлись изображения женщин - так называемых палеолитических венер. Большинство из них небольших размеров 4-17 см. Их отличительным признаком является грузность форм, преувеличенная “дородность”. Типичным примером можно считать Венеру Виллендорфскую.
Ноги ниже колен, как и у большинства аналогов, показаны в несколько укороченной пропорции. Ступни отсутствуют, руки малы и тонки, их кисти сложены поверх груди. В области запястий заметна зубчатая нарезка, возможно означающая браслеты или перевязи. Реально подчеркнуты признаки пола. Безликая голова характерно опущена вниз. Волосы покрыты убором, украшенным выпуклыми нашивками
Сделана из материала, который не встречается близ места её нахождения. Подкрашена охрой.

И статуэтки из Костенок:


Однако есть и достаточно реалистичные изображения. Например, так называемая “Дама в капюшоне”, она же Венера Брассемпуйская.

“Венера Бесстыжая”


При всем реализме и высокой художественной правдивости, при соблюдении довольно точных естественных пропорций фигур, их руки, как правило передаются очень условно. Они непропорционально малы и тонки, и сложены в верхней части туловища, на груди или животе. Другая характерная особенность – отсутствие лица и суммарная трактовка головы, которая иногда украшена деталями прически или головного убора, нашитыми на шапочку раковинами и пронизками.


“Венера из Лепсюга”

Большой редкостью считаются находки из обожженной глины.

Считается, что большинство европейских статуэток делалось по определённому “канону”, согласно ему грудь и бёдра вписываются в круг, а всё тело - в ромб. Характерный пример, по которому можно чётко это отследить - “Венера из Лепсюга”.

Именно женские статуэтки имели огромное значение для людей потому что зачастую именно женский труд (собирательство) в рамках присваивающего хозяйства становился залогом выживания всего коллектива, поскольку охота во все времена не была гарантированным и надежным источником питания, а растительная пища всегда более доступна. Кроме того, именно на женщинах лежала основная забота о домашнем хозяйстве и воспитании детей, о привитии им первоначальных навыков жизни в коллективе.

 

В Сибири и Прибайкалье также находят фигурки, изображающие женщин, однако они заметно отличаются от европейский аналогов. Наряду с грузными обнажёнными женщинами встречаются и статуэтки со стройными, вытянутыми пропорциями, именно в этом их главное отличие от европейские. Кроме того, в отличие от европейских, они изображены одетыми. Предполагается, что на них меховые “комбинезоны”. Они найдены на стоянках Буреть и Мальта.
Материал: преимущественно кость мамонта.

Практически все исследователи палеолитических женских статуэток сходят на мнении о том, что их предназначение имеет ритуальных характер, являются идолами или амулетами. Вероятнее всего, они являются символами материнства и плодородия, о чём свидетельствуют дородные формы. Предполагается, что женщины с преувеличенно большим животом беременны, что подтверждает вышесказанное.
Наиболее известны "венеры" из Костёнок, Авдеево, Гагарино (Липецкая область), Мальты и Бурети (Иркутская область), Виллендорфа (Австрия), Брассемпуи (Франция), барельеф "Венера с рогом" из навеса Лоссель (Франция), фигурки и резные головы людей из Брно и Дольни Вестонице (Чехия).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: