Регион – часть государства, являющаяся целостной социально-экономической системой, имеющей общность экономической, политической и духовной жизни, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие.
В регионе происходит приобщение человека к социуму, здесь формируются, сохраняются и изменяются нормы образа жизни, а также происходит развитие и сохранение культурных и природных богатств.
Каждая страна разделяется природно-географически. В сознании ее жителей являет собой совокупность территорий – регионов. В России они имеют достаточно большие территории (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Но в документах и в простонародье под регионом подразумевают территории – административные единицы: области, края, республики, автономные округа.
Региональные условия воздействуют на социализацию, имея при этом различный характер, в зависимости от характерных особенностей региона.
К природно-географическим особенностям региона относятся ландшафт, климат, ископаемые и др. В зависимости от особенностей региона можно во многом определить степень его урбанизации, характер экономики, стабильности населения, т. е. множество аспектов социализации жителей. Климат оказывает влияние на человека, на его организм, работоспособность, психику, продолжительность жизни.
Социально-географические особенности региона включают в себя ряд понятий: плотность населения, мера урбанизированности, занятия жителей, месторасположение региона и средства связи внутри региона и с другими регионами. Влияние этих особенностей является косвенным, так как от них зависят образ жизни, активность населения, средства массовой информации – это сказывается на развитии подрастающего поколения.
|
Социально-экономические особенности региона – это типы и характер производства на его территории, возможности развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами и с другими странами.
Характер экономики региона, например преимущественная разработка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промышленность на Северо-Западе и в Центре, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства в Центрально-Черноземном регионе, оказывает влияние на социально-профессиональный состав населения, определяет возможности профессионализма, сказывается на уровне жизни.
Неравномерность экономического развития регионов отражена в общих показателях уровня жизни. После начала реформ «в отрыв» ушла столица. Если в 1991 г. доходы на душу населения здесь превышали среднероссийский уровень в 1,6 раза, то в 1996 г. это превышение удвоилось. Соотношение же между уровнем средних душевых доходов в Москве и их минимальным уровнем, например, в Республике Ингушетия составило в 1996 г. 11:1.
Социально-демографические особенности региона – это национальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т. п.), миграционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную роль в социализации подрастающих поколений.
Регионы различаются в зависимости от этнического состава населения. В одних присутствует моноэтнический состав, в других относительно равномерно сочетается два-три этноса (русские и татары в Татарстане; русские, татары, башкиры – в Башкортостане). В ряде регионов образовалось смешение этнических групп (Дагестан, Краснодарский край, Москва).
|
Большое значение имеет степень стабильности населения. Отсутствие стабильного состава населения северных районов Сибири и Дальнего Востока способствует тому, что туда приезжают представители других регионов. Но, с другой стороны, данный аспект формирует тип «перелетных птиц», т. е. большие группы населения, оторванные от культурно-исторических традиций.
Стабильность населения (Европейская часть России) не всегда имеет положительный результат, несмотря на то, что она помогает сохранить традиции, но также может способствовать торможению процесса развития региона, так как имеет консервативный характер. В некоторых регионах процентное соотношение жителей с криминальными прошлым или настоящим гораздо выше среднего по стране.
Демографические признаки региона ощутимо влияют на ценностные установки и образ жизни детей, подростков, юношей, на их поведение в сфере межличностных отношений в целом, а также межвозрастных, межполовых и межэтнических отношений, на существующее социально-психологическое положение в регионе. Исторические и культурологические различия регионов возникают в характерных для населения нравах, стиле жизни, обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольклоре, архитектуре и интерьере жилищ. Зачастую речь жителей имеет свои особенности – от использования специфических слов и выражений и небольших нюансов в выговоре (оканье волгарей) до диалекта, значительно отличающегося от основного языка (например, у жителей кубанских станиц).
|
Все это влияет на стихийную социализацию населения в регионе, на направление происходящего самоизменения его жителей. Об этом говорят различия в ценностных ориентациях в сфере трудовой деятельности, в массовых идеологических установках, в семейных отношениях и т. д. Это подтверждает и различие в уровне экономической активности населения, мера его приспособляемости к меняющимся условиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характере противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности.
Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно анализировать и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, зависящие во многом от социально-экономической политики региональных властей. Конечно, речь идет непосредственно о региональной политике в масштабах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей).
Влияние на относительно направляемую социализацию в масштабах региона предполагает, что законодательная и исполнительная ветви власти как минимум целенаправленно решают поставленные перед ними задачи.
Во-первых, производят:
1) анализ актуального положения дел в регионе, а также перспективы социокультурной и хозяйственно-экономической сторон региона, основных видов действующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов; 2) анализ динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера. Иными словами, они знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения.
Во-вторых, рассматривают состояние дел в отраслях и секторах жизнедеятельности региона, так или иначе влияющих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки и другого, на основании чего разрабатывают программы дальнейшего развития во взаимодействии друг с другом в свете социализации.
В-третьих, анализируют систему управления в регионе и предпринимают меры по ее совершенствованию в аспекте воздействия на социализацию подрастающих поколений.
Влияние региона на социальное воспитание осуществляют в таком направлении, в котором двигаются в этой сфере власти субъекта РФ.
Региональная политика в сфере воспитания является совокупностью адаптации в соответствии с принципом культуросообразности, государственной политики в данной сфере и условиях региона, а также она начинает разрабатывать нормативные документы, выделять ресурсы, привлекать государственные и общественные организации, осуществлять некоторую поддержку воспитательных инициатив, что в общей сложности должно создать все условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с потребностями человека и запросами регионального сообщества.
Данная политика становится реальной и более или менее эффективной, если органы управления как минимум решают ряд задач, изучают положение социализации в регионе, позитивные реалии и тенденции, опасности для развития детей, подростков, юношей, а также предпринимают меры по использованию позитивного потенциала общества, корректировке, компенсированию негативных тенденций социализации в регионе.
Разрабатывают комплексные межведомственные программы и ведомственные подпрограммы, определяя в них региональные задачи и цели, меры по созданию и совершенствованию условий реализации национальных и региональных воспитательных задач и целей.
Реализуя государственную и региональную политику в сфере воспитания, в определении его стратегии и тактики, особое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.
Ищут способы стимулирования заинтересованности в работе с подрастающими поколениями различных организаций и социально-профессиональных групп населения региона, способствуют мобилизации их ресурсов.
Устанавливают положения по обеспечению безопасности и благополучия подрастающих поколений региона, а также отдельных категорий детей, подростков, юношей, становящихся возможными жертвами социализации. Изыскивают меры по подготовке и переподготовке определенных людей для воспитательных организаций всех видов; вовлечению в работу с подрастающими поколениями волонтеров; педагогизации кадров организаций, прямо или косвенно влияющих на социализацию. Определяют стоимость разработанной политики в сфере воспитания, помня о возможности регионального бюджета, привлечения других источников, например федеральных средств, внебюджетных и частных инвестиций.
Средства массовой коммуникации – это различные технические средства, основной функцией которых является распространение информации на многочисленные аудитории.
Много веков прошло с того времени, когда человечество владело только четырьмя средствами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Позже начался активный процесс развития средств коммуникации. В XV в. изобретена печатная книга, в XVII в. – газеты и журналы. В XIX в. начинается новый этап в развитии средств массовой коммуникации – изобретены радио, телефон, кино. В XX в. происходит развитие телевидения, магнитозаписи, видео, компьютерных систем, оперативной полиграфии (ксерокса и т. д.), космической связи. К концу XX в. электронные средства массовой коммуникации получают большее распространение, чем письменные.
Тенденции развития средств массовой коммуникации можно наблюдать в постиндустриальных обществах, где появляется усовершенствованная структура средств массовой коммуникации.
Рассматривая средства массовой коммуникации как один из факторов социализации, надо учитывать, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации – читателей одной газеты, слушателей конкретной радиостанции, зрителей различных телеканалов, пользователей компьютерных сетей. Определить, к какой группе факторов социализации принадлежат средства массовой информации, достаточно трудно.
Средства массовой коммуникации могут также выступать в качестве мезофакторов социализации. Об этом свидетельствуют материалы массовых опросов, подтверждающие повышение уровня избирательного потребления информации. А поскольку основную массу населения затрагивают обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных средств массовой коммуникации, по которым идет соответствующая информация.
Роль средств массовой коммуникации в социализации общества определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, средства массовой коммуникации выполняют рекреативную роль, т. е. определяют занятия людей в свободное время. Отдых с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает людей от важных и значимых забот, проблем и обязанностей.
Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреативной ролью выполняют релаксационную роль. Она приобретает специфический характер, когда речь идет о подростках и юношах. Для огромного числа ребят телепросмотры, прослушивание музыкальных записей, работа на компьютере, а для некоторых и чтение, становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Зачастую, когда подросток находится один, он слушает музыку, смотрит телевизор или сидит за компьютером, он избавляется от ощущения одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.
Немаловажную роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не является бесспорной. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало опасения, во благо оно или во вред человеку.
Считали, что появление кино, радио, а потом и телевидения способствовало падению интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо обратить внимание и на то, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые вовсе не обязательно стали бы читателями. В результате исследований ученые пришли к выводу, что средства массовой коммуникации достаточно позитивно влияют на развитие человека. В 1961 г. американские ученые В. П. Шрам, Д. Лайл и Д. Паркер установили, что просмотр телевидения способствует ускорению развития ребенка почти на год. Он учится правильно излагать свои мысли, расширяется его кругозор, ребенок получает необходимые знания. Исследования, проводимые французскими учеными, подтвердили, что телевидение расширяет кругозор людей из малообеспеченных слоев населения.
Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения. В работе на компьютере можно отметить ряд положительных эффектов:
1) приводит к расширению контактов;
2) приводит к порождению и реализации новых форм символического опыта;
3) способствует развитию процессов воображения;
4) способствует быстрому изучению иностранных языков и др.
Но наряду с положительными моментами наблюдаются и негативные последствия работы с компьютером. Она может вызвать «синдром зависимости» от компьютера, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и др. (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский).
Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (имеющих политическую и экономическую власть). Это и позволяет считать, что средства массовой коммуникации в той или иной мере оказывают относительно направленное влияние на социализацию.
Средства массовой коммуникации способствуют усвоению людьми определенных социальных норм и формированию ценностных ориентаций в политической, экономической и других сферах общественной жизни.
Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных направлениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой коммуникации в сферу самореализации человека. Развитие электронных систем предоставило абсолютно новый вид коммуникации и самореализации – взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственный участник им же порожденных событий. Более того, именно он главный участник событий. Это создает совершенно новые возможности для самореализации и самоутверждения, может вести к тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей. Средства массовой коммуникации и социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в течение большого промежутка времени использовали только печатные средства массовой коммуникации. Во второй половине XX в. стали использовать возможности кино и телевидения в процессе обучения.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В современных же условиях умение человека использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает все большее значение. В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику которого в отечественной науке дал А. В. Шариков.
Медиаобразование (от лат. media – «средства») – изучение воспитуемыми основных положений массовой коммуникации. Его задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации, понимать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаобразование проходит как в школе, так и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специально созданных для этой цели (например, во Франции – «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).
В школе медиаобразование проходит как в рамках традиционных предметов (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета. В разных странах он называется по-разному, но имеет все же одно содержание. Очень часто в него включают разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых системах и способах представления информации», «Массовая коммуникация и ее закономерности», «Средства массовой коммуникации и их особенности», «Реклама». В последние годы появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности.
Создание системы медиаобразования – процесс длительный и очень дорогой. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к решению данной задачи, и в первую очередь в школе.
Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.
Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.
Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.
Речь идет не только об основных, но и о значительно более простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает так: что очень важно для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом).
Следующий пример. Интересы современных ребят, как известно, различны и дифференцированы. Часто они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них – те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами – металлистов, скейтистов, брейкистов, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны.
В номинальных (а чаще в реальных) группах носителей субкультуры значимую роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и антисоциальными (например, расизм у скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой – сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, очень часто различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.
Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) преобразовывают их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей присутствуют так или иначе преобразованные общественные и частично антиобщественные, а также специфические для конкретной субкультуры нормы (например, специфические нормы в общении со «своими» и «чужими»).
В антисоциальных (как правило, довольно закрытых субкультурах) нормативная регуляция жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может рассматривать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т. п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.
В контактных субкультурных группах присутствует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, которое он занимает благодаря своим достижениям в значимой для нее жизнедеятельности, репутации, авторитету, престижу, влиянию.
Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но и, как правило, их жизнь и судьбу в целом.
В неформальных группах обычно руководят лидеры ярко выраженного автократического склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Стиль взаимоотношений в таких группах превращает их членов в безвольных людей, лишая их всякого выбора, на инакомыслие и деятельность, противоречащую общей идее, а нередко и права выхода из группы.
Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.
Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, которые зависят от характера той среды, в которой мода функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентаций, условий жизни и прочего). В связи с этим можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.
Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т. п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей особенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обоих полов. В то же время мода может более или менее трансформироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских суб-культурах – панки, металлисты, хиппи и другие, мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от общепринятой.
Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры – музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников – компетентность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солистов и лидеров, их биографий и дискографий), обладание современной аппаратурой и музыкальными записями. Условия оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.
Субкультурное влияние на социализацию подростков и юношей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом, музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, смятение, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.
Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.
В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.
Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Хотя им приходится иметь в виду и особенности субкультур, которые складываются в ближайшем социальном окружении воспитательных организаций.
Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и включает в себя, по мнению М. В. Осориной, совокупность своеобразных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей.
Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкультура. Здесь педагоги сталкиваются (наряду с общей для всех подростков и юношей субкультурой) с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекается в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т. д.
Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях. Например, изменения в моде могут отражаться в быту, в оформлении интерьера помещений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и прочего, ставших популярными благодаря телевидению).
Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут использовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных организаций, и оказывать индивидуальную помощь воспитанникам.
Знание и принятие во внимание субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.