Олег Табаков. Зеркало актерской души




(Книга написана после встречи с Олегом Павловичем)

Дорогие мои, читатели! Для меня Олег Павлович – волшебник из сказочной страны с теплым голосом. Очень приятно его слушать. Отношусь к нему с защитной, дочерней любовью. Магические буквы О. Т. – они владеют моей душой. С этим обстоятельством я не могу ничего сделать.

Глава 1. Юбилей ювелира

У Олега Павловича в этом спектакле философская роль: об Уходе из Физической Жизни.... Герой Болен Раком... Дожил до юбилея - 90 лет... Исполнилась мечта - Встреча с Королевой Англии. Ровно 60 лет назад он сделал ей корону для коронации и ему разрешили сопровождать ее на церемонию, которая является важной в ее жизни. Они вместе провели один день. Она пообещала, прийти выпить немного чая вместе и поговорить о чувствах прошлого времени, на его 90 лет, а он сделал ей ожерелье в подарок... И вместе с ней пришла смерть... Он встал провожать ее, все процессы замедлись.... Ушел тихо без крика, без боли... Я просто в конце убедила себя, что он на самом деле ЖИВОЙ... и я сейчас смогу с ним пообщаться... Только так успокоилась... Я только крепко сжала зубы, опустила лицо, сдержала все, что клокотало... НО вдалеке, зажегся Огонек, у которого всегда можно согреться.

 

Глава 2. Впечатления от встречи со Счастьем

На служебном входе Московского Художественного Театра после просмотра спектакля «Юбилей ювелира» 14 декабря 2016 года произошла самая восхитительная встреча в моей жизни – встреча с моим Любимым Артистом Советского Союза – Олегом Павловичем Табаковым. Встреча началась с моего поздравления «С Наступающим Новым Годом, Олег Павлович!» Я подарила ему первую часть биографической книги, стихотворение «Кот» и личное письмо, везде были выражены теплые чувства зрительской любви. Он в ответ сказал, что Он – мой должник. Упаси Вас Бог! Ради Бога простите, поставьте, пожалуйста, автограф на открытке! Он написал: Автограф: "Дай Вам Бог Удачи и успеха" Олег Табаков. Я ему сказала, что меня зовут Татьяна, а Он пошутил: «Я уже старенький меня зовут Олег Павлович!» Потом сказал: «Бог даст, еще увидимся!» Папа ответил, что дорогу мы теперь знаем и обязательно приедем! Мы вышли с родителями на улицу, Он сел в машину, увидел нас, мы попрощались, Он открыл окошко и крикнул молодым голосом: «Дай Бог Здоровья!»

Глава 3. В поисках радости (1960 год)

В 1960 году в Советском Кинематографе случается чудо. Появляется фильм «Шумный день» Режиссеров: Георгия Натансона, Анатолия Эфроса. Автор сценария: Виктор Розов. Изначальное название пьесы «В поисках радости».

В старой московской квартире живёт Клавдия Васильевна Савина. У неё четверо детей, все живут с нею. Старший Фёдор— химик, кандидат наук, недавно женился. Его жену зовут Лена Дочь Татьяна— ей девятнадцать лет — учится в институте. Восемнадцатилетний Николай работает в ремонтных мастерских. Младшему — Олегу — пятнадцать.

Утром Лена спешит на распродажу чешских сервантов. Им скоро должны дать отдельную квартиру, и поэтому Лена целыми днями простаивает в очередях за красивой, дорогой мебелью. Большая центральная комната, где за столом собирается семья, вся заставлена уже купленной мебелью. Мебель закрыта чехлами и тряпками, и к ней никто не прикасается, так как Лена боится что-либо «портить». Она говорит с мужем только о мебели и о деньгах, не переставая его «точить».

К Савиным заходят Иван Никитич Лапшин и его сын Гена. Они вот уже, который год приезжают в Москву к брату Ивана Никитича, который Савиным — сосед. Лапшин пришёл попросить «заварочки». Гене неловко. Он влюблён в Таню и стесняется своего отца, который предпочитает занять у другого, чем потратить своё. Иван Никитич всё пытается женить сына и для этого купил ему аккордеон, чтобы «девушек приманивал», так как с инструментом «уважение будет». Он считает, что молодёжь растет слишком умная, много стала рассуждать. За завтраком он смеётся над сыном, при всех рассказывая о нём разные смешные и нелепые подробности. Олег сочувствует Гене и, когда Лапшин пытается поучать и его, взрывается и делает Лапшину замечание. Тот обижается и уходит.

К Фёдору заходит Леонид Павлович. Ему тридцать два года, он аспирант, хорошо зарабатывает, родители сейчас в Китае. Леонид ухаживает за Таней. Гена, увидев его, хочет уйти, но Олег останавливает его, чтобы тот посмотрел на рыбок, аквариум с которыми стоит на окне. Отходя от окна, Олег задевает аквариумом пузырек с чернилами, стоящий на новом письменном столе, за которым Фёдор разрешил Тане позаниматься, и опрокидывает его. Чернила заливают стол. Олег в ужасе. Они с Геной тщетно пытаются вытереть лужу. Гена собирается брать вину на себя, но Олег не соглашается: должна же Лена понять, что он сделал это нечаянно.

Лена привозит сервант. Она сияет, любуется вещью и рассказывает, что она из-за него вынесла. Олег пытается заговорить с ней, но она отмахивается, заводит разговор с Таней о Леониде, уговаривает её выйти за него замуж, так как он — блестящая партия. Олегу наконец удаётся всё рассказать. Перед этим он берёт с Лены слово, что та не будет его ругать. Но Лена словно с цепи срывается, обзывает Олега «гадиной» и «хулиганом», а узнав, что это произошло из-за рыб, хватает аквариум и швыряет его в окно. Рыб съедают кошки. Олег, плача, срывает чехлы с мебели, хватает шашку своего покойного отца, висящую над диваном, и начинает рубить вещи. Потом убегает. Гена и Коля бросаются за ним. Лена, как безумная, мечется от вещи к вещи. Фёдор растерянно бегает за ней следом.

Часть вещей выносят. Лене становится плохо. Клавдия Васильевна беспокоится, что Олег убежал из дома. Леонид и Таня остаются одни. Леонид использует момент, чтобы ещё раз напомнить Тане о своих чувствах. Таня его не слушает: ей нужно выговориться. Она вспоминает, как дружно и счастливо они жили когда-то. Теперь всё это изменилось, так как изменился Фёдор, которого все очень любили. Таня интересуется, как к Фёдору относятся на работе. По словам Леонида, Фёдор вырабатывает своё поведение в жизни. Таня поражена и разочарована.

Фёдор пытается успокоить Лену. Та упрекает мужа, что ему на неё наплевать, что все её оскорбляют и ненавидят и что она больше здесь жить не желает ни одного дня. Фёдор пытается оправдать Лену перед матерью. Но она только сожалеет, что сын становится другим, мещанином, что он давно уже забросил своё «заветное» дело и вряд ли у него будут силы его продолжить. Говорит, что хорошая жена должна в первую очередь заботиться о человеческом достоинстве своего мужа.

Приходят Олег и Геннадий, который прятал Олега в своей комнате, пока не улёгся скандал. Гену уводит отец — собираться домой. Входят Фёдор и Лена. Завязывается обмен репликами, Лена в ответ на неосторожное замечание начинает гнаться за Олегом и пытается побить его, Олег убегает на чердак. Фёдор разнимает их там. Когда Лена уходит, Олег говорит, что отдаст все деньги за мебель, когда вырастет, и замечает, что Фёдор плачет. Приходит Гена и дарит Олегу новый аквариум. Олег сначала радуется, но, поняв, что рыбы куплены на украденную Геннадием у отца сотню, отказывается от подарка.

Олег очень ранимый молодой человек. Ему трудно жить в собственной семье, зная, что никто из родных людей его не понимает, ведь он совершил данный поступок, потому что близкие люди забыли, что такое теплые отношения в семье. Это одна из первых ролей Олега Павловича в кино, мне кажется, что этот образ молодого человека получился искренним и чистым. Он не может жить иначе нежели, как принимать все события, происходившие дома, близко к сердцу и к душе.

Глава 4. Испытательный срок (1960 год)

В Московский Уголовный Розыск на испытательный срок поступает молодая смена следователей. Их наставником был назначен опытный следователь (Герой Олега Николаевича Ефремова) Эти молодые люди очень робкие и имеют ранимые души. Первый стажер – Олег Табаков, второй стажер – Вячеслав Невинный. Им прямо с первого дня поручают расследовать убийство человека. Выездов на места преступлений дают немного. Одному следователю (Герою Олега Павловича) при описании места преступления становится физически плохо. Он уходит домой и думает, что его работа кончилась, но через день его снова вызывают на дело, чтобы поймать преступников. Работа длится месяц, их хвалят старшие товарищи и они остаются работать на этой должности. Я хочу сказать здесь несколько слов о том, что герой Олега Павловича – Александр Егоров идет на преодоление сомнений, страха, закаляет мужские качества своего характера, но не забывает о человечности и душевности, присущие самому исполнителю этой роли.

Глава 5. Люди на мосту (1959 год)

После ликвидации главка начальнику Ивану Денисовичу Булыгину пришлось вернуться к прежней профессии и стать мостостроителем. Семья прощается с благоустроенной жизнью и едет на строительство моста через реку Северную... Вместе с отцом на строительство моста едет сын Виктор он не поступил в институт и решил пойти работать по профессии отца. На Севере он встречает интересную девушку Елену, она подрывает лед, чтобы построенные участки моста не провалились в воду под весом, проходивших поездов. Виктор по молодости лет имеет острый язычок, но Лена имеет серьезный характер и подумать нельзя, что между ними в скором времени вспыхнет сильное чувство любви. Он будет ей говорить, что любит ее рукавичку, ее Сибирь, потому что – это ее рукавичка, ее Сибирь. Лена по выходным ходит на лыжах в неизвестном направлении. Виктор однажды следует за ней и чуть – чуть не замерзает в снегу, она приходит ему на помощь, тем, что говорит, что его любит. Отец его против их отношений. На последнем этапе строительства моста Лена подрывает ледяную корку и погибает. Тайна ее жизни - сынок от первого мужа. Виктор из- за любви к ее памяти усыновляет мальчика. Он будет хорошим отцом. И будет любить его в двойной степени любви за мать и за то, что это ее дитя, пусть даже для него не родной, но он будет его воспитывать. Он признал его своим ребенком. Боль душевная не утихает. Время сильные раны не исцеляет полностью. По - моему мнению, герой Олега Павловича стойко выдерживает все испытания, павшие на его молодые плечи: невыносимый сибирский мороз, насмешки и неверие окружающих людей в то, что он может сделать что – то в этой жизни сам без помощи отца, жаркая любовь без памяти, ради которой не побоялся замерзнуть в снегу лишь бы только быть вместе с Леной, последний героический поступок был совершен в самом конце фильма: он отважился взять на себя ответственность за жизнь маленького человека.

Глава 6. Сон с продолжением

Маленькая девочка Люба очень любила смотреть чудесные сны. Один из ее снов переведен в сказочную форму. Люба идет по улице незнакомого города. Видит магазин игрушек. Встала около витрины и остановила взгляд на деревянном солдатике. Ее увидел мастер, понял, что у нее доброе сердце и бесплатно подарил ей его. Она дошла до чердака незнакомого дома и заплакала. На коленях у нее лежала бездушная кукла. Вдруг одна крупная слеза упала на деревянное лицо. Люба услышала голос и испугалась, но поняла, что нечего боятся. С ней разговаривал офицер волшебной страны, превращенный в Щелкунчика. Он рассказал ей свою историю. У этой страны был добрый правитель, но на его плече сидит мышиный король, завладевший королевством. Люба бесстрашно соглашается победить его. Вместе с новым другом они отправляются в путь. Через ледяное королевство и Королевство Сладостей. Правитель первого подарил им, в помощь в миссии перстни из цветного льда, а вторая королева оказалась душевной хозяйкой, уговаривала их остаться и не отправляться в такой дальний путь. Но они не могут исполнить королевскую просьбу. Волшебник установил свои порядки. Мать превратил в бабочку и сжег ее на свечке. Невесту солдата – балерину лишил самого главного инструмента – ног. Они стали деревянными. Он хотел сделать ее своей женой и заточил в башню, так как она не давала согласие. Друга офицера посадил в темницу. Но наши друзья пришли вовремя. Победили мышиное войско. Волшебник снова стал добрым, мать его воскресла, войско снова обрело начальника, Балерина была спасена любовью молодого человека. Люба вернулась домой. Говорю совершенно искренне: Ваш герой, Олег Павлович в моей душе составляет для меня образ моего будущего мужа. Именно такому молодому человеку я могу доверять жаркое чувство любви и самые глубокие душевные тайны. Он имеет в своем характере: нежность, трепет, доброту.

Глава 7. Сирота Казанская (1997 год)

Сельская учительница Настя решила разыскать своего отца, которого никогда не видела. Все её знания ограничивались именем отца Павел и тем, что её родители познакомились на курорте, в пансионате «Солнечный», после чего расстались и никогда не виделись. Её мамы, Галины, больше нет, как и других родственников, поэтому Насте неоткуда узнать подробности.

На опубликованное в газете неотправленное письмо матери отзываются сразу трое человек, каждый из которых искренне верит в то, что он и есть отец Насти. Все они приезжают к своей предполагаемой дочери 31 декабря, в канун Нового года. Жених Насти, Коля, сначала подозревает стариков в корыстных намерениях, но позднее понимает, что это не так.

Наконец к Коле приходит идея показать старикам фотографию Галины. Но Настя, не желая огорчать ставших ей симпатичными людей, придумывает, будто Коля увёз фотографии в фотоателье, которое находится в райцентре. Они впятером встречают Новый год. Утром старики всё же по очереди находят альбом и понимают, что каждый из них был в юности влюблён в какую-то другую Галю. Не прощаясь, огорчённые, они покидают дом Насти и садятся на поезд, случайно оказываясь в одном купе.

Но Настя, вовремя спохватившись, успевает остановить их, пока Коля, перегородив своим трактором пути, мешает поезду отъехать — хоть и не родные, они стали ей дороги.

Герой Олега Павловича в этом фильме вызывает у меня дочернее чувство любви и уважения. Особенно когда он рассказывает о любви к матери героини, а сильное душевное ощущение почти до слез, когда он рассказывает, как получил известие о том, что у него есть дочь. Он очень нежно заботится о своей названной дочери и нового человека в семье – зятя Николая. Очень красивый романс поют за столом папы. На свадьбу родители дарят шикарный торт и дают согласие на их брак. Мне приятно смотреть на сцену, где все папы вместе спят и видят один красивый сон. Они согласны принимать участие в воспитании внука Павла.

 

Глава 8. Что сказал покойник? (2000 год)

Иоанна — польский архитектор, работающий по долгосрочному контракту в Копенгагене, женщина импульсивная и азартная. Однажды она посещает притон игровых автоматов. Неожиданно её подзывает к себе незнакомый мужчина. Вдруг на притон начинается облава. В человека, позвавшего Иоанну, стреляют из пистолета. Перед смертью он успевает сказать ей некий шифр. Это замечают неизвестные люди, и один из них, переодетый полицейским, усыпляет Иоанну хлороформом. Очнувшись, она обнаруживает себя в самолете, который летит в Бразилию. Оказывается, что шифр, который сказал ей покойник, является указанием на спрятанный клад. Мафиози, захватившие её, пытаются выпытать этот шифр. Героиня ведет с гангстерами двойную игру, и, наконец, вступает в поединок с самим шефом мафиозной группировки. Женское обаяние и нестандартность творческого мышления Иоанны оказываются не меньшей силой, чем международный гангстерский синдикат...

Инспектор датской полиции, на правах знакомого пропавшей девушки, берет расследование запутанного дела в свои профессиональные руки. Допрашивает всех подозрительных личностей, на его взгляд, причастных к делу о драгоценностях. Параллельно задерживает преступников, совершающих побег из тюрьмы, через поднятие температуры в управлении. Создает робота одного из ее преследователей с помощью ее подруги. Говорит, что ему можно доверять сокровенные тайны. Дает контакт своего друга – полковника французской полиции для помощи героине в битве против бандитов и чтобы благополучно достигнуть Польши. Находит логово бандитов и посадил начальника банды в тюрьму. Присваивает его собаку себе.

Глава 9. Президент и его внучка (1999 год)

Москва 1987 год новогодняя ночь. В 25-м роддоме дежурят врач-акушер и его медсестра. Они делают обход, после которого садятся отмечать новый год. Неожиданно в роддом приезжает карета скорой с беременной женщиной — невесткой одного генерала, которая попала в аварию и у неё в результате начались преждевременные роды. Несмотря на увещевания врача, что срок беременности может трагически обернуться для ребёнка, свирепый генерал, угрожая пистолетом, заставляет его принимать роды. Ребёнок рождается мёртвым, и запуганный доктор принимает решение подменить его на живого. В этот же день другая женщина родила девочек-двойняшек, одну из которых подменили. По иронии судьбы обеих девочек называют Машей.

Проходит двенадцать лет. Канун нового года. Обе Маши выросли. Одна из них внучка теперь уже президента России (в прошлом генерала), а другая — дочь бедной художницы Татьяны, муж её погиб в Афганистане. На новый год родители внучки президента привозят свою дочь к нему, а сами новый год отмечать будут в Париже. Девочка не знает другой жизни: вокруг полно развлечений, компьютерные игры, походы в театр, обеды с министром здравоохранения — тем самым доктором-акушером, который впоследствии женился на своей медсестре и у них родился сын — страшный объедала. Маша — дочь художницы чуть ли не целыми днями проводит на улице, продавая свежие газеты и сдавая стеклотару вместе с другими дворовыми ребятами. Однажды один из них после неудачной попытки продать газету сыну министра здравоохранения отбирает у него конфеты и открытку, которая оказывается пригласительным билетом на кремлёвский карнавал. Дети дарят билет Маше.

Маша — внучка Президента тоже приглашена туда, где там она должна выполнять роль принцессы карнавала. Во время карнавала телохранитель внучки дядя Саша случайно путает кабинки и заставляет другую Машу надеть костюм принцессы. В результате внучка Президента оказывается в костюме чебурашки. Дядя Саша, даже не подозревая, что он перепутал девочек, отвозит Машу «домой». Внучку президента забирает с собой Татьяна, ожидавшая свою дочь у Кремля. Сначала Маша думает, что оказалась в заложниках, пытается сбежать, но позже она ближе узнает Татьяну и находит с ней общий язык.

Маша — дочь Татьяны оказывается в роскошном поместье. Поначалу она думает, что это какой-то сюрприз, но, узнав, что она в поместье самого Президента, да ещё тот считает её своей внучкой, она, в отличие от другой Маши, ведёт себя агрессивно, тоже пытается безуспешно бежать. Президент обращается к министру здравоохранения за помощью. Тот сразу понял, что именно на карнавале произошла подмена девочек. Жена министра — работник детского неврологического центра принимается разрешать ситуацию. Она просит Машу вести себя так, как будто она внучка Президента и никто более, берет у неё адрес Татьяны, чтобы в конечном итоге обменять девочек.

Маша — дочь Татьяны решает повлиять на трудный характер своего «дедушки». Когда она скупает всю коллекцию картин её матери, она отчитывает его за то, как он с ними обращается, оскорбляет дядю Сашу, который тоже не понимает искусства. Позже она спокойно выясняет с «дедом» отношения и извиняется перед дядей Сашей. Однажды от сына министра здравоохранения Маша узнает, что благодаря его отцу она чуть было не погибла 12 лет назад.

Министр приходит на следующий день, чтобы забрать Машу к своей жене, якобы к психологу. Когда он входит в её комнату, Маша наводит на него взятый без спросу пистолет «дедушки», которым он некогда угрожал ему. Обнаружив пропажу оружия, Президент приходит туда же. Министр здравоохранения рассказывает ему всю правду о том, как разлучил сестер тогда 12 лет назад. С трудом веря, что произошло, Президент топит свой пистолет в аквариуме, затем он приказывает дяде Саше отвезти Машу туда, куда она скажет. Перед тем как уйти, Маша прощается со своим «дедушкой», который все - таки ей полюбился. Придя домой, она знакомится со своей сестрой — внучкой Президента. Они меняются одеждой и отправляются каждая к себе домой.

Обе семьи весело празднуют Новый год. За все это время Президент сильно изменился в характере под влиянием второй Маши. В конце фильма он показывает, что он, несмотря на свои обязанности, такой же простой человек, как и все люди. Фильм заканчивается звонком обеих Маш, которые бурно обсуждают последние события. Когда смотрю этот фильм, представляю себя на месте внучки Олега Павловича. Все его слова, обращенные к ней дороги для моего сердца и души. Все его метания и страдания я переживаю их вместе с ним, потому что Он уже давно стал для меня родным человеком.

 

Глава 10 Обломов (1979)

Главный герой — Илья Ильич Обломов — владелец небольшого имения, проводит время в праздности, преимущественно предаваясь сну и безделью. Изменить стиль его жизни периодически пытается Андрей Иванович Штольц, друг детства, активный и жизнерадостный человек. Он один в состоянии заставить Обломова выйти из дома, отказаться от вредных привычек, «начать жить». В один из своих визитов Штольц представляет Обломова своим знакомым — семейству Ильинских. Между Обломовым и Ольгой Ильинской возникает чувство. Ольга, как может, пытается изменить Обломова, укрепить его характер, ждёт от него проявлений твёрдости духа. В то же время сам Обломов, обладая противоречивым характером, пытается разобраться в своих чувствах. Его «метания» из крайности в крайность, лень, глубоко пустившая корни в его характер, — всё это в итоге приводит к расставанию с Ольгой. Спасибо, Вам Олег Павлович за Ваше воплощение образа Ильи Ильича Обломова. Желаю Вам сказать, что когда вместе с учительницей проходила роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» в основу моего описания легло именно ваше воплощение литературного образа. На этом уроке была рада получить хорошую оценку за то, что люблю смотреть фильмы с Вашим участием.

Глава 11 Обыкновенная история (1970 год)

«Обыкновенная история» — роман воспитания, повествующий о взрослении и разочаровании в собственных идеалах неискоренимого, как представляется вначале, провинциального романтика — Александра Адуева. По приезде в Петербург он поступает «под крыло» своего дяди — суховатого дельца Петра Адуева. Несмотря на попытки старшего Адуева урезонить его, романтические устремления младшего Адуева неизменно оставляют его с разбитым сердцем. Разочаровавшись в столичной жизни, Адуев возвращается в материнскую усадьбу, но после смерти матери опять едет в Петербург, чтобы жениться на богатой наследнице и сделать карьеру на государственном поприще.

С самого начала герой Олега Павловича – Александр вызывает у меня душевную боль. Его молодые мечты рушатся одна за другой. Захотелось пожить красивой жизнью, уехал в столицу под покровительство дяди, который не разделяет его интересы в разных сферах жизни. Даже его научные работы не имеют должного влияния. Чувство любви обожгло несколько раз за пребывание в городе. В дружбе наступило разочарование. Доверие к людям пропало. Время превратило по сути характера в своего дядю. Когда только задумывалась пьеса появиться в театре «Современник», постановка могла потерять кандидатуру главного героя навсегда. У Олега Павловича в молодом возрасте случился инфаркт. Он долго находился между двумя мирами. Ему тогда было 29 лет. Когда пришел в себя некоторое время еще притворялся, как настоящий артист, чтобы посмотреть на реакцию окружающих людей. Галина Борисовна Волчек обещала, что роль его дождется. Никому ее не будут ее предлагать. Олега Павловича подняла любовь к ученикам. Нужно было им искать работу на театральном поприще. Галина Борисовна любит его материнской любовью. Мама передала ей бережно своего мальчика.

Глава 12 Василий Теркин (1978 год)

Здесь помещаю мои любимые главы поэмы Александра Твардовского, которые стали дороги для моей души и Сердца, в прочтении Олега Павловича. Фильм был снят в 1973 году. В это время Олегу Павловичу 38 лет. С первых минут просмотра погружаешься в мир освобождения своей любимой и дорогой Родины от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной Воины:

Книга про бойца

ОТ АВТОРА

На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода, Лучше нет простой, природной Из колодца, из пруда, Из трубы водопроводной, Из копытного следа, Из реки, какой угодно, Из ручья, из-подо льда, - Лучше нет воды холодной, Лишь вода была б - вода. На войне, в быту суровом, В трудной жизни боевой, На снегу, под хвойным кровом, На стоянке полевой, - Лучше нет простой, здоровой, Доброй пищи фронтовой. Важно только, чтобы повар Был бы повар - парень свой; Чтобы числился недаром, Чтоб подчас не спал ночей, - Лишь была б она с наваром Да была бы с пылу, с жару - Подобрей, погорячей; Чтоб идти в любую драку, Силу чувствуя в плечах, Бодрость чувствуя. Однако Дело тут не только в щах. Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой. Не прожить, как без махорки, От бомбежки до другой Без хорошей поговорки Или присказки какой - Без тебя, Василий Теркин, Вася Теркин - мой герой, А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька. Что ж еще?.. И все, пожалуй. Словом, книга про бойца Без начала, без конца. Почему так - без начала? Потому, что сроку мало Начинать ее сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. С первых дней годины горькой, В тяжкий час земли родной Не шутя, Василий Теркин, Подружились мы с тобой, Я забыть того не вправе, Чем твоей обязан славе, Чем и где помог ты мне. Делу время, час забаве, Дорог Теркин на войне. Как же вдруг тебя покину? Старой дружбы верен счет. Словом, книгу с середины И начнем. А там пойдет.

Олег Павлович, как артист с большой буквы с легкостью может найти начальную интонацию, чтобы приступить к своему повествованию и завлечь им зрителя. Повести вас за собой и вы забудете обо всем на свете. Оторваться от Его Игры Невозможно. Интересно Его слушать.

На привале

- Дельный, что и говорить, Был старик тот самый, Что придумал суп варить На колёсах прямо. Суп - во-первых. Во-вторых, Кашу в норме прочной. Нет, старик он был старик Чуткий - это точно. Слышь, подкинь ещё одну Ложечку такую, Я вторую, брат, войну На веку воюю. Оцени, добавь чуток. Покосился повар: «Ничего себе едок - Парень этот новый». Ложку лишнюю кладёт, Молвит несердито: - Вам бы, знаете, во флот С вашим аппетитом. Тот: - Спасибо. Я как раз Не бывал во флоте. Мне бы лучше, вроде вас, Поваром в пехоте. - И, усевшись под сосной, Кашу ест, сутулясь. «Свой?» - бойцы между собой, - «Свой!» - переглянулись. И уже, пригревшись, спал Крепко полк усталый. В первом взводе сон пропал, Вопреки уставу. Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчёт войны Вёл беседу Тёркин. - Вам, ребята, с серединки Начинать. А я скажу: Я не первые ботинки Без починки здесь ношу. Вот вы прибыли на место, Ружья в руки - и воюй. А кому из вас известно, Что такое сабантуй? - Сабантуй - какой-то праздник? Или что там - сабантуй? - Сабантуй бывает разный, А не знаешь - не толкуй, Вот под первою бомбёжкой Полежишь с охоты в лёжку, Жив остался - не горюй: - Это малый сабантуй. Отдышись, покушай плотно, Закури и в ус не дуй. Хуже, брат, как миномётный Вдруг начнётся сабантуй. Тот проймёт тебя поглубже, - Землю-матушку целуй. Но имей в виду, голубчик, Это - средний сабантуй. Сабантуй - тебе наука, Враг лютует - сам лютуй. Но совсем иная штука Это - главный сабантуй. Парень смолкнул на минуту, Чтоб прочистить мундштучок, Словно исподволь кому-то Подмигнул: держись, дружок... - Вот ты вышел спозаранку, Глянул - в пот тебя и в дрожь; Прут немецких тыща танков... - Тыща танков? Ну, брат, врёшь... - А с чего мне врать, дружище? Рассуди - какой расчёт? - Но зачем же сразу - тыща? - Хорошо. Пускай пятьсот, - Ну, пятьсот. Скажи по чести, Не пугай, как старых баб. - Ладно. Что там триста, двести - Повстречай один хотя б... - Что ж, в газетке лозунг точен: Не беги в кусты да в хлеб. Танк - он с виду грозен очень, А на деле глух и слеп. - То-то слеп. Лежишь в канаве, А на сердце маята: Вдруг как сослепу задавит, - Ведь не видит ни черта. Повторить согласен снова: Что не знаешь - не толкуй. Сабантуй - одно лишь слово - Сабантуй!.. Но сабантуй Может в голову ударить, Или попросту, в башку. Вот у нас один был парень... Дайте, что ли, табачку. Балагуру смотрят в рот, Слово ловят жадно. Хорошо, когда кто врёт Весело и складно. В стороне лесной, глухой, При лихой погоде, Хорошо, как есть такой Парень на походе. И несмело у него Просят: - Ну-ка, на ночь Расскажи ещё чего, Василий Иваныч... Ночь глуха, земля сыра. Чуть костёр дымится. - Нет, ребята, спать пора, Начинай стелиться. К рукаву припав лицом, На пригретом взгорке Меж товарищей бойцов Лёг Василий Тёркин. Тяжела, мокра шинель, Дождь работал добрый. Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под рёбра. Но не видно, чтобы он Удручён был этим, Чтобы сон ему не в сон Где-нибудь на свете. Вот он полы подтянул, Укрывая спину, Чью-то тёщу помянул, Печку и перину. И приник к земле сырой, Одолён истомой, И лежит он, мой герой, Спит себе, как дома. Спит - хоть голоден, хоть сыт, Хоть один, хоть в куче. Спать за прежний недосып, Спать в запас научен. И едва ль герою снится Всякой ночью тяжкий сон: Как от западной границы Отступал к востоку он; Как прошёл он, Вася Тёркин, Из запаса рядовой, В просолённой гимнастёрке Сотни вёрст земли родной. До чего земля большая, Величайшая земля. И была б она чужая, Чья-нибудь, а то - своя. Спит герой, храпит - и точка. Принимает всё, как есть. Ну, своя - так это ж точно. Ну, война - так я же здесь. Спит, забыв о трудном лете. Сон, забота, не бунтуй. Может, завтра на рассвете Будет новый сабантуй. Спят бойцы, как сон застал, Под сосною впОкат, Часовые на постах Мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг. И бойцу взгрустнётся. Только что-то вспомнит вдруг, Вспомнит, усмехнётся. И как будто сон пропал, Смех прогнал зевоту. - Хорошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту. *** Тёркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. И чтоб знали, чем силён, Скажем откровенно: Красотою наделён Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой - героем. На Карельском воевал - За рекой Сестрою. И не знаем почему, - Спрашивать не стали, - Почему тогда ему Не дали медали. С этой темы повернём, Скажем для порядка: Может, в списке наградном Вышла опечатка. Не гляди, что на груди, А гляди, что впереди! В строй с июня, в бой с июля, Снова Тёркин на войне. - Видно, бомба или пуля Не нашлась ещё по мне. Был в бою задет осколком, Зажило - и столько толку. Трижды был я окружён, Трижды - вот он! - вышел вон. И хоть было беспокойно - Оставался невредим Под огнём косым, трёхслойным, Под навесным и прямым. И не раз в пути привычном, У дорог, в пыли колонн, Был рассеян я частично, А частично истреблён... Но, однако, Жив вояка, К кухне - с места, с места - в бой. Курит, ест и пьёт со смаком На позиции любой. Как ни трудно, как ни худо - Не сдавай, вперёд гляди, Это присказка покуда, Сказка будет впереди. Первая глава вызывает во мне интерес к личности солдата. Задаю себе вопрос, какие сюрпризы судьба преподнесла до встречи с нами – зрителями? Сама себе отвечаю, что он уже бывалый воин, который много раз видел влияние на человека смерти, пролетающие мимо снаряды, несущие с собой боль, потери сослуживцев и расставание с собственной жизнью. На душе всегда печаль, как подумаешь, что живешь последний день, сопровождает тягостное предчувствие.

Перед боем

- Доложу хотя бы вкратце, Как пришлось нам в счёт войны С тыла к фронту пробираться С той, с немецкой стороны. Как с немецкой, с той зарецкой Стороны, как говорят, Вслед за властью за советской, Вслед за фронтом шёл наш брат. Шёл наш брат, худой, голодный, Потерявший связь и часть, Шёл поротно и повзводно, И компанией свободной, И один, как перст, подчас. Полем шёл, лесною кромкой, Избегая лишних глаз, Подходил к селу в потёмках, И служил ему котомкой Боевой противогаз. Шёл он, серый, бородатый, И, цепляясь за порог, Заходил в любую хату, Словно чем-то виноватый Перед ней. А что он мог! И по горькой той привычке, Как в пути велела честь, Он просил сперва водички, А потом просил поесть. Тётка - где ж она откажет? Хоть какой, а всё ж ты свой, Ничего тебе не скажет, Только всхлипнет над тобой, Только молвит, провожая: - Воротиться дай вам бог... То была печаль большая, Как брели мы на восток. Шли худые, шли босые В неизвестные края. Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя! Шли, однако. Шёл и я... Я дорогою постылой Пробирался не один. Человек нас десять было, Был у нас и командир. Из бойцов. Мужчина дельный, Местность эту знал вокруг. Я ж, как более идейный, Был там как бы политрук. Шли бойцы за нами следом, Покидая пленный край. Я одну политбеседу Повторял: - Не унывай. Не зарвёмся, так прорвёмся, Будем живы - не помрём. Срок придёт, назад вернёмся, Что отдали - всё вернём. Самого б меня спросили, Ровно столько знал и я, Что там, где она, Россия, По какой рубеж своя? Командир шагал угрюмо, Тоже, исподволь смотрю, Что-то он всё думал, думал... - Брось ты думать, - говорю. Говорю ему душевно. Он в ответ и молвит вдруг: - По пути моя деревня. Как ты мыслишь, политрук? Что ответить? Как я мыслю? Вижу, парень прячет взгляд, Сам поник, усы обвисли. Ну, а чем он виноват, Что деревня по дороге, Что душа заныла в нём? Тут какой бы ни был строгий, А сказал бы ты: «Зайдём...» Встрепенулся ясный сокол, Бросил думать, начал петь. Впереди идёт далёко, Оторвался - не поспеть. А пришли туда мы поздно, И задами, коноплёй, Осторожный и серьёзный, Вёл он всех к себе домой. Вот как было с нашим братом, Что попал домой с войны: Заходи в родную хату, Пробираясь вдоль стены. Знай вперёд, что толку мало От родимого угла, Что война и тут ступала, Впереди тебя прошла, Что тебе своей побывкой Не порадовать жену: Забежал, поспал урывком, Догоняй опять войну... Вот хозяин сел, разулся, Руку правую - на стол, Будто с мельницы вернулся, С поля к ужину пришёл. Будто так, а всё иначе... - Ну, жена, топи-ка печь, Всем довольствием горячим Мне команду обеспечь. Дети спят. Жена хлопочет, В горький, грустный праздник свой, Как ни мало этой ночи, А и та - не ей одной. Расторопными руками Жарит, варит поскорей, Полотенца с петухами Достаёт, как для гостей; Напоила, накормила, Уложила на покой, Да с такой заботой милой, С доброй ласкою такой, Словно мы иной порою Завернули в этот дом, Словно были мы герои, И не малые притом. Сам хозяин, старший воин, Что сидел среди гостей, Вряд ли был когда доволен Так хозяйкою своей. Вряд ли всей она ухваткой Хоть когда-нибудь была, Как при этой встрече краткой, Так родна и так мила. И болел он, парень честный, Понимал, отец семьи, На кого в плену безвестном Покидал жену с детьми... Кончив сборы, разговоры, Улеглись бойцы в дому. Лёг хозяин. Но не скоро Подошла она к нему. Тихо звякала посудой, Что-то шила при огне. А хозяин ждёт оттуда, Из угла. Неловко мне. Все товарищи уснули, А меня не гнёт ко сну. Дай-ка лучше в карауле На крылечке прикорну. Взял шинель да, по присловью, Смастерил себе постель, Что под низ, и в изголовье, И наверх, - и всё - шинель. Эх, суконная, казённая, Военная шинель, - У костра в лесу прожжённая, Отменная шинель. Знаменитая, пробитая В бою огнём врага Да своей рукой зашитая, - Кому не дорога! Упадёшь ли, как подкошенный, Пораненный наш брат, На шинели той поношенной Снесут тебя в санбат. А убьют - так тело мёртвое Твоё с другими в ряд Той шинелкою потёртою Укроют - спи, солдат! Спи, солдат, при жизни краткой Ни в дороге, ни в дому Не пришлось поспать порядком Ни с женой, ни одному... На крыльцо хозяин вышел. Той мне ночи не забыть. - Ты чего? - А я дровишек Для хозяйки нарубить. Вот не спится человеку, Словно дома - на войне. Зашагал на дровосеку, Рубит хворост при луне. Тюк да тюк. До света рубит. Коротка солдату ночь. Знать, жену жалеет, любит, Да не знает, чем помочь. Рубит, рубит. На рассвете Покидает дом боец. А под свет проснулись дети, Поглядят - пришёл отец. Поглядят - бойцы чужие, Ружья разные, ремни. И ребята, как большие, Словно поняли они. И заплакали ребята. И подумать было тут: Может, нынче в эту хату Немцы с ружьями войдут... И доныне плач тот детский В ранний час лихого дня С той нем


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: