На сети отечественных железных дорог применены несколько систем ДЦ:




Диспетчерская централизация

 

Оперативное руководство перевозочным процессом на железной дороге выполняет и контролирует диспетчерский аппарат со сменным дежурством.

Участки железных дорог, которыми руководят поездные диспетчеры (ДНЦ), называются диспетчерскими кругами, их протяженность ранее составляла 100—150 км при числе станций до 15, а в настоящее время достигает 400 км и более с числом станций на малодеятельных участках до 40.

Границами диспетчерских кругов обычно служат сортировочные или участковые станции.

Крупные железнодорожные узлы могут выделяться в самостоятельные круги.

Наиболее эффективным техническим средством оперативного руководства движением поездов является диспетчерская централизация (ДЦ), позволяющая ДНЦ с центрального поста управлять стрелками и сигналами всех линейных пунктов, входящих, как правило, в диспетчерский круг.

Этот комплекс устройств обеспечивает:

- управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда станций и перегонов;

- контроль на аппарате управления за положением и занятостью стрелок, занятостью перегонов и путей на станциях;

- повторение показаний светофоров;

- возможность перехода при маневровой работе на местное управление стрелками на самой станции;

- автоматическую запись графика исполненного движения поездов;

- выполнение требований, предъявляемых к электрической централизации и автоматической блокировке.

Все операции по приему и отправлению поездов со станции участка производит диспетчер, а регулировка следования поездов по перегону совершается автоматически по сигналам автоблокировки.

На диспетчерском пункте (в отделении дороги ) установлена управляющая аппаратура, соединенная с промежуточными станциями участка двухпроводной линейной цепью (рис. 22.5).

На манипуляторе М имеются кнопки для набора управляющих команд, посылаемых на промежуточные станции.

Выносное табло ВТ служит для визуального контроля установки маршрутов, открытия сигналов на станциях и продвижения поездов по перегонам и станциям.

Поездограф П предназначен для записи графика исполненного движения поездов.

Имеется также панель связи С.

Набор команд на манипуляторе реализуется передающей аппаратурой ПП и КУ. Сигналы управления принимаются на каждой промежуточной станции кодовыми устройствами КУ и далее поступают в аппаратуру релейной централизации стрелок и сигналов.

Контрольные сигналы с объектов поступают на выносное табло и включают контрольную сигнализацию, а на поездографе записывается график исполненного движения.

 

 

ДЦ предусматривает также резервное и местное управление стрелками и сигналами.

Резервное управление применяют в том случае, когда вследствие повреждения кодовой части централизации диспетчер теряет управление объектами данной группы.

При этом по распоряжению поездного диспетчера на дежурство вступает начальник станции или разъезда, и ему передается управление стрелками и сигналами с помощью пультов резервного управления.

При необходимости производства местной работы на промежуточной станции поездной диспетчер может передать стрелки на местное управление.

У стрелочных электроприводов расположены металлические ящики, в которых размещена контактная система, управляемая специальным ключом.

Этот ключ хранится в телефонном ящике, установленном на мачте светофора, в колонке или на маневровом щитке стрелочной будки, и может быть изъят только с разрешения диспетчера.

Большие станции, на которых по характеру и объему работы необходимо постоянное руководство дежурного по станции, в ДЦ обычно не включаются.

ДЦ позволяет повысить пропускную способность, участковую скорость и безопасность движения, а также сократить штат работников на 50—60 человек на каждые 100 км за счет ликвидации должностей дежурных по станциям и стрелочным постам.

В ДЦ применен кодовый принцип телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС).

На сети отечественных железных дорог применены несколько систем ДЦ:

- ДВК, в которой использован код в виде импульсов различной частоты;

- ПЧДЦ — полярно-частотная, где применяются коды в виде импульсов различной полярности тока (плюсовой или минусовой) для передачи сигналов ТУ и импульсами различной частоты для передачи сигналов ТС;

- частотная ЧДЦ, в которой использован код с частотными импульсами.

Наибольшее распространение получили частотные системы ДЦ «Нева » и ее модификация под названием «Луч», где по сравнению с «Невой» существенно переработана аппаратура канала ТУ.

В настоящее время ДЦ проектируются и создаются на новых микропроцессорных схемах.

Такой подход экономически оправдан, т.к. релейные системы значительно дороже, и они занимают значительно большие площади.

На сети железных дорог уже внедряются и работают системы ДЦ, основанные на применении компьютерной и микропроцессорной техники, такие как «Сетунь», «Тракт», «Диалог» и другие.

Внедрение электронной техники и компьютеров позволяет создавать автоматизированные системы управления движением поездов, способные обмениваться информацией с аналогичными устройствами соседних участков и с информационно-управляющими системами верхнего уровня (АСОУП).

Переход на новые системы актуален, как в условиях интенсивного движения для повышения качества управления, так и при спаде объема перевозок — для сокращения эксплуатационных расходов.

Целям улучшения условий труда диспетчерского персонала, автоматизации процессов установки маршрутов, автоматизации оперативного контроля и управления, представления справочной информации, ведения графика исполненного движения, выдачи рекомендаций персоналу служит и система ДЦМДОН, разработанная Ростовским государственным университетом путей сообщения (РГУПС).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: