РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
1. Кратко охарактеризуйте тип учебно-образовательного учреждения (школы, лицея, гимназии, колледжа), условия и режим их работы. Проанализируйте воспитательно-образовательную систему работы учебного заведения.
2. Подготовьте характеристику класса, в котором Вы работали. Особое вникание обратите на то, какой стиль общения преобладает между учителем и учениками, между учениками и учителем, между учащимися.
3. Опишите ведущие мотивы учебной деятельности учащихся.
4. Укажите, используя материалы своих наблюдений в ходе посещения уроков, какой, на Ваш взгляд, тип обучения преобладает в классе, где Вы проходили свою практику (информативное, проблемное и т.д.)?
5. Опишите, умеют ли дети учиться, выделите, какие навыки учебно-познавательной деятельности у них сформированы лучше, какие слабее?
6. Укажите, что Вам удалось на своих уроках осуществить более успешно:
а) введение нового материала;
б) организация контроля и оценки знаний учащихся;
в) повторение, закрепление материала;
г) организация практической работы;
д) другое (напишите) ___________________________________________
7. Укажите, какие из методов обучения доминировали на Ваших уроках?
8. Какие аспекты, направления в работе учителя (в том числе в роли классного руководителя) для Вас оказались наиболее трудными?
9. Из чего складывалась Ваша работа в качестве классного руководителя? Укажите, какие из ниже перечисленных видов деятельности предусмотрены планом воспитательной работы, и чем это обусловлено:
а) социальная, общественно-полезная деятельность;
б) познавательно-просветительская (КВН, аукцион, турнир, олимпиада и т.п.);
|
в) ценностно-ориентационная (беседа, дискуссия, диспут и др.);
г) художественно-творческая (клубы, студии, кружки и пр.);
д) игровая (зрелищно-развлекательные формы типа "Поле чудес", ''Угадай мелодию" и т.д.);
е) общение.
10. Что для Вас представляло больший интерес?
а) работа с классом на уроке;
б) работа с детьми вне урока
в) другое (напишите) ___________________________________________
11. Укажите, какие методы, приемы, формы педагогического взаимодействия использовал Ваш классный руководитель?
а) изучение учащихся;
б) индивидуальная работа;
в) традиции;
г) связь с семьей;
д) самоуправление;
е) общение, диалог;
ж) иное _____________________________________________________
12. Укажите содержание и формы совместной работы Вашего классного руководителя с родителями учащихся.
13. Назовите темы педсоветов (педагогических консилиумов, методических объединений) которые Вам удалось посетить.
14. Какие умения и навыки Вы получили на практике? Что из опыта учителей школы Вы бы взяли в свой будущий педагогический багаж?
15. В какой мере практика повлияла на Ваш профессиональный выбор:
а) имеет смысл идти работать в школу (есть желание, почувствовали свои профессиональные возможности, есть успехи);
б) лучше использовать свои знания в научно-исследовательской деятельности и на производстве.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
И ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его "фотография". При этой необходимо соблюдать следующие требования:
1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, количество учащихся на уроке.
|
2. Фамилия учителя, имя, отчество, предмет, место урока в расписании учебного дня.
3. Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.
4. 3аписывается цель урока, которая может быть сообщена вначале урока или выясняется у учителя.
5. Отмечаются данные готовности к уроку:
а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);
б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;
в) состояние рабочего места учителя и учащихся.
В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.
6. Протокольную запись урока можно вести по схеме:
7.
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оценка урока |
Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к уроку и хода урока в целом в соответствии с протокольной записью.
АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:
1. Соответствие темы, цели и содержания урока.
2. 0пределение типа урока и его основных этапов с указанием времени, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.
|
3. Начало урока (организационный этап):
а) установления порядка, дисциплины, приветствие;
б) проверка готовности к уроку;
в) установление связи с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.
4. Проверка выполнения домашнего задания:
а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);
б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;
в) содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные; методика опроса; приемы активизации учащихся и др.);
г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;
д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;
е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.
5. Изучение нового материала:
а) сообщение темы;
б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;
в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.
6. Изучение нового материала на уроке:
а) указание методов и приемов, используемых учителем их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);
б) рациональность использования доски;
в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;
г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).
7. Закрепление новых знаний:
а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);
б) выбор материала для закрепления;
в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.
8. Задание на дом:
а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;
б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);
в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее задание;
г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).
9. Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):
а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;
б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;
в) внешний вид учащихся, развитие речи;
д) организованность и дисциплина учащихся;
е) выводы;
ж) предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1