Выразительность движения




ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры и актерского мастерства

С.П.Кутьмин

Краткий словарь театральных терминов

для студентов режиссерской специализации

485 слов

 

 

Издательство

Тюменского государственного института искусств и культуры

ББК 85.33 я 2

К 95

Кутьмин, С.П.

Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с.

 

 

В словаре рассмотрены специальные термины театрального, эстрадного искусства. Это слова, которыми больше других пользуются на репетициях режиссеры театра и массовых праздников, их мы постоянно слышим в работе над спектаклем, представлением, в работе актера над ролью. Словарь предназначен для студентов и преподавателей средних и высших учебных заведений искусств и культуры.

 

Рецензент: Жабровец, М.В. к.п.н, доцент, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства

 

© Кутьмин С.П., 2003

© Тюменский государственный институт искусств и культуры, 2003

Предисловие

 

Настоящий словарь имеет целью дать лишь краткое, самое основное объяснение терминов, часто встречающихся в процессе обучения режиссуре, в работе над спектаклем, представлением, ролью. Искусство - сфера деятельности, которая крайне сложно поддается систематизации, обобщениям, теоретизации, а также точным определениям и формулировкам. Каждый термин имеет много толкований. И каждое толкование не вполне точное и исчерпывающее. Сколько творцов режиссеров - столько и мнений по поводу профессиональной терминологии. Ведь любое теоретическое положение - вытекает из конкретного творческого практического опыта, а творчество всегда индивидуально и неповторимо. Даже у К.С. Станиславского наблюдается постоянная эволюция в понимании того или иного термина. В процессе жизни и творческих поисков, терминология понятий видоизменялась, уточнялась, дополнялась. Формулировки К.С. Станиславского были творчески осмыслены и развиты в трудах его учеников и последователей - М. Кнебель, М. Чехова, В.Мейерхольда, Е.Вахтангова, Г. Кристи, Г. Товстоногова, Б.Захавы, А. Паламишева, Б. Голубовского, А.Эфроса и многих других. К. С. Станиславский призывал подходить к делу творчески, а не относится к нему догматически. Поэтому, при работе со словарем начинающий режиссер должен усвоить только сущность того или иного понятия, а далее попытаться “присвоить и соотнести” его с собственным восприятием и творческими поисками. Словарь содержит около 490 слов и терминов. Этого объема, конечно, недостаточно. Словарь требует дальнейших доработок, дополнений и уточнений. Надеюсь, он будет постепенно увеличиваться в объеме, а количество слов и терминов пополнятся и уточнятся. Если при работе со словарем у читателей возникнут пожелания, замечания, они будут учтены в следующем издании словаря.

 


“Проще, выше, легче, веселей”. К.С.Станиславский

 

 

А

Абстракция (лат. - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа. Данный способ предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

Абсурд (лат. - бессмыслица, нелепость) Направление в искусстве, противоречие сюжетности произведения. Если произведение развивается в определённой последовательности и логике событий: экспозиция, завязка, конфликт, его развитие, кульминация, развязка и финал, то абсурд - это отсутствие логики конфликта. Это направление получило отражение в произведениях Ж. Ануя, Ж. П. Сартра, Э. Ионеско и т.д. Абсурд - род творчества, определяющий парадоксальность этого явления; он мало изучен, но представляет особый интерес со стороны режиссуры театра.

Авангард (фр. – передовой отряд) - направление искусства, противоречащее установившимся в искусстве нормам. Поиск новых решений, отвечающих эстетике и запросам нового поколения.

Авансцена (фр. - перед сценой) - передняя часть театральной сцены (перед занавесом). Авансцена в современном театральном искусстве представляется дополнительной игровой площадкой. Возможность непосредственного общения с залом.

Автор (фр. - создатель) – творец, создатель научного, литературного или художественного произведения. Автор инсценировки, спектакля.

Авторская речь - слова, которыми автор от своего имени характеризует своих героев, оценивает их поступки, события, обстановку, пейзаж.

Администратор (лат. - управляю, заведую) - человек, профессиональная деятельность которого, направлена на прокат спектаклей, концертов в театре и на эстраде.

Ажиотаж (фр. - волнение) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов.

Азарт (фр. – случайность) – запальчивость, задор. Сильное увлечение, рвение. Крайнее увлечение игрой.

Акт (лат. - поступок, действие) - Отдельная, крупная, составная часть драматического действия или театрального представления.

Актер (лат. - действующий, исполнитель, декламатор) - тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер - живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.

Актерский штамп - приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его второй натурой, которая заменяет на подмостках человеческую природу.

Актерское искусство - искусство создания сценических образов; вид исполнительского искусства. Материалом для работы актера над ролью служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, наблюдательность, воображение, память т.е. его психофизика. Особенностью актерского искусства является то, что процесс творчества в конечной стадии совершается на глазах у зрителя, в процессе спектакля. Актерское искусство находится в тесной связи с искусством режиссера.

Актуальный (лат. - существующий, современный) - важность, значительность для текущего момента, злободневность, современность.

Аллегория (гр. - иносказание) - принцип художественного осмысления действительности, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках - а. правосудия. Словесная аллегория в баснях, сказках.

Аллюзия (лат. - намекать) - прием художественной выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф.Феллини “И корабль плывет” прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

Амбивалентность (лат. - оба - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту. Например: любви и ненависти, удовлетворения и неудовлетворения. Одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим.

Амбиция (лат. – честолюбие, хвастовство) – самолюбие, чувство чести, чванство, спесь.

Амплуа (фр. - применение) – характер ролей исполняемых актером. Тип театральных ролей соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера. Виды сценического амплуа: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер.

Амфитеатр (гр. - кругом, с обеих сторон) - сооружение для зрелищ. В современных театрах - ряды кресел, расположенных за портером и выше его.

Анализ (гр. - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой (действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Атмосфера происходящего действия, музыкальная, шумовая и световая партитуры. Анализ включает в себя обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки осуществления постановки на практике.

Аналогия (гр. - соответственный) - сходство между объектами в некотором отношении. Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.

Ангажемент (фр. - договор) - приглашение артиста по договору для выступлений на определённый срок.

Анекдот (гр. – неизданный) – вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии.

Анонс (фр. - объявление) - объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях. Предварительная, без подробных указаний афиша.

Ансамбль (фр. - вместе, целое, связность) - стройное единство частей образующих целое. Художественная согласованность совместного исполнения драматического или другого произведения. Целостность всего спектакля на основе его идеи, режиссерского решения и т.п. Благодаря сохранению ансамбля исполнителей создаётся единство действия.

Антракт (фр. - между - акт) - краткий перерыв между актами, действиями спектакля или отделениями концерта.

Антрепренёр (фр. - предприниматель) – частный, театральный предприниматель. Владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка, киностудии, телевидения и т.д.).

Антреприза (фр. - предприятие) – зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем. Держать антрепризу.

Антураж (фр. - окружение, окружающие) - среда, обстановка. Антуражем являются не только декорации и выгородки, но и пространство,

Аншлаг (нем. - удар) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошёл при полном аншлаге”.

Апарте (лат. - в сторону.) - сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы не слышные партнерам на сцене.

Апломб (фр. - отвес) – самоуверенность, смелость в манерах, разговоре и действиях.

Апофеоз (гр. - обожествление) - заключительная, торжественная массовая сцена театрального представления или праздничной концертной программы. Пышное завершение какого-либо зрелища.

Арена (лат. - песок) - круглая площадка (в цирке), на которой даются представления. Используются как в театре, так и в театрализованном представлении.

Арлекин (ит. - маска) – комический персонаж итальянской народной комедии в характерном костюме из разноцветных лоскутьев. Паяц, шут.

“Арлекин” (ит.) - узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены над основным занавесом Первая падуга после занавеса.

Артикуляция (лат. - расчленять, членораздельно) - членораздельное произношение. Работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, челюстей, голосовых связок и т.д.), необходимых для произнесения определенного звука речи. Артикуляция является основой дикции и неразрывно связана с ней.

Артист (фр. - человек искусства, художник) – человек, занимающийся публичным исполнением произведений искусства. Талантливый человек, владеющий своим мастерством в совершенстве.

Артистическая техника - техника, направленная на развитие совершенствования психической и физической природы артиста. Она включает в себя все составные элементы сценического действия: работу органов чувств, память на ощущения и создание образных видений, воображение, предлагаемые обстоятельства, логику и последовательность действий, мыслей и чувств, физическое и словесное взаимодействие с объектом, а также выразительную пластику, голос, речь, характерность, чувство ритма, группировки, мизансцены и т.д. Овладение всеми этими элементами должно подвести актера к умению совершать подлинные, целесообразные, органические действия в художественно-выразительной форме.

Архитектоника (гр. - строитель) - строительное искусство, зодчество. Построение художественного произведения, которое определяется взаимозависимостью отдельных частей в целом. Соразмерное расположение главных и второстепенных частей. Другими словами, это единство формы и содержания. Исходя из этого, существует понятие “архитектоника пьесы”. Обнаружить цепь основных событий в результате анализа - значить познать архитектонику пьесы или композицию.

Арьерсцена (фр. - задняя сцена) - задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены, в современных театрах - равна ей по площади. Создание иллюзии большой глубины пространства. Служит резервным помещением.

Ассистент (лат. - присутствую) – помощник. В искусстве зрелищ ассистент -это лицо, помогающее режиссеру- постановщику в осуществлении постановки спектакля или представления. Задачи ассистента многообразны. Он должен понимать творческие задачи своего руководителя, проникнуться ими в поисках художественных решений. Он должен также знать законы сцены, проводить репетиции в отсутствии постановщика, быть связующим звеном между режиссером и актерами, техническими службами.

Ассоциативный ряд (лат.)– картины и представления, вытекающие одно из другого по их совместимости или противоположности.

Ассоциация (лат. - связываю) - способ достижения художественной выразительности, основанной на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно - историческом опыте.

Атмосфера (гр. – дыхание, шар)- окружающие условия, обстановка. В искусстве театра атмосфера - не только обстановка и окружающие условия, это еще и состояние актеров и исполнителей, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. Атмосфера - это среда, в которой развиваются события. Атмосфера - связующее звено между актером и зрителем. Она является источником вдохновения в творчестве актера и режиссера..

Атрибут (лат. - необходимый) – признак предмета или явления, принадлежность чего - либо. Полный атрибут могут с успехом заменить его фрагменты, но время действия от этого не пострадает.

Аттракцион (фр. - притяжение) – номер в цирковой или эстрадной программе, выделяющийся своей эффектностью, вызывающий интерес у публики.

Афиша (фр. - объявление, прибитое к стене) – вывешиваемое объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.д. Вид рекламы.

Афишировать (фр. объявлять публично) – выставлять напоказ, намеренно привлекать общее внимание к чему-либо.

Афоризм (гр. - изречение) - краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.

Аффект (лат. - страсть) - душевное волнение, страсть. Приступ сильного нервного возбуждения (ярости, ужаса, отчаяния).

люди, архитектура, животный мир - т.е. всё, что окружает человека.

Активность

Актерское самочувствие

Альтернатива

Аура (гр. - веяние, дуновение) - совокупность энергетических излучений, образующих биополе человека.

 

Б

Балаган (перс. - верхняя комната, балкон) – ранее служили для торговли на ярмарке. Затем стали приспосабливать для выступлений бродячих артистов, отсюда и название - “балаган”. Временное театральное помещение, выстроенное из досок, покрытых брезентом или холстом.

Банальный (фр. - заурядный) - утративший выразительность прием вследствии частого повторения; избитый, очень обыденный, пошлый.

Бард (кельтск.) - у древних кельтов – певец, слагающий песни.

Бельэтаж (фр. - прекрасный этаж) - Первый ярус балкона в зрительном зале над партером и амфитеатром.

Бенефис ( фр. - прибыль, польза) -первоначально концерт либо спектакль, сбор от которого в полном объеме или частично поступал в распоряжение одного или несколькихактеров. В наши дни под бенефисом понимают сценическое действо, посвященное какому-либо артисту как выражение признательности его многолетних заслуг на поприще служения искусству.

Бенуар (фр. - ванна) - Нижний ярус театральных лож на уровне сцены или партера.

Беспредметное действие - действие с воображаемым предметом. В данном действии сохраняется иллюзия присутствия предмета с его весом, объемам и формой. Упражнение с целью выработки физического ощущения предмета; начальная форма подготовки актера. (Упражнения на П.Ф.Д.).

Билет (фр. -) - документ небольшого формата, выдаваемый в удостоверении определенного права. Театральный билет, железнодорожный и т.д.

Биомеханика (гр. - жизнь и механика) - раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движениях, дыхании и т.д.) Биомеханика В.Э. Мейерхольда. Театр, ориентированный на технические, четкие очертания игрового пространства, жеста, облика, целесообразность движений. Тип актера - инструмента, послушного режиссерской воле и согласного ограничить свой внутренний мир и самостоятельную мысль жестким обликом маски.

Бис (лат. - дважды) - «вторично», «еще раз». Возглас публики в театре, на концерте, требующей от исполнителей повторения “на бис” (сыграть, спеть, исполнить). Вторично, по требованию публики.

Блеф (англ. - запугивание) - хвастовство несуществующими силами и средствами. Выдумка, с целью внушить другому преувеличенное представление о себе, “пустить пыль в глаза”, запугать.

Богема (фр. - цыганщина) - среда художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников, литераторов, ведущих беспечную и беспорядочную жизнь. Образ жизни.

Бравада (фр. - рисовка) - показная, легкомысленная храбрость; бесцельно-дерзкая выходка.

Браво (ит. - молодец) - театральное восклицание, выражающее похвалу игре артистов.

Бум (англ. - шумиха) - шумиха, сенсация, искусственное оживление, временный подъем. В искусстве бум - сенсационная выставка, сенсационный концерт, сенсационная постановка. Бум рассчитан на аншлаг и хорошие прибыли.

Бурлеск (ит. - шутка) - преувеличенное комическое изображение персонажа (в литературном произведении, на сцене.) Жанр комической, шутливо - подражательной поэзии. В искусстве театра, массовых зрелищ бурлеск завоевывает новые позиции. Комическое становится культовым знаком, особенно в новейший исторический период. Творческие возможности бурлеска неограниченны.

Бутафория (ит. - выбрасывающий вон) - участник спектакля в старом итальянском театре, освобождающий сцену во время представления от уже “отыгравших” предметов, сломанных, забытых. Видимо, после этого ему приходилось чинить и делать новые необходимые вещи. В современном театре - это специально изготовленные предметы сценической обстановки, вещи (декорации, шпаги, ножи, украшения и т.д.) по всем признакам соответствующие настоящим или имитирующие их. Детали костюмов (пояса, пряжки, шляпы, веера, кольчуги и т.п.), необходимые для сценической игры актера; скульптура. Человек выполняющий эту работу - бутафор.

Буффонада (ит. - шутовство, буфф - комический, забавный) - сценическое представление, а также актерские приемы, построенные на преувеличенно - комических, шутовских позах. Подчеркнутое внешнее, смешное преувеличение, иногда карикатурное представление персонажей, действий, явлений. Театр-буфф, опера-буфф.

Блок

 

 

В

“Вампука” - термин, которым в театральных кругах называют типичные недостатки плохих оперных спектаклей: несообразность либретто, штампы, фальшь, ходульность режиссуры и актерской игры. Термин происходит от названия пародии на оперу “Вампука, невеста африканская” В. Эренберга, поставленную в 1909 г. в петербургском театре “Кривое зеркало”.

Варьете (фр. – разнообразие, смесь) - эстрадный театр, в представлениях которого сочетаются различные жанры искусства: музыка, цирк, танец; эстрадный театр развлекательного характера с эффектным, пышным оформлением.

Вдохновение - высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточение и необычное проявление умственных сил. Состояние подъема творческих сил, приводящее к результатам, которые в обычном состоянии недостижимы.

Версия (лат. - видоизменять) – одно из нескольких, отличительных друг от друга изложений или объяснений какого-либо факта, события.

Видеоклип (лат. - смотрю, вижу, англ. - стричь, вырезка из газеты) - разновидность видеофильма. Видеоклип отличают быстрый монтаж, насыщенность электронными спецэффектами, краткость. Часто сопровождается игровым исполнением песни, музыки.

Визуальный (лат. - зрительный) - восприятие зрелища “невооруженным” глазом.

Виртуоз (лат. - мужество, доблесть, смелость) - артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства в каком - либо деле.

Водевиль (фр. - голоса города) одиниз видов комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Небольшая комическая пьеса фарсового характера. Присущи - задорное веселье, злободневное отражение действительности.

Воображение ( фантазия) - свойство психики человека. Запас жизненных впечатлений. Творческий метод воспроизводства в образы событий и фактов, имевших место в действительности, посредством комбинирования в новом порядке пережитого в разное время, группирования их в новое целое. Один из основных элементов актерского мастерства.

Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств, завершающийся формированием образа. Эстетическое восприятие выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства, как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

Вульгарный (лат. - простой, обыкновенный) - чрезмерное упрощение какого - либо учения, искажающее его сущность; грубое упрощение, опошление. Лишенный тонкости, изящества.

Выбор темы - метод отбора проблем, событий и явлений, которые должны найти отражение в зрелище согласно их значимости на определенном историческом отрезке времени и имеющим актуальность на день постановки.

Выгородка – простейшие предметы для работы режиссера в репетиционной комнате. Необходимо иметь чертеж выгородки. Он должен соответствовать замыслу художника и режиссера в построении декораций спектакля. В репетиционном периоде при помощи ширм, столов, стульев, небольших станков могут быть воспроизведены и тронный зал, пещера, изба, лес, трамвай и т. д.

Валидность

Вербальный

Взаимоотношения

Внимание

Вкус

Внушаемость

Возбудимость

Воля

Впечатлительность

Выразительность движения

Вымысел

 

Г

Гала (фр. - торжество, парад) – употребляется только в соединении с другим определением. Значение: торжественный, пышный (гала-концерт, гала- спектакль); то же,что шоу.

Галерея (фр. - помещение) - узкий длинный балкон за кулисами. Обычно тянется вдоль стен, вокруг сцены.

Гастроли (нем. - гость + роль) - спектакли, даваемые приезжими актерами (выезжать на гастроли).

Гедонизм (гр. - удовольствие) - в искусстве - отношение к художественному произведению как к предмету, доставляющему удовольствие в первую очередь своими непосредственными чувственными качествами (красотой цвета, звука, “музыкой” стиха, пластикой и т.п.)

Генеральная репетиция (лат. - общий, главный) – последняя, полная репетиция перед концертом или премьерой спектаклем. Пробное исполнение.

Гений (лат. - способность) - высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Способность создать нечто, превосходящее все, что человек может сделать собственными силами.

Гипербола (гр. - преувеличение) - способ художественного преувеличения какого-либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический, художественный образ подчеркнуто условен, неправдоподобен. Преувеличение выявляет в художественном образе скрытое содержание, тем самым его особую выразительность, эмоциональностью Например, гипербола есть в поэтических строках В.Маяковского: “В сто сорок солнц закат пылал...”

Горизонт (гр. - ограничиваю) - линия кажущегося соприкосновения неба с землей или водной поверхностью. В театре это “задник”, представляющий часть декорации, то есть текстильное полотно, расписанное водно - клеевыми красками.

Грим (фр. – подкрашивать лицо) - искусство изменения внешнего облика актера при помощи применения парика, нанесения на лицо (иногда и на тело) специальных красок, волосяных либо пластических наклеек в целях придания внешнему облику наибольшего сходства с воплощаемым сценическим образом.

Гримерка - комната для подготовки артистов к выходу на сцену, где актер надевает театральный костюм и накладывает грим для исполнения ролей в спектакле.

Гротеск (фр. – смешной, забавный, причудливый) - изображение явления в фантастическом, уродливо-комическом стиле, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством замысловатого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

Гуммоз (лат.) -вязкая масса, (пластилин),при помощи которой актеризменяет черты своего лица.

Гражданственность

Д

Дебют (фр. - начало) - первое или пробное публичное выступление начинающего артиста на сцене. Начало деятельности на каком - либо поприще.

Деградация (фр. - ступень) - постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Действие - проявление энергии, деятельности, воздействие, влияние. Развитие событий, составляющих основу сюжета (фабулы). Психофизический процесс, направленный на достижение какой - либо цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами Основное средство выразительности в актерском и режиссерском искусстве. Само действие раскладывается на три составные части:

1. Ум (мысль - воображение)

2. Чувство (хотение - сверхзадача)

3.Воля (стремление- сквозное действие)

Действующее лицо - персонаж, действующий в пьесе, участвующий в развитии ее сюжета.

Декоратор (фр.) - художник, пишущий декорации, задники к спектаклям и представлениям.

Декорация ( фр. - украшение) - живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Художественное оформление места действия на театральной сцене, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Значение декорации трудно переоценить. Декорация - одно из важнейших выразительных средств, посредством которого создается атмосфера представления, спектакля. Посредством декорации передается эпоха и время действия.

Деталь (фр. – потребность) - часть целого; мелочь.

Диалог (гр. - разговор двоих, собеседование) - форма театрального действия, представляющая собой разговор между двумя актерами, обмен репликами. В переносном смысле выражение можно употреблять как переговоры, свободный обмен мнениями.

Дивертисмент (фр. - увеселения, развлечения) - театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.

Дикция (лат. - говорение, произнесение) - ясность и отчетливость в произношении слов и слогов. В искусстве зрелищ дикция играет значительную роль в раскрытии содержания конфликта, особенно в том случае, если конфликт развивается посредством диалогов и монологов. Нарушение дикции влечёт фонетические казусы, которые не всегда могут быть понятны зрителям и правильно трактованы. Неправильная дикция - показатель непрофессионализма актера или диктора. Однако в некоторых случаях нарушение дикции может быть уместно, если оно характеризует персонаж в его образном содержании.

Дилетант (ит. - услаждать, восхищать) - человек, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки, систематических знаний и навыков. Имеющий только поверхностное знакомство с какой-либо областью знаний. Самый опасный враг в искусстве - это дилетант.

Динамика (гр. - действующий) - составление движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов, действий. Обилие движения, действия.

Дисгармония (гр. - не созвучность) - разноголосица, нарушение гармонии, разлад, разногласие. Расхождение в чем-нибудь.

Дисциплина (лат. - учение) - обязательное для всех членов творческого коллектива подчинение твердо установленному порядку. Выдержанность, привычка к строгому порядку. Театральная дисциплина.

Документ ( лат. - доказательство) - факт жизни и действительности, зафиксированный определёнными средствами в виде прессы, фотографий, кинохроники, всевозможных справок, музейных экспонатов, рассказывающих о жизни общества, исторических событиях и т.д.

Драма (гр. - действие)- один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой), а также литературное произведение в форме диалогов и монологов (драматургия), предназначенное для исполнения на сцене. Драма в переводе с греческого - совершающееся действие. Основной жанр в драматическом театре. Драма относится одновременно к двум искусствам: театру и литературе. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, трагикомедия.

Драматизм ( гр. - дело, действие ) - напряжённость, серьёзность действия, свойственная драме, крайняя напряжённость конфликта. Насыщенность действия.

Драматургия (гр. - теория) - искусство сочинения драмы. Пьеса или произведение литературы, переделанное для постановки в театре.

Духовность - сохранение исторических и культурных традиций, имеющих общечеловеческие ценности. Духовность - показатель богатства творческого

состояния автора, его системной образованности, образа и формы мышления.

Деяние

Деятельность

Динамичность

Дискомфорт

Дискуссия

Диспозиция

Душа () - совокупность психических характеристик личности. Душа «связывает» внутреннее в человеке с вешним.

Дух времени

 

 

Ж

Жанр (фр. - род) – совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе. Род произведения, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Определяемая разновидность художественного произведения. Жанры имеют следующие разновидности:

1.Трагедия

2.Комедия

3.Драма

4.Трагикомедия

5.Мелодрама

6.Фарс

7.Сатира и т. д.

Понятие жанра этим не ограничивается. Жанр драмы и комедии также могут иметь многочисленные разновидности: детектив, фантазия, сон, трагифарс, трагикомедия, версия, роман, психологическая драма, и т.д.

Жест (лат. - движение тела) - телодвижения, особенно движения руками, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющие ее. Язык жеста раскрывает для зрителя характер, душевное состояние, социальное происхождение, образование персонажа. “Театр должен пользоваться только тем движением, которое мгновенно расшифровывается, все остальное излишне.” В. Мейерхольд (см. Психологический жест - М. Чехов “ Об искусстве актера”)

Жюри (англ. - клятва) - группа выбранных или назначенных специалистов, которая выносит коллективную оценку художественным произведениям или выступлениям артистов, принимающих участие в конкурсе.

 

З

 

Завязка - событие в развитии фабулы, определяющее начало (завязывание) конфликта между действующими лицами. В праздничной культуре - начало представления; событие, открывающее главную тему. Как правило, завязка возникает при конфликте между двумя и более персонажами.

Задача - условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения. Задача является основой выполнения любого действия на сцене. Иметь задачу – значит, знать, чего я добиваюсь и к чему стремлюсь.

Задник (театральный) - большое живописное полотно, которое является фоном для всех других декораций в спектакле. Обозначает горизонт сцены, выполненный по длине и высоте сцены.

Замысел - предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Замысел - главное условие полноценного творчества в любом виде искусства. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением, иногда - в течение многих лет. Метод с которого начинается творческий процесс отбора изобразительных средств, посредством которых воплощается тема и идея пьесы, сценария. Замысел - результат организации умственного процесса формирования спектакля (представления) методом разведки умом и действием. Окончательный вариант может сильно отличаться от первоначального по разным причинам: и потому, что автор не справился с задачей, и потому, что за время работы изменился сам художник, его мировоззрение и т.д.

Занавес (театральный) - завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала. Несколько соединенных между собой тяжелых полотнищ, закрывающих сцену от зрителя.

Застольный период - процесс творческого осознания пьесы через логику совершающихся событий. Поиск действенного начала и реализация его через словесное действие, мысль и образное видение.

Зачин - подготовка творческого процесса и реализация его на площадке в зависимости от темы. Заданная или свободная тема творчества студентов, посвященная той или иной проблеме. Всегда присутствует импровизация и фантазия.

Звукорежиссер - постановщик звуковой части спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.

Зеркало сцены (окно сцены) - сценическое пространство между порталами сцены по длине, и между просцениумом и арлекином по высоте, т.е. сам квадрат сцены видимый нами из зала после авансцены.

Зона молчания – органический процесс восприятия и накопления эмоциональной энергии. Зоны молчания могут быть короткие и длинные (паузы), где актер не говорит, а наблюдает, слушает, воспринимает, оценивает, накапливает информацию, готовится к возражению, т.е. к борьбе за целостность сценического образа. Бессловесная игра актера, в которой ярко выражена его индивидуальность и мастерство. Посредством жеста, мимики и молчания ак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: