Заведующий МБДОУ ДС ОВ №404
__________ И. А. Устьянцева
Перспективное планирование НОД
Образовательной области «Музыка»
Во второй младшей группе
На 2019 – 2020 учебный год
Планирование разработано с учетом интеграции образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность, физическая культура
Слушание музыки
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития |
На занятиях | В группе | В семье |
Сентябрь | Рассказать о людях, которых называют композиторами. Дать детям понятие «народная музыка». Рассказать о двухчастной форме. | «Марш» Муз. И.Дунаевского «Полянка» Русская народная мелодия | Игрушки. Бубен, треугольник. Картинки с изображением танцующих, бегающих, поющих детей (зверей). «Солнышко и тучка». | Отрывок из к/ф «Веселые ребята». Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку» Этюд на развитие эмоций «У зайки день рождения». | Просмотр кинофильма «Веселые ребята». Прослушивание в аудиозаписи русских народных плясовых песен. |
Октябрь | Рассказать о танцевальном жанре «полька» Обратить внимание на динамические оттенки | «Полька» Муз. М.Глинки «Грустное настроение» Муз. А.Штейнвиль | Картинки с изображением детей, слона, бабочки, бегемота. Придумывание грустной истории. Чтение стихотворения: «О грустном запела скрипка, В пруду услыхала рыбка. Услышали мак и ромашки, пастух на лугу и барашки, на ветке зеленой птица, Скворчиха, а может, синица, Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно». | Танцевальные импровизации под музыку М.Глинки «Полька». Мимическая игра «Угадай настроение» Пение песенки «Петушок» В.Витлина. («Заболел наш петушок…»). | Прослушивание музыкальных произведений разного характера (веселая, грустная). Придумывание историй с разным настроением (весело, грустно). |
Ноябрь | Рассказать о танцевальном жанре «вальс». Рассказать о пляске. | «Вальс» Муз. Ф.Шуберта «Ой, лопнул обруч» Украинская народная мелодия | Дидактическая игра «На концерте» (вальс, плясовая). Картинки с изображением танцующих детей. | Фрагмент из м/ф «Цветочные фантазии». Свободные танцевальные движения под музыку вальса и плясовой. Те же действия с игрушками. | Просмотр видеоматериалов с изображением танцующих пар. («Война и мир», сцена бала и т.д.) |
Декабрь | Предоставить детям возможность самим определить характер музыкального произведения и отразить его в движении. | «Марш» Муз. Ф.Шуберта «Маленькая полька» Муз.Д.Кабалевского | Иллюстрации к произведению (марширующие солдаты, дети, муравьи, слоны). Музыкально-дидактическая игра «Чей это марш». | Проявление творчества детей в свободной импровизации под музыку марша и польки. Придумывание рассказа, сюжета к «Маленькой польке» Д.Кабалевского | Действия с игрушками. Дидактическая игра «Кукла шагает и танцует». |
Январь | Рассказать о характере музыки. Обратить внимание на двухчастную форму. | «Немецкий танец» Муз.Л.Бетховена «Петушок» Латвийская народная мелодия | Прохлопывание ритма на музыкальных инструментах. Чтение потешки: «Сорока – белобока, кашку варила, деток кормила…» | Музыкально-дидактическая игра «Веселые ладошки» (прохлопывание ритма польки). Чтение потешки (Уральский фольклор) «Сорока – белобока На порог скакала, гостей скликала, печку топила, кашку варила…» («Славинка», с.12). Слушание русских народных песенок-попевок в аудиозаписи. | Чтение потешки (Уральский фольклор): «Сорока – ворона Кашку варила, На подпечке студила, Деток кормила…» («Славинка, с.13) Слушание русских народных песенок-попевок в аудиозаписи. |
Февраль | Предложить детям самостоятельно определить жанр произведения. Научить детей различать танцевальные жанры: вальс, полька. | «Вальс» Муз. А.Грибоедова «Полька» Муз. Д.Львова-Компанейца | Чтение стихотворения: Жил-был один удивительный слон. Вальс танцевал удивительно он. Не знаю, поверьте мне или нет: Его пригласили в балет. Куклы и игрушки для танцевальной импровизации. | Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш». | Просмотр видеофильмов с изображением танцующих пар. Посещение концертов с участием танцевальных коллективов, конкурсных танцевальных программ. |
Март | Продолжать учить детей самостоятельно определять характер произведения, его жанр. Обратить внимание на движение мелодии в нижнем регистре. | «Маша спит» Муз.Г.Фрида «Детская песенка» Муз. Ж.-Б. Векерпена | Иллюстрации: дети танцуют, играют, спят. Чтение стихотворения: «Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою, Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. | Придумывание рассказа, о чем могут петь Маше родители, о чем бы спели они сами. Дидактическая игра «Уложим куклу (игрушку) спать» с пением: «а-а-а», «баю-бай». Танцевальные импровизации: «бабочки», «птички». П/игра «Птички и кот». | Колыбельные песенки (Самарский фольклор): «Баю-баю, баиньки, в огороде баренки…». «Уж вы, котики, коты Принесите дремоты» («Славинка», с.10-11). |
Апрель | Определить характер пьесы, обратить внимание на динамические оттенки, придумать свой рассказ. | «Шуточка» Муз. В.Селиванова | Чтение стихотворения: Зайка прыгал на лужайке. Было весело кругом. Пес играл на балалайке, Лис вертелся кувырком. Так им пелось и плясалось – Набежал лесной народ. И на миг всем показалось: Вверх ногами пляс идет. Травка прыгает на зайке, С лисом вертится лужайка, И с собакой – балалайка И кричит: «Пляши давай-ка». | Прослушивание веселых шуточных песен в аудиозаписи «Жили-были», «Как кричит крокодил» и т.д. Придумывание рассказа на основе впечатлений от услышанного музыкального произведения. Музыкально-дидактическая игра «Веселый концерт» | Чтение веселых стихотворений, прослушивание веселых, юмористических песенок. |
Май | Повторить и закрепить пройденный материал. | Картинки. Куклы. Игрушки, музыкальные инструменты. | Музыкально-дидактическая игра «Три кита» Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли». |
Исполнительство (Пение)
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Учить детей передавать в пении задорный, веселый, шутливый характер песни. Дать детям понятия «колыбель», «колыбельная». Учить петь протяжно, естественным голосом, без напряжения. | «Чики-чики-чикалочки» русская народная песня. «Колыбельная зайчонка» муз.В.Карасевой. «Паровоз» муз.З.Компанейца. муз.Г.Эрнесанса. | Предложить детям спеть шепотом, от очень медленного до очень быстрого темпа. Предложить желающему ребенку проскакать на палочке. Вариант для проговаривания и обыгрывания в движении: Чики-чики-чикалочки, Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. Принести колыбельку, Уложить в нее зайчика, предложить покачать колыбель, спеть зайчику «баю-бай». Игрушка-паровоз. Игра «Поезд» | Слушание колыбельных песен в аудиозаписи. Чтение потешки: Ай, люли, люли, люли, Все давно уже уснули. Один зайчик не спит, Он в окошечко глядит. Под окошком петушок Кукарекает – поет. Заинька во двор пойдет, Петушок уведет. Театрализованная игра «Поезд». Чтение стихотворения: Мимо речек и полей Мчится поезд все быстрей. Ничего, что путь далек, Мы приедем точно в срок. | Слушание колыбельных песен в аудиозаписи Пение колыбельной ребенку перед сном. Игры с паровозом под пение песен. |
Октябрь | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, напевно. Учить петь выразительно, передавая спокойный, ласковый или бодрый, ритмичный характер песни. | «Колыбельная» муз. Е.Тиличеевой. «Барабанщик» муз. М.Красева. | Иллюстрации с изображением колыбельки или мамы, убаюкивающей ребенка. Сопровождение пения движением укачивания. Предложить желающему ребенку поиграть на барабане. Загадать загадку: Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит – В ногу всем шагать велит. (барабан) | Дидактическая игра «Уложим куклу (мишку, зайку) спать» с пением колыбельной. Динамическое упражнение «Барабанщики». | Повторение песен, выученных на занятии. Пение колыбельной. Самостоятельные игры. |
Ноябрь | Познакомить детей с жанром «песня». Учить петь, передавая в пении характер песни. | «Капельки» муз.В.Павленко «Мы – солдаты» муз.Ю.Слонова «Две тетери» русская народная песня. | Рассказ о жанре «песня». Иллюстрация, изображающая дождь. Чтение стихотворения: «Дождик, дождик, что ты льешь, нам гулять не даешь?! - Я водою дождевою землю мою, мою, мою! Мою крышу и забор, Мою улицу и «двор». Предложить поиграть На треугольнике или металлофоне, имитируя звуки капелек дождя. Пение песни без аккомпанемента, маршируя по залу: «Левой – правой, левой – правой, генерал шагает бравый. Не беда, что генералу Лет пока что очень мало. Генерал ведет отряд На прогулку в летний сад. | Подготовительная работа к пению, разучивание русских народных попевок. ? театрализованные игры: «Паровоз» (на дыхании) «Самолет» (на протяженность звуков). «Во дворе» (на звукоподражание). Повторение песен, выученных на занятии. | Наблюдение за дождиком, Капельками на стекле. Повторение песен, выученных на занятии. Рассматривание иллюстраций, изображающих тетерева. |
Декабрь | Продолжать учить детей петь естественным звуком, без напряжения, передавая в пении характер песни. | «Петрушка» муз.В.Карасевой «Елочка» муз. Н.Бахутовой. «Елочка» муз. М.Красева. | Искусственная елочка (разных размеров). Иллюстрации, изображающие новогодний праздник. Загадка: «Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год». | Чтение рассказов, стихов про Новый год, елочку, Деда Мороза. Искусственная елка. Изготовление игрушек, украшений, подарков. Придумывание движений к песням. Рисование на тему: «Елочка». | Чтение рассказов, стихов про Новый год. Повторение песен, выученных на занятии. Изготовление игрушек, украшений, новогодних подарков, открыток. |
Январь | Дать детям понятие музыкальное вступлении. Учить начинать пение после вступления, дослушивать заключение, внимательно слушать произведение между куплетами. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на разнохарактерные песни. | «Санки» муз.М.Красева «Заинька» муз.М.Красева «Лошадка Зорька» муз. Т.Ломовой | На проигрыш предложить детям хлопать, выполнять «фонарики», цокать язычком, играть на ударных музыкальных инструментах. Чтение стихов А.Барто про зайчика, лошадку. Показ картинок, игрушек. Чтение стихотворения: «Как на горке, на горе, на широком на дворе Кто на санках, кто на лыжах, Кто повыше, кто пониже, Кто потише, кто с разбегу, Кто по льду, а кто по снегу. С горки – ух, на горку ух! Бух! Захватывает дух! | Рассматривание иллюстраций, изображающих зимние забавы (катание на санках, с горки, на лыжах, коньках и т.д.). Имитация катания на саночках под пение песни. Придумывание образных движений к песням «Заинька» и «Лошадка». Динамическое упражнение «Лошадки». | Рисование на тему: «Очень весело зимой». Повторение песен, выученных на занятии, обыгрывание сюжета игрушками. |
Февраль | Учить начинать песню после вступления, внимательно слушать проигрыш между куплетами, дослушивать заключение. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на разнохарактерные песни. | «Воробей» Муз.В.Герчик «Мы запели песенку» муз. Р.Рустамова «Детский сад» муз.А.Филиппенко | Придумывание партии любого музыкального инструмента на фортепианный проигрыш. Чтение стихотворения: «Сам встаю я по утрам в детский сад хожу я сам. Утром солнышко встает, В детский сад со мной идет. А вечернею порой Вместе с солнышком домой Возвращаемся вдвоем И друг друга узнаем. | Импровизационная игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально- дидактическая игра «Птица и птенчики» Подвижная игра «Воробушки и кот» С/р игра «Детский сад» Рисование на тему: «Мой любимый детский сад». | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Повторение песен, выученных на занятии. Рисование на тему: «Солнышко лучистое улыбнулось весело». |
Март | Учить детей узнавать песню по вступлению и любому отрывку, начинать и заканчивать пение с музыкой. | «Мама» муз.А.Бакалова «Тает снег» муз.Филиппенко «Зима прошла» муз. Н.Метлова | Музыкальные инструменты «Узнай песню по отрывку». Чтение стихов о маме. Показ иллюстраций, репродукций на тему «Весна. Март». | Музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо». Чтение стихов, рассказов о маме, о весне. Прослушивание в аудиозаписи литературно-музыкальной композиции «Весна – весняночка». | Чтение стихов, рассказов о маме, о весне. Повторение песен, выученных на занятии. |
Апрель | Продолжать учить узнавать песню по вступлению, по любому отрывку, начинать и заканчивать пение с музыкой. | «Песенка о весне» муз.Г.Фрида «Дождик» муз.М.Красова «Наша песенка простая» муз.А.Александрова | Музыкальные инструменты для сопровождения во время фортепианного проигрыша. Чтение русской народной прибаутки: «Солнышко, солнышко, Колоколнышко! Не пеки к нам в окно Будет нам тепло! Иллюстрации о весне Музыкально- дидактическая игра «Угадай мелодию» | Чтение стихов, потешек, прибауток о весне. П/игра «Солнышко и дождик». Музыкально- дидактическая игра «Солнышко и тучка». | Наблюдение за погодой (солнечная, пасмурная, дождливая). Рисование на тему: «Весеннее настроение». |
Май | Учить узнавать песню по вступлению, любому отрывку, начинать и заканчивать пение с музыкой. Учить детей проявлять творчество: придумывать мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на музыкальном инструментах. | «Зайчик» муз. М.Старокодомского «Хохлатка» муз.М.Красева «Медвежата» муз.М.Красева | Игрушки, иллюстрации, изображающие героев песен. Атрибуты, элементы костюмов для инсценирования. | Прослушивание песен в аудиозаписи, подпевание. Инсценирование песен (элементы костюмов, атрибуты, музыкальные инструменты). Придумывание несложных мелодий, характеризующих героев песен. | Обыгрывание с игрушками сюжетов песен, выученных на занятии. Пение любимых песен, прослушивание в аудиозаписи |
Работа над развитием чувства ритма. Музицирование
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Познакомить детей с графическим изображением длинных и коротких звуков. Учить отхлопывать ритмический рисунок, проговаривая слова. | «Андрей-воробей» русская народная песня. Веселая ритмичная мелодия. | Кружочки разной величины. Музыкальные инструменты (бубен, ложки и т.д.) | Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото». Музыкальные инструменты (бубен, ложки и т.д.) Хлопки в ладоши. | Музыкальные инструменты (бубен, ложки и т.д.) |
Октябрь | Учить детей прохлопывать выложенный ритм, играть ритмический рисунок на любом музыкальном инструменте. | «Я иду с цветами» муз.Е.Тиличеевой | Ритмические картинки (бе-лоч-ка, е-жик, по-ро-се-нок, кро-ко-дил, лев). Музыкальные инструменты. Фланелеграф. | Ритмические картинки. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото» Музыкальные инструменты. | Музыкальные инструменты. |
Ноябрь | Учить узнавать песню по выложенному ритмическому рисунку, прохлопывать ритм, различать высокие и низкие звуки). | «Полька» муз.М.Глинка Попевка «Летчик» Муз.Е.Тиличеевой | Ударные музыкальные инструменты Игрушка-самолет (игра «Самолет»). Графическое изображение нот. Загадка: «Что за птица смелая по небу промчалась? Лишь дорожка белая От нее осталась». | Ритмические картинки. Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото» Музыкальные инструменты. | Музыкальные инструменты. |
Декабрь | Учить прохлопывать ритм четверными и восьмыми длительностями. Продолжать и учить прохлопывать ритм по слогам, пропевать попевку по выложенному ритмическому рисунку. | «Детская полька» муз.М.Глинки «Барашеньки» русская народная песня. | Музыкальные инструменты (бубны, треугольники и др.) Загадка: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Картинка с изображением барашка. Ритмические карточки. | Ритмические карточки. Музыкально-дидактическая игра «Узнай песенку». Музыкальные инструменты. Аудиозапись. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. |
Январь | Продолжать учить прохлопывать ритм, исполнять ритмический рисунок музыкального произведения на музыкальных инструментах. | «Маленькая полька» муз. Д.Кабалевского «Сорока» русская народная попевка. | Музыкальные инструменты по количеству детей. Иллюстрации с изображением сороки. Чтение потешки: «Сорока-белобока, кашку варила, деток кормила…» | Музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли». Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Чтение потешки о сороке (Уральский фольклор). | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Рассматривание иллюстрации с изображением сороки, наблюдения в природе. Чтение потешки о сороке (Самарский фольклор). |
Февраль | Учить детей прохлопывать ритм в ладоши, проигрывать на музыкальных инструментах. Вызвать эмоциональный отклик и желание музицировать. | «Смелый наездник» муз.Р.Шумана «Зайчик, ты зайчик» русская народная песня | Музыкальные инструменты. Загадка: «В гору бегом, а с горы кувырком». Игрушка или малая скульптурная форма. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушки, иллюстрации. | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушки, иллюстрации. |
Март | Учить прохлопывать ритм в ладоши по коленям, притопывать на окончание фраз. Пропевать попевки по выложенному ритмическому рисунку, проигрывать их на музыкальных инструментах | «Ливенская полька» «Петушок» русская народная песня. | Музыкальные инструменты (металлические и деревянные) Загадка: «Кто рано встает, громко песни поет?». Костюм или шапочка петушка. | Музыкальные инструменты (металлические и деревянные) Аудиозапись. Игрушка «петушок», костюм, шапочка петушка. «Музыкальное лото» | Музыкальные инструменты. Аудиозапись. Игрушка - «петушок». |
Апрель | Учить чередовать хлопки (четвертными длительностями) в ладоши, по коленям. Пропевать ритмический рисунок, выложенный на фланелеграфе. Поощрять творческие проявления в сочинении небольших попевок. | «Веселый крестьянин» муз.Р.Шумана «Два кота» Польская народная песня. | Иллюстрации. Элементы костюма крестьянина. Ударные музыкальные инструменты. Картинка с изображением котов, кота и мышки. Ритмические карточки. Фланелеграф. | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Иллюстрации. Подвижная игра «Кот и мыши». Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки». |
Май | Продолжать учить детей пропевать простейший ритмический рисунок, выложенный на фланелеграфе, сыграть его на любом музыкальном инструменте. | Материал, пройденный в течение года. | Иллюстрации. Игрушки. Элементы костюмов. Музыкальные инструменты. Фланелеграф. Музыкально-дидактические игры. | Иллюстрации. Игрушки. Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Ритмические карточки. Музыкально-дидактические игры. | Иллюстрации. Игрушки. Аудиозапись. Музыкальные инструменты. |
Выразительные движения
Месяц | Задачи | Содержание | Музыкальная среда развития | ||
Оборудование и наглядный материал | Художественное слово | Музыкальный репертуар | |||
Сентябрь | Подводить детей к поиску и использованию простейших разновидностей «пространственного рисунка» парного образно-пластического взаимодействия. Побуждать детей к творчеству: поиску выразительных движений и их выразительному исполнению. Развивать умение свободно двигаться «всем телом». Развивать умение разыгрывать воображаемую ситуацию по ролям. | Игра «Рассыпались горошины» Упражнения: «Ухаживаю за лошадкой». «Сажусь верхом» «Еду верхом на лошадке». Игра «Ниточка иголочка» Упражнения «Мышка» «Пришью мишке лапку» «Пляшем с мишкой» Упражнения: «Играем с мячиками» «Сдуваем и надуваем мячики» | Магнитофон | А.Барто «Лошадка» «Мишка» С.Маршак «Мяч» | П.Чайковский «Спящая красавица» Танец маркиз. Вариация. Д.Кабалевский «Смелый наездник» П.Чайковский Танец (из Фарандолы – «Спящая красавица»). Кода. |
Октябрь | Продолжать осваивать с детьми «рисунок» парного взаимодействия на новом игровом содержании. Побуждать детей к творчеству: Поиску и выразительному исполнению движений: контрастность образов – тряпичной и деревянной куклы, образа деревянной куклы «в развитии» | Упражнения: Играем с мячиками» «Мячик лопнул» «Починим мячик» Упражнения: «Угадай, кто пляшет» «Деревянные куклы пляшут» «Тряпичные куклы пляшут» «Деревянная кукла ломается» «Починим деревянную куклу». | Магнитофон. Две куклы: деревянная и тряпичная (обе с подвижными руками и ногами, 40-60 см в полный рост) | С.Маршак «Мяч» | В.Моцарт «Маленькая ночная музыка» Соль мажор «Концерт для горна с оркестром» П.Чайковский «Спящая красавица» Кода «Щелкунчик» Танец Трепак |
Ноябрь | Знакомить детей с «Пространственным рисунком» парного образно-пластического взаимодействия по принципу «приближение-удаление». Создавать условия для освоения детьми подготовительных действий к игровому взаимодействию: разбивание на пары, распределение ролей между партнерами, их исходное размещение в пространстве. Побуждать детей выразительно передавать в мимике и пантомимике игровые эмоции, переживания персонажей. | Игра «Рассыпались горошины» Игра «Замри-отомри» Упражнения: «Как интересно» «Ожившая игрушка» «Зайчик спасателя» «Волк» Игра Волк и заяц» Упражнения: «Зайчиха зовет зайчат» «Зайчиха прощается с зайчатами» Игра «Зайчиха и зайчата» Упражнение «Иди сюда - до свидания» | Магнитофон | И.Гайдн «Адажио» (Концерт №4 для фортепиано с оркестром) И.Штраус «Венская кровь» «Императорский вальс» С.Прокофьев «Волк» П.Чайковский «Спящая красавица» Вариация. | |
Декабрь | Знакомить детей с разновидностями «пространственного рисунка», подводить к пониманию многозначности жеста (рука с «открытой» ладонью). Побуждать детей самостоятельно подбирать знакомые жесты в соответствии с контекстом игровой ситуации. Побуждать выразительно передавать в мимике и пластике дружелюбие – в обращении к партнеру по игре. Побуждать детей к свободной импровизации движений, которая выражает характерную особенность персонажа (юмор, умение рассмешить). | Упражнения: «Встретились – подружились» «До свидания» «Какой интересный щелкунчик» «Щелкунчик танцует» «Потанцую с Щелкунчиком» «Пожалею щелкунчика» «»Убаюкиваю Щелкунчика» | Магнитофон | И.Штрауг «Венская кровь» «Императорский вальс» А.Адан «Жизель» Вариация П.Чайковский «Щелкунчик» Сцена Е.Кузнецов Сюита «Русские узоры» А.Аверхин «Скоморошина» | |
Январь | Подводить детей к поиску вариантов «пространственного рисунка» перемещения персонажа по «сцене», отражающих содержание игровой ситуации. Побуждать к импровизации в пляске, передающий хвастливый характер персонажа. Побуждать детей к выразительному исполнению образов, передавая в движениях характер их взаимодействия и особенности пластики каждого. | Игра «Ветер раз носит семена» «Деревья выросли» Упражнения: «Колобок катиться по тропинке» «Колобок хвастается» «Я тебя съем» «Я тебя съем! – Не ешь меня» | Магнитофон | Е.Кузнецов Сюита «Русские узоры» Русская народная плясовая «Как у наших у ворот» | |
Февраль | Знакомить детей с разновидностями пространственного «рисунка» парного образно-пластического взаимодействия. Знакомить со способом «сценического» изображения конфликта. Побуждать детей передавать конфликтное взаимодействие разнохарактерных персонажей, выразительно исполнять свои роли. Подводить к разыгрыванию целостного сюжета, построенного на образно-пластическом взаимодействии со взрослым. | Упражнения «Птичка» «Кошка подкрадывается к птичке» «Кошка преследует птичку» «Птичка» «Кошка подкрадывается к птичке» «Кошка преследует птичку» «Птичка спасается» Игра «Кот и мыши» Упражнения: «Стал дед репку тащить» «Позвал дед бабку» «Тянем-потянем – вытянули репку!» | 4 гимнастических скамейки Магнитофон | П.Чайковский «Спящая красавица» Танец маркиз Вариация I С. Прокофьев «Птичка» «Кошка» Дж. Боттозини Финал из Большого концертного дуэта для скрипки, контрабаса и оркестра. Е.Кузнецов Сюита «Русские узоры» | |
Март | Знакомить детей с «пространственным рисунком» парного образно-пластического взаимодействия («противоборство»). Продолжать знакомить со способами условного («сценического») изображения конфликта между разнохарактерными персонажами. Побуждать к выразительному исполнению игровых образов и пластического взаимодействия между ними. Побуждать детей к выразительному разыгрыванию сюжета по ролям. | Упражнения: «Лиса подбирается к петушку» «Лиса схватила петушка» «Лиса тащит петушка в свой дом» Упражнения: «Котик обнаруживает пропажу петушка» «Котик ищет петушка» «Петушок зовет на помощь» «Котик спасает петушка» Разыгрывание сюжета «Кот, петух и лиса». | Гимнастические скамейки. Магнитофон. | В.Моцарт «Маленькая ночная музыка соль мажор» «Концерт для горна с оркестром» Л.Яначек. Сюита из оперы «Приключения лисички-плутовки» | |
Апрель | Знакомить детей со сложными жестами, требующими координации движений во взаимодействии с партнером. Побуждать детей самостоятельно выстраивать пространственный рисунок парного образно-пластического взаимодействия. | Разминка. Игра-упражнение «Пошепчемся» Упражнения: «Мышки шепчутся» «Мышки осторожничают» | Кукла большая с гибкими руками, увеличенными кистями и ушами (обезьянка, Петрушка). Небольшие кубики одного цвета – по числу детей. Магнитофон. | И.Штраус «Венская кровь» «Императорский вальс» И.Бах – Г.Малер «Сюита» Рондо. Л. Боккерини «Квинтет для 2-х скрипок, альта и 2-х виолончелей до мажор А.Адан «Жизель» В.Моцарт «Симфония №24 си бемоль мажор» Анданте грациозо. | |
Май | Знакомить детей с «пространственным рисунком» парного образно-пластического взаимодействия («противоборство») Подводить детей к передаче образа петушка «В развитии». Побуждать детей искать жесты и движения (из числа им известных), соответствующие контексту игровой ситуации, а также более или менее самостоятельно выстраивать «рисунок» пространственного перемещения персонажей. Побуждать детей выразительно исполнять движения и композицию «сценки» в целом, передавая настроения действующих лиц. | Разминка Упражнения: «Петушки важничают друг перед другом» «Петушки спорят» «Петушки утомились» Упражнения: «Познакомились» «Подружились» | Длинные веревки. Магнитофон. | Е. Кузнецов Сюита «Русские узоры» «Барыня»(вариации рус.нар.плясовой, обработка Е.Кузнецова). А.Адан «Жизель» М.Кусс «Хожу по улице» |
Пальчиковая гимнастика
Месяц | Текст игры | Движения |
Сентябрь | Побежали вдоль реки Дети наперегонки | Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру к коленям. Педагог произносит слова четко, постепенно ускоряя темп, дети только повторяют движение. |
Октябрь | Раз, два три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. | Сжимать и разжимать пальцы. Выполнять движение «фонарики» Сжимать и разжимать пальцы Сжать руки в кулаки |
Ноябрь | Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем | Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга. Движение пальцев, имитирующее посыпание солью. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки. |
Декабрь | Ловко с пальчика на пальчик Скачет зайчик, скачет зайчик | Пальцы одной ладони широко расставлены. Указательным пальцем другой ладони дотрагиваться до каждого пальца. Поменять действия ладоней. |
Январь | Вот кудрявая овечка. Шерстка белая в колечках. Шерстка мягкая, густая – Шубка у овцы такая. | Играть растопыренными пальчиками Поочередно соединять все пальцы с большим («колечки»). Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами («кошечка»). Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга. |
Февраль | Надуваем быстро шарик, Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел – Стал он тонкий и худой. | Медленно разводить руки в стороны. Хлопок в ладоши. Подуть на сложенные ладони. Снова собрать пальцы в одну щепотку. |
Март | Пекарь, пекарь, из муки Испеки нам колобки, Да сушки Ванюшке, Да баранки Танюшке, Да бублики Гришке, Да крендель Маришке. | Выполнять движение «печем пирожки». Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно. Соединить большие пальцы и указательные. Слегка раздвинуть руки в стороны. Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны. |
Апрель | На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, Покрутили, Постучали, И открыли! Вот кудрявая овечка. Шерстка белая в колечках. Шерстка мягкая, густая – Шубка у овцы такая. | Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны. Движение сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Играть растопыренными пальчиками Поочередно соединять все пальцы с большим («колечки»). Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами («кошечка»). |
Май | Раз, два три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. | Сжимать и разжимать пальцы. Выполнять движение «фонарики» Сжимать и разжимать пальцы Сжать руки в кулаки |