Очерки рабской медицины.




Когда пациент прав.

 

Как часто в случайном разговоре мы слышим жалобы на врачей! Большинству людей раньше или позже приходится контактировать с врачами. И частенько люди бывают этими контактами недовольны. Причина такому недовольству есть: медики действительно частенько нарушают права пациентов. Почему - это отдельный вопрос и мы еще поговорим об этом, а пока разговор пойдет о том, какие именно права чаще всего нарушаются и как их защитить.

Если случилась беда и вашей жизни угрожает опасность вы можете вызвать бригаду скорой помощи или самостоятельно обратиться в медицинское учреждение. Помощь вам обязаны оказать немедленно, при этом наличие у вас страхового полиса не имеет значения - помощь должна быть оказана в полном объеме даже при его отсутствии.

Перед тем, как начать какие-либо действия, медики попросят вас подписать документ, который называется "Информированное согласие". Без вашей подписи они не имеют права даже осматривать вас, а тем более делать какие-либо манипуляции. Подписывая этот документ вы не только соглашаетесь со всеми дальнейшими действиями медиков, но подтверждаете тот факт, что вам было подробно и на понятном языке разъяснено, что с вами происходит, что и для чего будут делать, почему именно так вас собираются лечить и каковы возможные последствия. Если вам ничего не объясняют - это грубое нарушение ваших прав на информацию.

Если вы заболели, но непосредственной угрозы жизни нет - вы можете вызвать врача на дом - из поликлиники к вам приедет "неотложка", или же добраться до медицинского учреждения. Помощь должна быть оказана в течение 2-х часов. При этом неотложные мероприятия будут проведены даже при отсутствии у вас страхового полиса, но для дальнейшего лечения полис все-таки потребуется.

Если же ничего страшного не происходит - тогда помощь будет оказана только при наличии полиса обязательного медицинского страхования. Кстати, если у вас нет полиса - вы можете получить его в пункте выдачи полисов любой медицинской страховой компании или заказать его через интернет и попросить, чтобы вам его доставили на дом. Страховая компания не только выдаст вам полис, но и в дальнейшем обеспечит защиту ваших прав. Если ваша страховая компания вас не устраивает, то в любой момент с 1 января по 31 октября вы можете 1 раз в год поменять страховую. При переезде в другой субъект федерации на постоянное место жительство вы обязаны поменять страховую компанию, при этом никаких ограничений по срокам нет.

Итак, полис есть. Теперь - вперед к доктору. Театр, как известно, начинается с вешалки, а медицина - с участкового врача. В обычной ситуации вам обязаны выдать талон не позднее, чем на завтрашний день. Если вы вызывыете врача на дом, потому что добраться до поликлиники вам мешают какие-то проблемы - правило то же самое. Если врач назначил обычные анализы, то взять их должны на следующий день (не считая выходных).

Очень много жалоб приходит на невозможность попасть к "узким" специалистам - неврологу, эндокринологу и другим. Дело в том, что направление к этим специалистам дает участковый врач. Если, конечно, считает нужной такую консультацию. Если направление есть, то срок ожидания консультации не должен превышать 14 дней. А как быть, если пациент не может выйти из дома, а консультация специалиста нужна? Администрация поликлиники обязана организовать эту консультацию на дому. Сроки те же - 14 дней.

Срок ожидания 14 дней установлен также для сложных исследований (некоторые анализы, рентгенография, УЗИ, эндоскопические исследования).

Для исследований, требующих применения особо сложной аппаратуры (КТ, МРТ) срок ожидания 30 дней.

Если врач направляет вас в плановом порядке в стационар - срок ожидания госпитализации также не должен превышать 30 дней.

А что делать, если вы проситесь на консультацию к "узкому" специалисту или на МРТ, а врач направления не дает? Этот вопрос решает врач. Если вы не согласны с его решением - можете обратиться в платный медицинский центр. За ваши деньги, разумеется. Но вы можете эти деньги вернуть. Если выяснится, что диагноз, поставленный вам в платном центре, полностью расходится с тем, который был установлен в поликлинике - вы можете требовать, чтобы вам полностью вернули деньги, потраченные на прием, обследование и даже на проезд!

Вообще врачи поликлиники должны разобраться и поставить диагноз в течение 10 дней. Если случай сложный разобраться даже после обследования и консультации со специалистами поликлиники не получается - вас должны направить на консультацию в соответствующий межмуниципальный или областной центр, однако срок ожидания такой консультации может достигать 30 дней. Куда именно направлять - решает администрация поликлиники в соответствии со специальным документом, разработанным областным минздравом.

А если вас направляют на госпитализацию в специализированное отделение, которого нет в вашем городе - вам обязаны предоставить выбор из нескольких больниц. Правда бывает, что выбора нет: на всю область отделение одно-единственное.

А если вам не нравится ваш доктор или вообще ваша больница? Вы имеете полное право 1 раз в год сменить больницу. Право на выбор врача у вас тоже есть - но только с его согласия.

Если не соблюдаются сроки, которые, кстати говоря, прописаны в утвержденной Правительством Российской Федерации Программе Государственных гарантий оказания медицинской помощи, то это грубое нарушение ваших прав.

Нарушением будет и отказ в предоставлении возможности выбора страховой компании и возможности выбора врача. А вот с выбором больницы все несколько сложнее: в Первоуральске всего одна больница, у которой 4 поликлиники. Так что больницу сменить не получится, а вот поликлинику - пожалуйста! Сделать это можно за 2 дня - по письменному заявлению на имя заведующего поликлиникой, к которой вы хотите прикрепиться.

Нередко пациенты жалуются, что в поликлинике им не отдают карточку. А зря жалуются: амбулаторная карта - это документ медицинского учреждения и она не должна выдаваться на руки. В любой момент ее могут запросить для проведения проверки. Хотите иметь копию - ксерокс вам в помощь. Кстати вы можете по письменному заявлению получить для изучения любые медицинские документы. Вам обязаны не только выдать документы, но и предоставить место для работы с ними. Выносить их из медицинского учреждения нельзя, а копировать - можно!

Изучая свою амбулаторную карту вы можете с большим удивлением увидеть, что во время приема доктор послушал легкие и сердце, пощупал живот и проверил гибкость позвоночника, хотя ничего этого не было. Дело в том, что осмотр больного проводится по определенному стандарту. Врачи не всегда его соблюдают, но описать обязаны! На самом деле невыполнение этого стандарта - грубое нарушение ваших прав.

А что делать, если поехали вы в гости на другой конец страны и там заболели? Обращаться за медицинской помощь, разумеется! Ваш полис действителен и медицинскую помощь вам окажут бесплатно на всей территории России.

Особенно хочу обратить внимание на помощь в стационаре. Здесь бесплатно все: лекарства, устройства для имплантации и фиксации костей, перевязочные материалы, шприцы, постельное бельё, питание и обеспечение ухода. Больница не имеет права принимать все это от пациентов, а тем более требовать. Впрочем предметы ухода (например, памперсы для лежачих пациентов или разовые салфетки для младенцев) пациенты могут использовать свои, особенно учитывая, что в больнице их просто нет.

Медсестра обязана появиться в палате по первому зову пациента. Система вызова медсестры должна быть обязательно. Если стало плохо - сестра обязана вызвать в палату дежурного врача. Неходячих больных должны кормить, переворачивать и подмывать. Больница может просить родственников о помощи, но не может этой помощи требовать.

Если вы лечитесь по поводу какой-то одной проблемы, но вас беспокоит еще и другая проблема – врачи обязаны вас осмотреть, при необходимости пригласить для консультации соответствующих специалистов и назначить обследование и лечение, а потом указать это в выписном эпикризе.

Выписной эпикриз (в просторечии «выписка») выдается на руки в день выписки из стационара.

Нередко после выписки из стационара вам рекомендуют пройти какое-то дополнительное обследование в условиях поликлиники. Отказать в таком обследовании поликлиника не может - это нарушение ваших прав.

А что делать, если ваши права нарушены?

Для начала - позвонить в свою страховую компанию - номер есть на страховом полисе. Если специалист отдела защиты прав застрахованных подтвердит нарушение прав стоит сообщить медикам, что вы проконсультировались в страховой компании и просите устранить нарушения. Обычно этого достаточно. Если же разговор "по душам" не помогает - пишите жалобу. Подать ее можно лично, по почте или через интернет. Страховая компания проведет проверку, накажет виновных и добьется устранения нарушений.

Часто доводится слышать возражение - мол как я на них пожалуюсь, а потом к ним же и приду - ведь косо посмотрят. Да, посмотрят косо. Но если молчать - ваши права будут нарушать постоянно, а если пожаловаться - то все поймут: вот человек, который знает свои права, готов их защищать и знает куда за защитой обращаться. С таким человеком лучше не вступать в конфликт, а просто выполнять по отношению к нему всё, что положено. Отказать вам в медицинской помощи больница не может: это не просто нарушение прав, а уголовное преступление!

Все вокруг говорят, как их обижают медики, но жалобы подают не более 8%. Где остальные? Молчат? Помните, как в детстве мы писали на школьной доске "Мы не рабы, рабы не мы"? Так вот рабы - немы! Рабам положено молчать! Вы молчите - тогда не обижайтесь, если с вами обращаются, как с рабами!

Если вам только показалось, что ваши права нарушены - звоните в страховую компанию.

 

 

Когда доктор плачет.

 

Иногда складывается впечатление, что наши доктора – это такие негодяи, которые так и норовят обидеть больного человека. Но это не так! Во многих случаях медики бы и рады соблюдать права пациентов, но не могут, причем по вполне объективным причинам.

Правительство Российской Федерации поставило перед Министерством здравоохранения чрезвычайно сложную задачу: в условиях сокращения бюджетного финансирования резко поднять эффективность и качество медицинской помощи и повысить зарплату медицинским работникам. Решение появилось такое: ликвидировать все мелкие больницы, докторов перевести на работу в более крупные и хорошо оснащенные лечебные учреждения, испытывающие проблему острой нехватки кадров, а высвободившиеся средства (не надо содержать здания и платить техническому персоналу) направить на повышение зарплаты. Назвали это все модернизацией и оптимизацией. Идея была неплохая, но – как это часто бывает – гладко было только на бумаге. Оказалось, что пациентам не всегда удобно добираться от какого-нибудь посёлочка даже до соседнего города. Ну в самом деле попробуйте доехать например от Бисерти до Первоуральска – прямого-то автобуса нет! А убрав мелкие подстанции скорой помощи получили увеличение времени доезда до заболевшего в несколько раз! В общем эффективность не возросла. А как же с качеством?

Вот здесь-то и притаилась главная заковыка! Дело в том, что специалистов на местах больше не стало: современные технологии потребовали огромного количества врачей, работающих на современной аппаратуре. Создание новых структурных подразделений – таких, как отделения медицинской профилактики или поликлинические отделения неотложной помощи – также потребовало врачей. В результате нехватка участковых врачей и узких специалистов стала только еще больше: нагрузка-то на них возросла!

А чем вообще занимается участковый врач? Во-первых оформлением документации – это самая главная его работа, которую с него спрашивает и начальство, и проверяющие органы. Во-вторых организацией диспансеризации. Это тоже важно: если не выполнить план – придётся попрощаться с премией. А как его выполнить, если люди просто не желают проходить диспансеризацию? Из вас многие ее проходят? Вот и бегает доктор по участку – уговаривает, записки оставляет. Кроме того, обязательно нужно приглашать на прием больных с хроническими заболеваниями, состоящих на диспансерном учете. И если они сами не идут на прием, то виноват в этом будет врач! Если в советские времена таких пациентов было человек по 120 – 150, то сейчас требуют диспансерную группу не менее 600 человек. А ведь надо еще успевать смотреть впервые заболевших и находящихся на больничном, рецепты-справки выписывать и все это заносить в специальную программу в компьютере. Когда этим заниматься? По нормативу у врача 12 минут на человека, но оформление приема занимает минут 5. Сколько остается на сам прием? А если учесть, что есть больные, которые без талона? Между прочим на то, что бы посмотреть вновь заболевшего, да не абы как, а как положено, уходит минут 30! Чтобы оформить санаторно-курортную карту или направление на МСЭК – минут 15. Но и это не все. Участковых не хватает. Примерно 25 – 30% участков пустуют. Кроме того, врачи периодически уходят в отпуск (а это больше месяца), ездят на учебу, дежурят по неотложной помощи и даже болеют! Да-да, они тоже люди! На оставшихся выпадает полуторная нагрузка. Конечно, за это доплачивают, но рабочий день не резиновый, а надо еще и вызова обслужить, и не только на своем участке. Вот и принимают доктора больного за 5 минут!

Принял участковый врач положенных по нормативу 20 первичных и повторных больных со своего участка, еще 6 – с соседнего, посмотрел 2-х диспансерных, заполнил 1 направление на МСЭК для установления группы инвалидности (тоже больного посмотреть надо) да еще 1 принял без талона – и как он после такого сумасшедшего приема может соображать? Как говорится «мозги кипят»! А ведь еще и 5 вызовов к внезапно заболевшим! Понятно, что качество работы хромает на обе ноги!

Но ведь «узкие» специалисты вроде бы должны работать по-другому? А вот и нет! Ситуация точно такая же! Огромная перегрузка и плюс консультации в стационаре. Про посещения на дому даже думать не приходится – этим просто некому заниматься.

С обследованием дела обстоят таким же образом: показаний к проведению КТ или МРТ стало больше, но количество аппаратов не увеличилось. Впрочем, справедливости ради следует упомянуть, что такой аппарат может работать круглосуточно, однако плановых пациентов он обслуживает всего несколько часов. В остальное время эти аппараты обслуживают экстренных больных и проводят платные исследования. Деньги за эти исследования уходят в больничную кассу, определённый процент получат доктора, проводившие исследование, но свой процент получает и администрация. Возникает вопрос: а почему аппарат, купленный за счет средств федерального бюджета, работает на чей-то личный карман? Зато появляются гигантские очереди.

Но ни УЗИ, ни КТ, ни МРТ – не панацея. Эти методы и сами по себе не слишком точные, да к тому же их надежность очень зависит от опыта и знаний врача. Стандартных 4-х месяцев на подготовку мало – нужны годы, но где же таких специалистов с многолетним опытом взять? Вот и получается, что и лечащий врач в спешке чего-то не разглядел, и на рентгене или на УЗИ чего-то не увидели, а в результате – ошибка в диагнозе.

Есть и еще одна проблема. Несмотря на бодрые заверения руководителей всех уровней, зарплата медиков не только не выросла, но и очень значительно снизилась. Когда говорят, что средняя зарплата врача выше средней по региону, то по-видимому имеют ввиду главных врачей, ибо у рядового участкового терапевта она немногим больше 20 тысяч. И это при том, что он и врач, и писарь, и оператор ПК и рекламщик – и все это в одном лице и на одну ставку! Впрочем дело не столько в низкой зарплате, сколько в чудовищной социальной несправедливости – когда доходы главного врача в 15 – 20 раз превышают доходы рядовых специалистов, когда руководители регулярно получают премии в размере месячного оклада, а врачи и медсёстры от 500 руб до 2000 и далеко не каждый месяц – энтузиазм начинает таять, как майские сугробы.

Не стоит забывать и о том, что тарифы на оплату медицинских услуг за последние годы не менялись, а стоимость лекарств, реактивов для лаборатории, продуктов для питания больных в стационарах и разных расходных материалов выросла. Больницам элементарно не хватает тех денег, которые они получат за свою работу от страховых компаний. Вот и вынуждены больницы экономить – и на лекарствах, и на зарплатах.

Страдают, конечно, пациенты. Но они не жалуются.

Страдают и доктора. Ну невозможно принимать каждый день по 30 человек и потом еще обслуживать по 5 вызовов! Ну невозможно после целого дня напряженной работы всю ночь дежурить в стационаре, а потом с самого утра снова садиться на прием!

Но доктора тоже не жалуются.. На врачебных сайтах льются горькие слёзы замотанных непосильными нагрузками врачей. Однако жаловаться в официальные инстанции даже на очевидные нарушения не решается никто: докопаться можно и до столба, а уж до врача – тем более. Вышибут с работы – потом нигде не устроишься. Ну и что, что врачей не хватает. Это молчунов не хватает, а скандалисты никому не нужны.

Впрочем причина не только в страхе – кого бояться например тому, кто и так на пенсию собрался?! Причина в привычке молчать, в рабской психологии. Только те, кто смеет возвысить свой голос, имеют право гордо написать «Мы не рабы! Рабы – не мы!». Молчуны пишут последние слова слитно: «Рабы немы».Но раз уж вы молчите, как немые, раз уж не смеете возмущаться в открытую – тогда не обижайтесь, если с вами обращаются, как с рабами!

 

Страшно, когда твои права нарушают нагло, ничего не боясь, когда тебя приравнивают к бесправному рабу. Но в тысячу раз страшнее, когда делают это люди, которые нищенской зарплатой и запредельными нагрузками сами низведены почти до положения рабов. И все это происходит на фоне победных реляций!!!

 

PS. Не все так плохо, как может показаться. Если сравнить медицину сегодняшнего дня с медициной 30-летней давности – просто поразишься, как далеко мы ушли по пути прогресса. Сегодня инсульт уже не приговор и далеко не всегда кончается инвалидностью. Сегодня замена разрушенного сустава и восстановление проходимости сосудов сердца стали фактически рутинными операциями. Сегодня люди возвращаются к активной жизни после таких травм, которые еще недавно гарантированно приковывали к инвалидному креслу. Но 30 лет назад отечественная медицина прочно занимала одно из первых мест в мире, профессия врача была одной из самых уважаемых, а сами врачи относились к больным с куда большим уважением, чем теперь. Времена изменились. Высокие достижения – это прекрасно. Но хочется еще и уважения. Всем хочется – и медикам, и пациентам.

 

А.Залесский врач-эксперт страховой медицинской организации "Урал-рецепт М"

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: