МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. …4

1. ЗАДАНИЕ К ДЕЛОВОЙ ИГРЕ………………………………………5

2. УСЛОВИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ……………………….……………….6

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ……....…………………………...10

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ИГРЫ………………………….13

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Применение логистического подхода к управлению деятельностью компании открывает новые перспективы эффективного функционирования компаний по сравнению с традиционными основами хозяйствования. Частью логистического управления является управление транспортными процессами.

Данное пособие посвящено рациональному управлению движением материальных потоков в регионе обслуживания. Основой подхода служит минимизация транспортных затрат по доставке материалов из складского центра, непосредственно к потребителям расположенным на территории региона.

Основная идея деловой игры разработана на основе работы А.М. Гаджинского* и практики материально-технического снабжения строительства.

Выполнение условий деловой игры занимает около трех часов рабочего времени, что соответствует четырем урокам продолжительностью 45 минут.

Деловая игра предназначена для получения навыков логистического управления и служит хорошим тренингом для экономистов и менеджеров.

 

ЗАДАНИЕ К ДЕЛОВОЙ ИГРЕ

 

Участники деловой игры выступает в роли управляющих по вопросам транспорта строительной базы компании «Стройматериал», с которой доставляют различные материалы по строительным объектам на территории района.

Порядок проведения деловой игры предусматривает участие в тренинги 5 команд состоящих из 3—5 человек. Командам указывается месторасположение и номер базы (отделений) компании «Стройматериал», таким образом, чтобы появилась возможность выяснить, какая база из пятерки конкурентов способна предложить лучший вариант управления материальным потоком. Другими словами первая команда развозит с базы №1, вторая команда развозит с базы №2, и т.д.

Пользуясь ниже приведенными исходными данными, участ­никам деловой игры необходимо:

1. разработать маршруты доставки материалов;

2. составить графики достав­ки заказанных материалов на строительные объекты района;

3. рассчитать размер расходов, связанных с доставкой материалов;

4. выполнить анализ разработанной схемы доставки.

 


2. УСЛОВИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 


Условия деловой игры складываются из характеристик обслуживаемого района, заказов материалов и имеющегося в распоряжении менеджеров транспорта. Критерием выбора оптимального графика доставки материалов является минимум общих затрат.

Характеристика обслуживаемого района. Карта-схема района представляет собой дороги, которые пересекаются через каждый километр и образуют кварталы (рис.1). Линии сетки могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сет­ки.

На пересечении вертикальных и горизонтальных линий находятся 5 баз материалов и 40 строительных объектов. Длина стороны квартала позволяет быстро определить расстояние между любыми точками на карте и составляет 1км.

Характеристика используемых транспортных средств. Компания «Стройматериал» владеет небольшим парком транспортных средств. Этот парк может выполнить лишь ограниченную часть необходимых перевозок. Для осуществления остальных поставок компания привлекает наемные транспортные средства. Причем наем­ные транспортные средства разрешается привлекать толь­ко в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы.

Грузовместимость собственного и наемного транспорта составляет 120 единиц груза (пакетов). Парк собственных машин состоит из 6 единиц грузовых автомобилей.

Если транспортное средство (собственное или наемное) отправлено в поездку с меньшим установленного миниму­ма количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 50 рублей за каждую не­догруженную единицу.

Если график предусматривает использование наемного транспорта, то в целях безопасно­сти следует взять работника для охраны плитки. Дополнительная стоимость такой услуги равна 600 рублей на человека на одну машину в день, независимо от того, по сколько маршрутов проедут наемные машины. Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопасности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.

Товары, доставляемые на строительные объекты. С базы материалов на строительные объекта доставляется продук­ция трех укрупненных групп: обои (О), краска (Кр) и керамическая плитка (П). При загрузке автотранспорта следует учитывать, что обои и краска не подлежат совместной перевозке. Других ограниче­ний в совместной перевозке доставляемых товаров нет, т.е. керамическую плитку можно перевозить в одной машине с обоями или с краской.

 

 
 

Товары всех трех групп упакованы в пакеты одинако­вого размера. При выполнении практического задания груз будет измеряться количеством этих пакетов. Всего необходимо доставить 1780 пакетов. Ведомость материалов доставки на объекты на один условный день приведена в табл. 1.

Таблица 1

Ведомость материалов для строительных объектов

№ строительного объекта Количество материалов, пакеты № строительного объекта Количество материалов, пакеты
обои краска плитка обои краска плитка
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

 

Расчет времени работы транспорта. Оборот транспортного средства включает: время на загрузку на складе; время проезда по маршруту; время на разгрузку в объекте; и дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя.

Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 800. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя.

Если, в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного мар­шрута, то каждой последующей поездке предшествует тридцатиминутная загрузка.

Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км/ч, т.е. один километр машина проезжает за 3 мин (сторону одной клетки на карте машина преодолевает за 3 мин).

Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин на одну единицу груза (например, 76 пакетов будет разгружено за 38 мин).

Кроме того, необходимо учесть время на операции, связанные с оформлением прибытия груза в объект, а так­же на операции по подготовке и завершению разгрузки автомобиля. Норма времени на эти операции составляет 15 мин на один строительные объект.

Если протяженность маршрута требует, чтобы води­тель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, то есть проехал свыше 110 км по одному маршруту, то к его рабочему времени следует приба­вить 30 мин для перерыва. Другими словами минимальный рабочий день водителя должен составлять 6 часов (5,5 часов за рулем и обеденный перерыв 0,5 ч). Штраф за транспортные средства, работающие меньше чем 6 ч, составляет: по собственным машинам — 300 руб./день, по наемным машинам — 500 руб./день.

Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя — 11 ч. Ни при каких обстоятельствах график доставки грузов не должен предусматривать превышение этого максимума.

Основная продолжительность рабочего дня водителя — 8 часов, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день. Сверх­нормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 300 рублей в час (т.е. 5 руб./мин).

Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств. Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно постоянные и условно переменные расходы по его со­держанию. Условно постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляю 400 рублей в день, а наемного 1500 руб. в день независимо от степени его использования.

Условно переменные издержки определяются удельной стоимостью одного километра пробега, которая для собственного транспорта составляет 20 руб./км, а для наемного транспорта — 30 руб./км. Эти расценки включают оформление заказа, экспедирование и страхование груза.

Если собственное транспортное средство фирмы совсем не использовалось в течение дня, в расчет транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его днев­ного содержания — 1500 рублей.

Выбор из двух вариантов — иметь ли свои собствен­ные транспортные средства или брать их внаем, является важным элементом стратегического планирования логисти­ки фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более высокие транспорт­ные расходы.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Для выполнения задания деловой игры командам необходимо наметить кольцевые маршруты и вы­полнить по нему расчеты пробега, времени и загрузки.

Эффективное составление кольцевых маршрутов доставки материалов на строительные объекты основано на использовании алгоритма Свира. Основное условие которого, заключается в последовательном переборе строительных объектов, намеченных воображаемым лучом, двигающимся по часовой или против часовой стрелки. Точкой отсчета, может быть горизонтальное, вертикальное или любое другое положение луча на карте района, при этом начало луча находиться в точке, соответствующей местонахождению строительной базы команды игроков.

При выполнении расчетов, игрокам следует последовательно заносить данные в таблицы, примеры выполнения которых, соответствуют табл. 2—5.

Поясним выполнение расчета по заказам материалов для команды базы №1. Первоначально необходимо составить маршрут.

Установим исходящий из точки Б1 во­ображаемый луч в горизонтальное положение (луч пересе­чет строительный объект 5) и начнем вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля обоями и плиткой. Для строительного объекта № 5 в автомобиль укладывают 18 пакетов обоев. Далее в поле луча попадает объект № 10, для которого грузят 39 пакетов (21 пакет обоев и 18 пакетов плитки). Продолжая дви­жение луча, захватываем заказ одиннадцатого объекта (23 пакета обоев и 13 - плитка). Суммарная загрузка автомобиля при этом до­стигнет 93-х пакетов. Следующий, "стертый" лучом объект заказал 24 пакета обоев (объект № 14). Грузовместимость автомобиля позволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине Р=118 (больше 90 и меньше 120 пакетов) показывает, что формирование маршрута завершено. Пример расчетов по первому маршруту приве­ден в табл. 2.

Таблица 2

Состав маршрута

 

№ маршрута № объекта Размер заказа, пакеты Размер, с нарастающим итогом
обои краска плитка
       
       
       
     

 

Изучение карты позволяет наметить оптимальный путь объезда строительные объектов (Маршрут: Б1-5-10-11-14-Б1). Сосчитав количество клеток-километров, получим протяженность первого маршрута L=28 км.

Время работы автомобиляна маршруте складывается из нескольких слагаемых:

- Время движения автомобиля: 28 км * 3 мин/км = 84 мин.

- Время на разгрузку автомобиля на объектах: 118 пакетов *

* 0,5 мин/пакет = 59 мин.

- Время на операции подготовки документов и завершения раз­грузки на объектах: 4 объекта * 15 мин/объект = 60 мин.

- Общее время работы автомобиля на маршруте составит: Т = 28*3 + +118*0,5 + 15*4 = 203 мин = 3 ч 23 мин.

 

Расчет длины пути и времени работы автомобиля на маршруте удобно сводить в таблицу. Пример оформления расчета параметров приведен в табл. 3.

 

Таблица 3

Расчет основных параметров маршрута

№ маршрута Параметры маршрута
маршрут объем в пакетах длина пути время на маршрут
  Б1-5-10-11-14-Б1     28*3 + 118*0,5 + 15*4 = = 203 мин. =3 ч 23 мин

 

 

Действуя подобным образом, намечают необходимое ко­личество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы строительных объектов. Затем, пользуясь полученными значениями вре­мени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта.

В течение дня автомобиль может развести материалы по одному, двум или трем маршрутам, при этом суммарная продолжительность совокупности маршрутов и перерывов между ними не должна быть менее 6 и более 11 часов.

Решение об отправке той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основа­нии сопоставления фактически отработанного машиной вре­мени и временной протяженности следующего маршрута. Очередность выполнения маршрутов при составлении графика выполнять необязательно.

Пример заполнения гра­фика для первого рейса первой машины дан в табл. 4.


Таблица 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: