Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от
подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:
I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.
Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г]. Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].
Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.
|
Рекомендуемая последовательность коррекции звуков при дизартрии
Гласные: | [э, а, и, ы, о, у] |
Согласные: | [м'-м] |
Сонорные | [н'-н] |
[j] | |
[л'-л] | |
[Р'-Р] | |
Смычно-взрывные | [п'-п] |
[б'-б] | |
[т'-т] | |
[д'-д] | |
[к'-к] | |
[г'-к] | |
Щелевые | [Ф'-ф] |
[в'-в] | |
Переднеязычные | [с'-с] |
[з'-з] | |
[ш-ж] | |
[х'-х] | |
[щ] | |
Ч | |
[Ц] |
Приемы коррекции наиболее часто нарушаемых звуков
ЗВУК [с]
Правильная артикуляция звука [с]
Губы слегка растянуты.
Зубы сближена на расстоянии 1 мм.
Язык кончиком упирается в нижние резцы.
Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).
Голосовые связки: разомкнуты.
Выдох: несколько усилен.
Нарушения: сигматизмы
Межзубный — кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами;
Боковой — (хлопающий звук) — воздух идет по обоим краям языка или вбок;
Носовой — (назальный звук) — заменяется иногда храпом в нос — носовой оттенок последующего гласного.
Губно-зубной [с—ф]. Нижняя губа образует щель с верхними зубами.
Призубный [с—т]. «Суп—Туп». Язык упирается в верхние зубы.
Шипящий [с—щ]. «Собака—щабака». Язык поднимается вверх.
Подготовительные упражнения:
1. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) Из положения «Трубочка» подуть на ватку, сул- танчик, бумагу.
б) Из положения «Забор» положить язык на ниж- нюю губу. Вдоль языка, на его середину положить зонд и надавить до образования желобка. Зубы ра- зомкнуты, не удерживают язык. С силой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка.
|
в) Из положения «Забор» упражнение «Кто даль- ше загонит мяч?» — плавно, длительно, непрерывно
дуть вперед. Затем это же упражнение из положения «Трубочка».
2. Упражнения для губ:
а) «Забор» — губы в улыбке, видны зубы. Удер- жать в таком положении на счет 3—4, напрягая губы.
б) «Трубочка» — губы вперед, на счет 3—4 (произ- носить звук [у]).
в) из положения «Забор» (губы растянуты) перей- ти в положение «Трубочка» (губы вперед) произно- сить звуки [и-у] (5—10 раз выполнить переключения).
3. Упражнения для языка:
а) «Сделай язык широким»: из положения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — положить язык на нижнюю губу.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
б) «Наказать непослушный язычок» (скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».
Цель: расслабление мышц языка.
в) «Покусаем язычок»: из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.
Цель: расслабление мышц языка.
г) «Мост» — язык лежит плоско на дне ротовой полости.
Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.
д) «Почистим зубы» — из положения «Мост» вы- полнять движения языком сверху вниз по зубам.
Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.
е) Из положения «Лопата» — дуть по языку в бу- тылочку, бутылочку держать, приложив к подбород- ку, край ее горлышка у нижней губы.
ж) Из положения «Мост» — дуть в маленькую бу- тылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку дер- жать, как в предыдущем упражнении.
|
Цель: выработать целенаправленный сильный выдох.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
I. По подражанию: выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер».
П. От опорного звука:
а) Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «За- бор». Длительно произнести звук [и], затем упражне- ние «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».
б) То же со звука [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».
III. Механический способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», т. е. распластать язык и напряженным кон- чиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка поло- жить шпатель или зонд так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка; губы в улыбке, зубы сомкнуты, выдувать воздух с силой, равномерно,как в упражнении «Холодный ветер».
б) То же с медленным выниманием шпателя или зонда.
IV. Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Мост» — «Лопата» — «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При уд- линении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «жело- бок». После правильного выдоха язык постепенно за- водят за зубы.
б) Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
а) Выполнить подготовительные упражнения. Вы- брать способ постановки.
б) Предложить ребенку запомнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост» —- «Забор». А затем «Хо-
лодный ветер», т. е. длительно подуть. Следить за положением языка за нижними зубами.
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
а) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ф] — в словах, близких по звуковому составу, при дифференциации в слогах, среди фонем.
б) Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Подготовительные упражнения.
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер». Если не по- лучается, то логопед придерживает нижнюю губу ре- бенка, обнажая таким образом резцы, и предлагает выполнить упражнение «Холодный ветер». Затем ре- бенок сам придерживает пальцем нижнюю губу, не давая ей подтягиваться к верхним резцам, повторяет упражнение «Холодный ветер». Когда звук будет по- лучаться изолированно, произносить его в сочетании с гласными (сначала с механической помощью, затем без нее).
ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.
б) Сопоставление и различение на слух звуков [с-т] в словах близких по звуковому составу («сан- ки-танки»), в слогах, среди фонем (см. развитие фо- нематического слуха).
в) Легким нажатием шпателя на кончик языка опустить его за нижние резцы, чтобы образовать вы- ход для воздуха через межзубную щель.
г) Предложить ребенку держать язык между рез- цами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на меж- зубный [с], затем, слегка нажимая шпателем на рас- пластанный язык, на его кончик, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы.
БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ
а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.
б) Выполнить упражнение «Лопата». Подуть на широкий язык. Сначала язык находится между губ, а затем между зубами.
в) Автоматизируют межзубный звук в слогах, сло- вах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.
НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ
а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.
б) Дифференциация носового и ротового выдоха.
в) Выполнить упражнение «Лопата» — положение языка между губ. Подуть на широкий язык. Подуть на язык в межзубном положении.
г) Автоматизируют межзубный звук в слогах, сло- вах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.
ШИПЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.
б) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ш] в словах, слогах, среди фонем.
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», удерживать язык за нижними резцами.
г) Из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата», подуть на язык в межзубном положении.
д) Автоматизируют межзубный звук [с] в слогах, словах, фразах.
е) Исправление межзубного звука [с] с помощью упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — Холодный ветер».
Примечание: при исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.
ЗВУК [з]
Артикуляция звука «3» та же, что и при [с], только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Выдох происходит с меньшим напряжением, чем при произнесении «С». Нарушения такие же, как и у звука [с]. Подготовительные упражнения те же, что и для звука [с].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА: I. По подражанию:
а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близ- ких по звуковому составу, в слогах, среди фонем (см. «Развитие фонематического слуха»).
б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ре- бенок прикладывает к шее логопеда, другая рука ка- сается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — го- лос проснулся. Звенит «Комар».
П. От опорного звука:
Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».
Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».
ЗВУК [ц]
Артикуляция звука [ц]
В первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении [с], спинка языка круто выгнута и передней частью смыкается с верхними резцами у их шеек. — Получается звук [т]. Во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть его спинки после разрыва смычки отскакивает и принимает положение, свойственное [с]» ([т—с]), образуя узкий желобок посередине языка. Губы слегка растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, мягкое нёбо подтянуто, воздушная
струя сильная, холодная, голосовые связки разомкнуты (голос не звучит).
Звук [ц] — сложный, состоит из двух звуков: [т] и [с], которые произносятся быстро, один за другим: [тс] — [ц] («Кузнечик»).
Нарушения произношения [ц] такие же, как и у звука [с].
Подготовительные упражнения
I. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) Просунуть кончик языка между зубами и, разжав зубы, с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно выдохнуть воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [тс].
П. Упражнения для губ:
Губы растянуты в улыбке, напряжены, упражнение «Забор». На счет до 5-10 удержать улыбку.
III. Сопоставление и различение на слух звуков [ц—с, ц—т'] в словах, близких по звуковому составу («свет — цвет»), в слогах, среди других фонем.
IV. Упражнения для языка:
Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий [т]. При произнесении [т] кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи, контроль — ладонь руки, ощущаются толчки выдыхаемого воздуха.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА: I. По подражанию:
а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздушной струи.
5 Армию •.. Ф.
б) Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». Кончиком языка упереться в нижние перед- ние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприка- салась с нёбом, боковые края языка зажимаются зу- бами и остаются зажатыми в момент вдоха и в мо- мент выдоха, кончик языка свободен. Вдохнув, вы- дохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отрывании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посередине языка, положение зубов не меняется, губы напряже- ны и растянуты в улыбке, т. е. положение «Забор». Слышится короткий звук [ц] — «Кузнечик».
в) То же, но без зажатия боковых краев языка.
II. От опорного звука:
а) Из положения «Мост» произносить подряд: «тсс», «тсс», «тсс», убыстряя темп: «тсс», «тсс», «ц».
б) Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат—с = ац».
III. Смешанный способ:
Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». В положении «Мост» — «Забор» придерживать язык шпателем, произносить звук [т] — прикусывая зубами переднюю часть языка, а затем произносим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.
Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».
ЗВУК [ш]
Артикуляция звука [ш]
Губы: в улыбке, зубы видны — это положение «Забор».
Зубы: сближены, но не сомкнуты. Язык: широкий, в форме чашечки, находится за верхними зубами. Кончик языка поднят по направ
дению к нёбу (за альвеолами), но не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по боковым краям струю выдыхаемого воздуха. Нёбная занавеска поднята.
Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Выдох несколько усилен. Воздушная струя теплая.
Нарушение произношения звука [ш]
— Сигматизмы:
I. Межзубный (язык просовывается между передними зубами).
П. Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).
III. Носовой (носовой оттенок).
IV. Губной-зубной (нижняя губа приподнимается и образует щель с верхними резцами).
— Парасигматизмы
I. Призубный [ш—т] (язык упирается в верхние резцы).
И. Шипящий [ш-щ] (кончик языка опущен, нет положения языка в форме чашечки).
III. Свистящий [ш-с] (язык опускается вниз).
Подготовительные упражнения
I. Для развития силы и направления воздушной струи.
а) Упражнения те же, что и для звука [с].
б) Сблизить губы и, вдохнув, равномерно с силой выдыхать воздух через сближенные губы.
в) «Кто дальше загонит мяч?»
II. Упражнения для губ:
«Забор» — «Окно» (зубы обнажены).
III. Упражнения для языка:
а) Цель: укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх, растянуть подъязычную связку.
«Наказать непослушный язычок» (пошлепать губами, покусать зубами).
«Забор» — «Окно» — «Мост».
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» (рот широко открыт).
«Качели» (рот широко открыт).
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает».
«Вкусное варенье.
б) Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю по средней линии.
«Лопата» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить.
«Чашечка» — снаружи.
«Чашечка» — в полости рта.
«Фокус».
«Маляр».
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
I. По подражанию:
Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Чашечка за бугорками верхних зубов» — «Теплый ветер».
II. От опорного звука:
а) Произнести с придыханием звук [т]. Постепен- но удлинять выдыхаемую воздушную струю и не уда- рять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кон- чик языка.
б) Язык в положении «Чашечка» вверху за альвео- лами — плавно произносить звук [с].
III. Смешанный способ:
а) Из положения «Забор» предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпате- лем, подложенным под передний край языка, под- нять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].
б) Из положения «Вкусное варенье» перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпа- тель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть
рот и подуть «Теплый ветер» — «сссс», получается звук «шшш». Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш]. IV. Механический способ:
а) Из положения «Мост» зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение «Забор», выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Зондом удерживают язык за верхними зубами и вызывают «Теплый ветер».
БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ:
Упражнения те же, что и при отсутствии звука.
а) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».
б) Удерживают положение «Лопата» под счет до 5.
в) Удерживают положение «Лопата» с поочеред- ным пошлепыванием губами и покусыванием зубами широкого языка.
г) Из положения «Лопата» покусывать язык с одно- временным выдвижением кончика языка вперед-назад.
д) Самомассаж языка. Прикушенный зубами язык вытягивать в полость рта и выдвигать вперед: «кошка пролезает под забором» — зубы царапают язык.
е) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье» — «Фокус», т. е. в конце подуть на кончик языка в форме чашеч- ки, находящейся на губе.
ж) Неоднократно выполнять упражнение «Фо- кус», добиваясь сильной выдыхаемой струи воздуха.
з) Выполнять упражнение «Маляр» с одновремен- ным выполнением упражнения «Теплый ветер». (Гу- бы в положении «Забор».)
и) Ручной или зондовый массаж языка.
НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ
а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.
б) Дифференциация носового и ротового выдоха.
в) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» подуть.
г) Из положения «Лопата» верхнюю губу опустить на язык и подуть (язык между губ) на ватку, султан- чик и т. п.
д) «Забить мяч в ворота» (т. е. подуть на язык — зубы видны).
е) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» сильно подуть на язык, который находится на верх- ней губе. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос (зажимать ноздри).
ж) Упражнением «Фокус» добиваться длительно- го, а затем и толчкообразного ротового выдоха («Подуй на нос, на челку, на ватку на носу»). Иск- лючить утечку воздуха в нос.
з) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье», а затем перевести язык в полость рта под альвеолы и по- дуть на язык («Теплый ветер»). Исключать утечку воз- духа через нос, поднося к носу тонкую полоску бумаги.
и) Упражнение «Маляр» с одновременным вы- полнением упражнения «Теплый ветер».
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
а) Различение на слух звуков [ш—ф] среди слогов, фонем, слов.
б) Отработка движений нижней губы вверх-вниз. Вначале пассивно, т. е. удерживать опущенную ниж- нюю губу.
в) Упражнения те же, что и при отсутствии звука, т. е. подготовительные упражнения.
г) Выполнить последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное ва- ренье» (следить или держать пальцами нижнюю губу) — «Фокус» — «Теплый ветер».
ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Различение на основе тактильных ощущений: [ш] — теплая, длительная воздушная струя;
[т] — толчкообразная, холодная. Логопед подносит руку ребенка тыльной стороной к своему рту при произношении [ш] и [т].
б) Различение на слух звуков [ш—т] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем.
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус».
г) Выполнить упражнение «Качели», чередуя по- ложения «Мост» — «Парус» (язык внизу — язык вверху).
д) Из положения «Мост» выполнить упражнения «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» —- «Теплый ветер» (поддерживать язык ввер- ху шпателем).
ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ
а) Различение на слух звуков [ш-щ] в словах, в слогах, среди фонем.
б) Подготовительные упражнения для [ш].
в) Упражнения на напряжение и расслабления кончика языка. Для звука [щ] характерны следующие позиции языка: кончик языка напрягается, продвига- ется вперед и несколько выгибается вниз. Для звука [ш] — язык в форме чашечки.
г) Упражнение «Маляр», «Почистить верхние зу- бы» — движения выполняются по зубам снизу-вверх и обратно.
д) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер».
СВИСТЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Различение на слух звуков [ш—с], [щ—с] в словах, близких по звуковому составу («каска — кашка, мышка — миска, лес — лещ, плюс — плющ») в слогах, среди фонем.
б) Подготовительные упражнения для звука [ш].
в) Упражнение «Качели» на дифференциацию по- ложения кончика языка вверху-внизу. Последова- тельно выполняют упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Мост» — «Парус». Чередуют упражнения «Мост — Парус» перед зеркалом, без зеркала, с закрытыми глазами.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
г) По подражанию. Выполняют упражнения «За- бор — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата ко- пает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер». Ис- пользуют тактильный контроль. При выполнении уп- ражнения «Теплый ветер» ребенок своей рукой ощущает теплую струю выдыхаемого воздуха.
д) Механический способ. Из положения «Мост» шпателем язык поднимают к альвеолам и просят ре- бенка сильно подуть на кончик языка. «Теплый ветер».
е) Смешанный способ. Перевести язык из поло- жения «Вкусное варенье» за зубы. Логопед удержива- ет шпателем язык вверху в то время, когда ребенок выполняет упражнение «Теплый ветер», т. е. длитель- но и сильно дует на язык.
Примечание: при постановке звук [ш] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Теплый ветер» для исключения ассоциация с прежним дефектным произнесением.
ЗВУК [ж]
Артикуляция звука [ж] та же, что и при звуке [ш], только голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Язык поднят более высоко к нёбу.
Струя выдыхаемого воздуха слабее, чем при звуке [ш].
Нарушения произношения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения те же, что и при звуке [ш].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА:
I. По подражанию:
а) Сравнить звуки — «Теплый ветер»: [ш] — голос спит, «Жук»: [ж] — голос проснулся.
б) Тактильно-вибрационные ощущения: логопед прикладывает тыльной стороной руку ребенка к сво- ей шее спереди, а другую руку ребенка — к его шее.
П. От опорного звука:
а) Произносить с придыханием звук [д], посте- пенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только приподнимать к ним кончик языка.
б) Язык вверху в положении «Чашечка», плавно произносить звук [з].
III. Смешанный способ:
Выполнить упражнение «Комар» — «333». Шпателем поднять язык вверх за зубы. Самостоятельно поднять язык вверх и выполнить упражнение «Жук».
Примечание: при постановке звук [ж] не называть, а заменять названием упражнения «Жук». Для исключения стереотипного (дефектного) произнесения.
ЗВУК [ч]
Артикуляция звука [ч]
В первый момент происходит смычка кончика языка с верхними резцами (у их корней), во второй — кончик языка после разрыва смычки отходит назад к альвеолам, образуя в этом месте сужение: весь язык напряжен, приближен к нёбу —[ т' — ш'].
Губы обнажают зубы.
Нёбная занавеска поднята.
Голосовые связки разомкнуты.
Выдох происходит с более сильным напряжением.
Звук [ч] — сложный, состоит из последовательного сочетания: [т'] и [ш'].
Нарушения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения
а) Те же, что и для звука [ш].
б) Отработка опорных звуков: [т'], [ш'].
в) Упражнение «Парус», «Цоканье», «Молоток».
г) Поднять кончик языка вверх к альвеолам, кон- чиком языка стучать по альвеолам: «ть-ть-ть» — губы обнажают зубы.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА I. По подражанию:
а) Язык в верхнем положении, кончик языка упи- рается в альвеолы, но не в верхние зубы. Зубы раз- омкнуть, на расстояние ширины пальца. Губы откры- ты и напряжены, вдохнув, с силой подуть на язык. Язык резко отскакивает от альвеол (имитация звука [т']). Включаем тактильный контроль, рука ощущает толчки теплой струи воздуха.
б) Выполнять последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Закрыть рот и с силой подуть на язык, находящийся вверху.
И. Механический способ:
Произносить [т'] с сильным выдохом. Шпателем толкать язык вглубь рта.
III. Смешанный способ:
а) Произносить «ать-ать-ать» — «Паровоз». Под- ложив под передний край языка шпатель, поднять его за верхние резцы и слегка растянуть губы.
б) Ребенок произносит [т]. В это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднять его к альвеолам верхних резцов. Одновременно лого- пед слегка наживает пальцами на углы губ, на щеки, выдвигая щеки вперед.
Примечание: при постановке звук [ч] не называют, а заменяют названием упражнения «Паровоз», для исключения ассоциаций с дефектным его вариантом.
ЗВУК [щ]
Артикуляция звука [щ]
Губы разомкнуты, растянуты в положении «Забор».
Кончик языка напряжен, продвинут вперед, выгибается вниз, а передняя часть спинки языка поднята к альвеолам, образуя в этом месте щель. Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка ложбинку, по которой проходит струя выдыхаемого воздуха. Язык напряжен, корневая часть приподнята.
Нёбная занавеска поднята.
Выдох происходит с сильным напряжением.
Нарушения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения те же, что и для звука [ш].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» —- «Парус», присосать язык к нёбу, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Подложить ребёнку под язык шпатель в горизонтальном положении, шпатель прижимает язык к нёбу в средней части. С силой подуть, сделать уп- ражнение «Теплый ветер», произнося длительно звук [ш], при этом будет слышаться звук [щ]. Язык при- жат. Упругость языка и щель регулируются за счет давления шпателя. Добиваться долгого звучания [щ].
б) Как и предыдущее упражнение, только вместо зонда или шпателя ребенок подкладывает свой палец под язык и прижимает язык.
в) Упражнение выполнять без помощи пальца.
г) Ребенок произносит «ся», а логопед шпателем прижимает кончик языка вниз и слегка отталкивает назад, получается «ща».
д) Длительно произносить: [ш'-ш'-ш'-щ].
е) Длительно произносить: [и-ш-ш-и] (т. е. в со- четании с [и]).
Примечание: при постановке звук [щ] не называть, а заменять названием упражнения «Змея шипит».
ЗВУК [л]
Артикуляция звука [л]
Губы растянуты в положении «Забор».
Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.
Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.
Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.
Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Нарушения
ЛАМБДАЦИЗМЫ
Отсутствие звука.
Межзубный.
Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).
Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).
5. Звук [л] произносится мягко, как [л'].
ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ
Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], UL [н], [ы], [к], [г].
Подготовительные упражнения
Различение на слух звуков [л—р, л—в, л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ленок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем.
Для развития силы и напряжения воздушной струи.
а) «Надуй щеки». Цель — укрепление мышц щек.
б) «Втяни щеки». Цель — укрепление мышц щек.
в) «Сдуй ватку». Цель — выработка направленной воздушной струи.
г) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель — выработка сильной направленной воздушной струи.
3. Упражнения для губ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Широко открыть рот, губы и челюсти непо- движны. Зубы разомкнуты на ширину полутора паль- цев. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот.
б) «Забор» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Под счет до 5—7.
в) Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а].
г) «Забор» — «Трубочка», для активизации губ.
4. Упражнения для языка:
а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное ва- ренье». Цель: подъем кончика языка кверху.
б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы».
в) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить кратко [а].
г) «Качели».
д) Пощелкать кончиком языка, беззвучно.
е) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье», «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъем задней части спинки языка вверх.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА 1. По подражанию:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.
б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Полу- чается «ал-ал-ла-ла».
2. От опорного звука:
а) Выполнить последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост», просунуть широко рас- пластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а-ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя.
б) «Пароход гудит» — широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа».
в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.
г) При сильном оскале положить широкий рас- пластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в меж- зубном положении, затем переводится в зазубное.
3. Механический способ:
Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит».
При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.
ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫЗамена [л] на [j]
Подготовительные упражнения
а) различение на слух звуков [л-j] (в словах, близ- ких по звуковому составу («стол-стой, галка-гайка»), в слогах среди фонем.
б) беззвучно пощелкать языком.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
а) «Пароход» — язык в межзубном положении, ребенок произносит [ы].
б) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить [ыа].
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «включить» голос на звук [а], кончик языка прижимать к верхней губе.
Замена [л] на [у]
Подготовительные упражнения
а) Чередовать упражнение «Забор» — «Трубочка».
б) Удерживать положение «Забор» под счет до 5—7.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», кончик языка за верхними зуба- ми, тянуть [л] — «Пароход».
б) Из положения «Мост» протянуть гласный звук [а] и язык прижимать к верхней губе.
Замена [л] звуком [в]
Подготовительные упражнения
а) опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти.
б) опускать и поднимать нижнюю губу указатель- ным пальцем, поставленным на нее (сначала это де- лает логопед, потом сам ребенок).
в) выполнять упражнение «Забор» под счет до пя- ти, зубы обнажены.
Замена звука [л] звуком [г]
Подготовительные упражнения
а) Покусать кончик языка.
б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — Мост», «Парус» — «Вкусное варенье».
в) Выполнить чередование упражнений: «Моло- ток» — «Вкусное варенье».
При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматизации звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.
ЗВУК [р]
Артикуляция звука [р]
Губы разомкнуты и обнажают зубы.
Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).
Корневая часть языка опущена.
Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.
Нарушение произношения звука [р]:
РОТАЦИЗМЫ
Отсутствие звука.
Горловое (велярное или увулярное).
Боковое (слышится [рл']).
Носовое (слышится [нг]).
Одноударное.
Мягкое произношение ([р—р']).
ПАРАРОТАЦИЗМЫ
Звук [р] заменяется на:
[л]
Ш
[Д]
[в]
[г]
[ы]
Подготовительные упражнения 1.Для развития силы и напряжения воздушной струи.
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.
б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пу- зырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.
в) «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа.
г) «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.
д) «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж- ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко.
2. Упражнение для губ:
а) Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка».
б) Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти.
3. Упражнение для языка:
а) Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».
б) Наказать непослушный язык. Пошлепать губа- ми, покусать зубами.