Организационные условия проведения занятий




Коррекционная программа

Профилактики и снятия агрессивных состояний у детей

«Управление гневом»

 

Содержание

1. Пояснительная записка__________________________________ 3

2. Организационные условия проведения занятий____________ 4

3. Учебно-тематический план_______________________________ 5

4. Содержание программы__________________________________ 6

5. Методы отслеживания эффективности программы__________ 7

6. Методические рекомендации______________________________ 7

7. Список литературы______________________________________ 11

8. Приложения_____________________________________________12


Пояснительная записка

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и проявлениями детской агрессии. Агрессивность – свойство личности; целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Необходимо помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

С целью оптимизации работы в сфере оказания психологической помощи была разработана данная программа «Управление гневом».

Программа «Управление гневом» предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других.

Программа «Управление гневом» создана на основе программ: Бреслава Г.Э., Лебедевой О.А., Смирновой Е.Е.

 

Целью данной коррекционной программы является расширение адаптационных возможностей детей и подростков.

Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

· формировать способность к осознаванию собственного эмоционального мира, к пониманию чувств других людей;

· развивать эмпатию;

· обучать детей и подростков навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

· обучать детей и подростков приемлемым способам выражения гнева;

· обучать детей и подростков конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;

· формировать позитивную самооценку;

· формировать мотивацию к социальному взаимодействию и сотрудничеству.

Программа предусматривает использование в работе:

· арт-терапевтических методик;

· психогимнастических упражнений;

· бесед;

· коррекционные упражнений;

· тестирования;

· релаксационных упражнений;

· игровых методик.

В процессе занятий по программе «Управление гневом» у подростков формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:

· умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;

· умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;

· освоение приемов саморегуляции;

· освоение приемов мышечной релаксации;

· умение использовать различные способы поведения в проблемной ситуации;

· умение выражать агрессию приемлемым способом;

· навыки конструктивного взаимодействия;

 

Организационные условия проведения занятий

Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по заявке или результатам тестирований. Продолжительность программы – 10 занятий по 40-50 минут. Состав группы 5-10 человек.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку, основное упражнение и рефлексию. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).

Перед началом цикла занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.

 

2. Учебно-тематический план

 

Наименование разделов, тем Всего часов Кол-во часов (10)
Теорет-е занятия Практ-е занятия
  Вводное занятие. «Знакомство»      
  Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии      
2.1 «Гнев – одно из наших чувств»      
  Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева      
3.1 «Мой гнев»      
3.2 «Море эмоций»      
4 Коррекционная работа, направленная на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции) 2   2
4.1 «Я – властелин своего тела»      
4.2 «Новые возможности»      
5 Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации 3   3
5.1 «Два барана»      
5.2 «Чтобы не обидеться»      
5.3 «Достигая своей цели»      
  Итоговое занятие. «Повелитель драконов»      
  Итого      

 

 

3. Содержание программы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: