Основу законодательной базы об обороне страны составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основополагающие правовые нормы об обороне и безопасности государства.
Статья 4. Конституция РФ определяет, что Российская Федерации обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Тем самым подчеркивается, что оборона, территориальная целостность и безопасность страны носит общегосударственный характер, что возлагает на все без исключения государственные органы, общественные организации, на всех граждан обязанности по защите Отечества. Обеспечение обороны страны - задача государственной важности.
С татья 71. Конституция РФ определяет, в исключительном ведении Российской Федерации находятся:
- вопросы войны и мира;
- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Главное в содержании государственной функции защиты Отечества – это его вооруженная защита, осуществляемая Вооруженными Силами, в случае агрессии, деятельность по обеспечению мира, безопасности и обороноспособности страны, высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.
С татья 59. Согласно статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В Конституции оговаривается, что гражданин Российской Федерации, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Конституция Российской Федерации определяет функции и полномочия в области обороны страны высших должностных лиц и органов государственной власти России. Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами осуществляют государственное руководство обороной страны и Вооруженными силами РФ. В его основе лежит принцип единства политического, экономического и военного руководства защитой Отечества. В компетенцию этих органов входит рассмотрение и решение всех коренных вопросов, относящихся к обеспечению обороноспособности и безопасности нашего государства.
Статья 80. Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
Статья 83. В компетенцию Президента РФ входит:
формирование и руководство Советом безопасности Российской Федерации;
утверждение военной доктрины Российской Федерации;
назначение и освобождение высшего военного командования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 87. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Режим военного времени определяется федеральным конституционным законом.
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Статьи 102. К ведению Совета Федерации в сфере обороны страны относится решение следующих вопросов:
утверждение указа Президента Российской Федерации в введении военного положения;
утверждение указа Президента Российской Федерации в введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Статьей 106. Согласно данной Конституции РФ, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые в государственной Думе федеральные законы по вопросам:
статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
войны и мира.
Статья 104. На Правительство Российской Федерации возлагается функция осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности.