Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны.




Яркин Денис Андреевич

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ТРУДЫАВИЦЕННЫ

 

 

Курсовая работа

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

 

 

Студент: Д.А Яркин __________________

Группа № _____(подпись)

Руководитель: З.И __________________

(подпись)

 

Темников 2017г.


Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 3 - 5 стр.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ......................................................... 6 - 21 стр.

1. Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны.............................................................. 6-11 стр.

2. Биологические и медицинские труды Авиценны……………….…... 11 стр.

3. Основные медицинские произведения Ибн Сины............................ 16-19 стр.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................... 25 – 29 стр.

3.1 - Результаты исследования............................................................... 25стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 30-32 стр.

4.1 - Выводы............................................................................................ 30 стр.

4.2 - Заключение...................................................................................... 30 стр.

4.3 - Рекомендации.................................................................................. 31 стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................... 33-34 стр.


I. ВВЕДЕНИЕ

Ибн Сина или Авиценна - знаменитый ученый средневекового Востока, образ которого стал мифическим. Его называют «Аристотелем средневекового Востока», подчеркивая то, что он систематизировал и синтезировал все научные знания, которые были накоплены к тому времени. Действительно, труды Авиценны - вершина развития научной мысли эпохи средневековья. Образ, да и сама жизнь, этого человека противоречивы. Он сумел не только обобщить имеющиеся научные достижения, но и дал мощный импульс дальнейшему развитию знания, однако в те времена фундамент религии был незыблем, а человек был всего лишь песчинкой, потому импульс этот оказался слабым, и со временем многие великие научные открытия Авиценны затерялись во времени и пространстве. Важность открытий средневекового ученого начали осознавать в полной мере только в ХХ веке. И в наши дни все исследователи признают, что Авиценна создал основательную базу для развития многих наук, и в особенности биологии, анатомии и физиологии человека человека, медицины. Жизнь великого ученого была полна и резких взлетов и резких падений, но уже при жизни Авиценна был признан великим ученым и врачевателем и о нем слагали легенды. Сам ученый никогда на возвеличивал себя и свои достижения, он посвятил свою жизнь научному поиску, трудился, создавал. К сожалению, часть трудов Авиценны погибла, часть была переписана по памяти другими учеными, учениками, последователями, и поэтому нередко содержала и ошибки, исправления и дополнения, иногда сильно расходящиеся с действительностью. Возможно поэтому долгое время ценность трудов Авиценны признавалась не всеми специалистами в области академической науки. Но факт, что работы средневекового ученого были важным шагом в развитии биологии, медицины и многих других наук, несомненен. Авиценна - уникальное явление средневековья. Он был человеком во многом опередившим своё время — человеком универсально развитым — и философом, и поэтом, и ученым, и врачом — потому творчество этого замечательного ученого и в наши дни заслуживает внимания и изучения. Это определяет актуальность выбранной темы.
Всего Авиценна написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274 (часть работ сохранилась фрагментарно). Им написано более 108 работ, посвященных философии, более 50 -посвященных медицине, более 30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэзии и разл. других. Но в современном мире известно практически в полном виде 104 исследования ученого - из них 58 посвящены философии, 20 - медицине, 14 - естественным наукам, и поэзии. И, конечно, сохранился ряд трудов освещающих вопросы права, логики, литературы, искусства и др. Как видно из приведенных данных труды по биологии и медицине занимают значительную часть творческого наследия Авиценны

 

 

Актуальность

Цель исследования: дать характеристику биологическим и медицинским трудам Авиценны

Задачи исследования:

  • рассмотреть историю жизни и творчества ученого;
  • изучить условия и факторы формирования его научных взглядов
  • проанализировать труды Авиценны в области биологии и медицины
  • определить значение работ Авиценны для последующего развития науки.

Объект исследования: Биологические и медицинские труды Авиценны

Предмет исследования:

Гипотеза:

Теоретическая и практическая значимость работы:

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Факторы, повлиявшие на формирование научных взглядов Авиценны. Жизнь и творчество Авиценны.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина.В латинизированной форме — Avicenna (Авиценна); родился в селе Афшана близ Бухары 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037. Его жизнь и научная деятельность приходится на период раннего средневековья, время становления исламской цивилизации, когда в арабском мире сложились наиболее благоприятные условия для развития наук. Мусульманские завоевания в 7 и 8 веках поставили под власть халифата обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии, на этой территории возникает арабская цивилизация, которая была многонациональной (персы, сирийцы, испанцы и евреи), единственное, что объединяло эти народы - арабский язык. Халифы — правители нового государства с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований ислама. В отличие от забвения науки в средневековой Европе, на территории Малой и Средней Азии, на Севере Африки и юга Испании расцветает арабская цивилизация, опирающаяся и бережно сохраняющая знания прошлого. Арабская культура с ее фанатичной жаждой завоеваний проявила высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, в руках первых христиан, были заботливо сохранены, переведены, снабжены комментариями и приняты в качестве основных законов и правил в арабской науке. Развитие научной мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: в арабском мире наука находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе. Ряд арабских ученых создавали свои труды в русле научной традиции, рожденной учениями древних греков. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки. В то время, когда Европа переживала упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, медицина. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получило развитие школьное дело. Наивысшего развития среди биологических наук получила медицина.

Именно труды предшествующих авторов стали основой дальнейших научных поисков Авиценны. Предшественниками арабской медицины являются несториане - христианская секта основанная патриархом Константинополя Несторием. Под преследованием католической церкви они были вынуждены бежать в город Гандешапур (Персия), где создали самый крупный медицинский центр. Они перевели множество греческих и латинских текстов на арабский язык и вели медицинские исследования. Самым выдающимся среди них был Хунайн ибн-Исхак ал-Ибади (809-877), его трактат «Альтерация глаза» - самый ранний из известных арабских текстов по офтальмологии. Другой арабский врач ар-Рази написал около 200 сочинений по медицине, включая энциклопедию «Всеобъемлющая книга по медицине», которая к сожалению была лишена систематизации. По каждой болезни он приводит в своей книги точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение. К одному из его ценных трудов можно отнести сочинение «Об оспе и кори», содержащее описание различий между этими болезнями. Создание медицинских энциклопедий было продолжено Ибн Аббасом, который написал «Царская книгу», но в отличие от ар-Рази, его труд был намного лучше составлен и систематизирован. Все эти работы стали основой для трудов Авиценны. Но его знаменитый «Канон врачебной науки» затмил обе эти книги. Труд Авиценны, суммировавший достижения греко-арабской медицины, был главным источником медицинских знаний для Азии и Европы в течение последующих шести веков.

Ибн Сина родился в 980 году в местечке Афшана, близ Бухары. Мать была родом из этого же селения, отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он служил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе Ибн Сины. Семья имела материальный достаток, и родители старались дать сыну всестороннее образование. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать весь мир. Под руководством ряда известных ученых своего времени мальчик изучал разные предметы. Успехи мальчика в учении были поразительны - уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. Изучение трудов ученых прошлых эпох открыло Авиценне совершенно новые знания: по трудам хорезмийца Муххаммада Хорезми (8-9в.) он научился индийскому счету - основам арифметики, и двум способам решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ Порфирий Тирский (3в.)познакомил Авиценну с логикой Аристотеля; древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.) открыл для будущего ученого мир геометрии, древнегреческий ученый и математик Плотомей (2в.) познакомил с астрономией. Однако самый сильный интерес и особое тяготение у молодого Ибн Сины появилось к медицине.

Очень быстро в овладении различными знаниями Авиценна превзошел своих учителей. Так, о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Сина писал следующее: «Какой бы вопрос учитель не выдвигал, я проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. Потом я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяснил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида, а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их трудностях. Затем мы перешли к «Альмагесту»(труд Клавдия Птолемея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал: «читай сам, решай теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я докладывал учителю, но следствием всего этого было то, что таким путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности. Много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня» [4, 15]. Таким образом, с 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно.

Имея большой интерес к медицине, в возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению классических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других стран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической медициной, а много наблюдал и занимался практической медициной. О этом периоде Авиценна писал: «...В ту пору я занимался изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было найти в книгах» [3, 168]. В некоторых источниках упоминается о встрече Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произвели вскрытие трупа человека и трупа лошади «дабы убедиться в схожести организмов».В воспоминаниях Ибн Сины: «Я был в ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение но о Человеке и для него...» [4, 23]. 16-летним юношей он достаточно полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания молодого ученого были не только результатом его исключительной одаренности и таланта, но и плодом чрезвычайно напряженного труда.

Доказательством невероятной тяги Ибн Сины к знаниям и его трудолюбия может служить история, рассказанная им самим в автобиографии. Такие науки как геометрия, астрономия, музыка давались Ибн Сине легко, но лишь до тех пор, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. «Тогда я посвятил себя чтению в продолжении полутора лет. В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кроме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диалектику, физику и математику настолько, насколько вообще доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристотеля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту книгу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо постигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному базару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец предложил купить мне книгу, которая оказалась «комментарием» Ал-Фараби к «Метафизике» Аристотеля. Возвратившись домой, я прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже наизусть» [4, 27].

Благодаря своей славе врачевателя в 16 лет Ибн Сину был приглашен ко двору тяжело заболевшего правителя Бухары — эмира Нух ибн Мансура. Ибн Сина успешно вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем Эмирского дворца (знаменитое книгохранилище Самани). Эта библиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средневекового Востока. В ней хранились уникальные произведения древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в его памяти до конца жизни.

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Здесь в то время жили многие замечательные ученые: историк и философ Абу Райхан Бируни, философ, медик и математик Абу Сахл-Масихи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и другие. Совместная работа Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совершенствованию его знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми плодотворными в научной отношении. Однако и война, которую Авиценна застал в Бухаре оставила значительный след в его творчестве, так как способствовала овладению и совершенствованию знаний по анатомии человека. По прибытии в Хорезм Авиценна начал работать над своими знаменитыми работами по медицине — «Каноном врачебной науки» и «Книгой Исцеления», которые принесли ему заслуженную славу. Уже в первом томе «Канона» в раздел посвященном анатомии, Ибн Сина изложил многие факты точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаменательное открытие и вся европейская медицина пользовалась ею более 1500 лет. За успехи, достигнутые в области врачевания, Авиценну стали называть в Хорезме «князем врачей».

Но и на этот раз период покоя длился недолго. В 1008 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым противником всякой прогрессивной мысли и науки. Для Авиценны благополучная жизнь сменилась годами скитания. Сначала Ибн Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и после долгих скитаний в песках Каракумов добрался до границ современного Туркменистана и остановился в городе Абиверд. Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Масихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через пески. Через некоторое время Авиценна перебрался в Нисо (недалеко от современного Ашхабада), затем Нишапур (территория современного Ирана), Горган, где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его верным учеником. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. На чужбине Ибн Сина претерпел много лишений. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу и практическую деятельность - писал книги, лечил больных, занимался с многочисленными учениками.

Весть об Ибн Сине дошла до правителя Горгана Кабуса, у которого болел племянник. Ученый был приглашен во дворец и вылечил больного. По преданию племянник Кабуса страдал любовной меланхолией и, отказавшись от еды и лишившись сна, дошел до крайнего истощения. О причине своего страдания никому не говорил, т.к. девушка, которую он любил была дочерью простого ремесленника, ни один врач не мог установить истинную причину болезни, а следовательно вылечить. Ибн Сина, осмотрев больного, не нашел каких либо изменений в его органах, хотя состояние было крайне тяжелым, и предположил что молодой человек страдает любовной меланхолией. Ибн Сина попросил привести человека знающего все улицы и дома города. Старец называл улицы, а ученый прощупывал пульс больного, когда была названа одна улица, пульс заметно участился, Ибн Сина попросил называть имена владельцев домов на этой улице, при названии одного из них пульс стал биться сильнее, больной начал проявлять беспокойство. А услышав имя дочери владельца дома больной упал в обморок. Ибн Сина посоветовал женить молодого человека на этой девушке. В благодарность правитель разрешил Ибн Сине жить в Горгане и заниматься лечением больных. Ибн Сине часто приходилось решать вот такие, казалось бы неразрешимые задачи, связанные с психическими нарушениями.

Пользуясь покровительством Кабуса, Ибн Сина развернул широкую научную и практическую деятельность: за короткий срок им было написано много философских и медицинских трактатов, подготовлено большое количество учеников. Но вскоре в Горгане совершается дворцовый переворот, Кабус был убит, а правителем города стал его сын, который не был покровителем Ибн Сины. Он предложил ученому уйти из города, в противном случае обещал выдать Махмуду Газневи. Начались новые странствия Ибн Сины по миру. Прожив некоторое время в городе Мазандаран, Ибн Сина переехал в Рей - один из административных, ремесленных и торговых центров, в котором жили многие ученые, философы, поэты, медики. Авиценна был принят в число дворцовых служителей. Из Рея переехал в Хамадан, а так как Ибн Сина был знатоком правовых наук и государственного устройства, правитель города Шамс ад-Давл приблизил ученого ко двору. В 1015—1024 гг. Авиценна жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визиря, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

Находясь на государственной службе, Ибн Сина не оставлял занятий наукой. С рассвета читал и писал, затем выполнял свои государственные обязанности, вечером принимал учеников, до поздней ночи изучал новые материалы, писал свои труды.

После смерти Шамс ад-Давла Ибн Сина уходит с поста визиря и всецело отдается научным занятиям. По некоторым источникам, Ибн Сина именно здесь закончил свой знаменитый «Канон врачебной науки» и трактат «Книга исцеления». В «Книге исцеления» ученый разворачивает картины перехода друг в друга трех состояний мира: мира камней в мир растений, мира растений - в мир животных, мира животных - в мир человека. Ибн Сина показал, что все стадии космо — и биогенеза - единый процесс различных состояний четырех основных первоначал материи: огня, воздуха, праха, воды. Они своими качественными взаимопереходами и скачками и порождают все то великое многообразие и единство, которое есть мир. Ибн Сина так и пишет: «От одного качества к другому качеству можно перейти одним толчком и можно переходить постепенно».

Однако вскоре и в Хамадане для Ибн Сины складывается очень неблагоприятная обстановка: новый правитель Тадж-ад-Давл стал преследовать ученого. За попытку перейти на службу к правителю Исфахана Авиценна на четыре месяца был заточен в крепость, где пишет такие произведения, как трактат «Живой сын бодрствующего» и книгу «О коликах».

Вскоре Хамадан был завоеван правителем Исфахана Ал ад Давлом, который освободил Ибн Сину. Ученый переехал в Исфахан и занял пост визиря. Однако Ибн Сина не мог спокойно продолжать свою научную деятельность, так как все время должен был сопровождать Ала ад-Давла в его бесконечных военных походах. Постоянные переезды, преследования и тревоги подорвали здоровье Ибн Сины и он скончался в городе Хамадане в 1037 году в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Но даже смерть великого ученого и врача была окутана легендами: по преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя [5].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: