Глава 1. Общая характеристика и периодизация эпохи Возрождения




Содержание

Введение

Глава 1. Основная характеристика эпохи Возрождения

Глава 2. Гуманизм

Глава 3. Реформация

Глава 4. Основные представители эпохи Возрождения

Заключение

Список литературы


Введение

Выбирая тему для реферата, я исходила из обстоятельства, которое в течение последних пятнадцати лет стало очевидным: в чём-то существенном Беларусь отличается от западноевропейских стран. В чём же причины этих отличий? Я считаю, что их исток – в далёком прошлом, в глубинах самосознания народов Европы в той же мере, что и нашей республики. Поэтому чтобы лучше понять, «какие мы, современные белорусы?», необходимо представлять историю взаимоотношений нашей страны с Западным миром в сфере культуры. А без знания самой западноевропейской культуры сделать это невозможно. На мой взгляд, наиболее ярким этапом в контексте общей эволюции человечества является эпоха Возрождения, поэтому исследование культуры Запада я решила осуществить на примере именно этого периода. Ренессанс – это эпоха гуманизма и Реформации, эпоха, когда Европа, преодолевшая наконец долгую “ночь” Средневековья, вернулась в философии и искусстве к идеалам античности. В рамках данной работы я попыталась проанализировать эту эпоху, рассмотреть два ее основных движения и выделить ее наиболее значительных представителей.

В моем реферате я использовала следующую литературу: учебное пособие Д. Н. Зарецкой «МХК», очерки истории Е. П. Львовой «МХК. От зарождения до XVII века» и курс лекций «История мировой культуры. Наследие Запада» под редакцией С. Д. Серебряного, где дается детальная характеристика эпохи Возрождения и подробно рассматривается такое движение, как гуманизм. Но в этих источниках недостаточно информации о Реформации, поэтому я также использовала энциклопедию «История искусств. Ренессанс» и учебное пособие «Культурология» под редакцией Г. В. Драча, где дается описание самой эпохи Возрождения и уделяется особое внимание Реформации и ее деятелям. Интереснейшим источником является книга Шюре Э. «Пророки Возрождения», где автор пытается проанализировать некоторые ключевые идеи эпохи и показать, как осуществлялся синтез античного мира и христианства на примере пяти великих людей, но, чтобы выделить всех основных представителей эпохи Возрождения, я использовала очерки Л. М. Баткина «Европейский человек наедине с собой» и «Антологию мировой философии», где не только даются сведения о жизни и деятельности представителей этой эпохи, но и содержатся отрывки из их работ.

 


Глава 1. Общая характеристика и периодизация эпохи Возрождения

 

В своём развитии европейское Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) прошло ряд исторических этапов:

1) Проторенессанс – XIII-начало XIV в.;

2) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) с сер. XIV по XV в.;

3) Высокий Ренессанс (чинквиченто) – до второй трети XVI в.;

4) Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – п. пол. XVII в. [8, с.319]

Термин Возрождение впервые введен Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.[7, с.90]

Среди определений Возрождения нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

— расцвет культуры;

— переворот в культуре;

— переходный культурный этап;

— восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.[5, с.138] Отличительная черта этой эпохи – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). [3, с.323]

Феномен Возрождения связан с целым рядом факторов. Среди них:

- Исторические причины. Громадное расширение интеллектуального горизонта началось прежде всего благодаря Крестовым походам и торговле Италии на Востоке. Исследователи Азии, такие как венецианец Марко Поло, будоражили ограниченное воображение Средневековья широкой панорамой мира и подготавливали открытия Америки Колумбом. [4, с. 213]

- Политические и социальные причины. Смена республиканских правительств тираниями или диктатурами, такими как Сфорца в Милане, дом Эсте в Ферраре, Медичи во Флоренции и т.д. Отсюда пышность дворов, более свободные нравы, большая роскошь в искусствах. С другой стороны, в интеллектуальную и социальную жизнь вливается класс буржуазии. Отсюда замена рыцарского идеала насмешливостью и распущенностью и начало свободомыслия. Изменения, которые можно наблюдать в «Декамероне» Бокаччо. [10, с.85]

- Научные причины. Горячая любознательность, глубокая жажда знаний овладела умами. Когда душа погрузилась в мистические мечты и размышления, разум предъявил свои права. Вера не была ниспровергнута, но появилось желание изучать и понимать Природу. Наряду с Библией изучали Гомера и Вергилия. Отцам церкви предпочитали Цицерона. Аристотель и Платон заняли место Альберта Великого и Дунса Скотта. Галилей и Джордано Бруно еще не пришли, но были уже не далеко. Человеческий дух желал измерить и охватить видимый мир.

- Глубинная причина, внутренний импульс. Все эти влияния, пришедшие извне, являются перед нами как неотъемлемые факторы Возрождения, но они были объединены одним фактором, еще более мощным, который как бы собрал их воедино. Этот фактор существовал в воле человека того времени, в глубинном импульсе его внутренней жизни. То была новая необходимость личности развиваться свободно, без ярма и преград, раскрываться во всей своей полноте и независимости.

Человек того времени полон духовных сил. Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился, и быть тем, чем он хочет!» Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю… ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». [8, c.327-328] Эти слова со всей наглядностью показывают дерзновенный взлет человеческих воззрений, веры человека Возрождения в его силу и талант.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.

Таким образом, рост городов, обусловленный развитием общественного производства на основе товарно-денежных отношений, развитие торговых связей и коммуникаций, городской культуры, появление свободных от феодальной зависимости сословий подрывало основы феодализма.

Необходимость развития производительных сил дала толчок к опытному познанию природы, к переориентации философии с теологических и схоластических проблем на вопросы познания природы, а потребность в свободном от внешнего принуждения труде послужила импульсом к возникновению новых представлений о человеке, его свободе и достоинстве.

Глава 2. Гуманизм

Гуманизм — общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. [3, с.321] Нижняя его граница не очень отчетлива: приблизительно вторая половина XIV в. Распространившись в Германии, Франции, Англии и других странах, гуманизм в течение двух столетий стал движением международным. Исторической почвой для возникновения движения гуманизма послужило обогащение городов и расцвет в них светской культуры. Люди образованные стали ощущать себя не столь зависимыми, как это было в средневековье, от регламента католической церкви в нравственной и бытовой сферах. Главным центром гуманизма стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. [2, c.12]

Называя себя «мудрецами» или «ораторами», итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуются и украшают человека», - так писал на заре гуманизма о своих целях Леонардо Бруни. [2, c.14]

Подавляющее большинство гуманистов были выходцами из захудалых провинциальных городишек, являясь отпрысками небогатых, а то и вовсе бедных семейств. Но при этом они считали себя (в терминологии более позднего времени) аристократами духа. Они занимались политикой, философией, риторикой, этикой, литературными и историческими исследованиями, изучением античных pyкописей, педагогикой и воспитанием, в процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления — ренессансный гуманизм. [5, с.142]

Ослабление связей гуманистов с церковью усиливало их неприязнь к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое отношение ко всей системе этой учености, к ее социальным и философским основам, к авторитарности, вне и без которой эта ученость не могла существовать. Немаловажно также напомнить, что гуманистическое движение началось в Италии в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его «авиньонского пленения» (1309 — 1375), нередкими расколами католической церкви, когда в противовес «законным» папам появлялись антипапы и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви.

Показателем светского, антисакрального характера гуманистического движения является такой огромной исторической важности факт, как возникновение различных кружков гуманистов, не имевших никакого отношения к университетам и совсем не связанных с интересами церкви. Некоторые из этих кружков разрабатывали определенные уставы, регулировавшие их активную деятельность. Поадчеркивая значение образованности и таланта как важнейших проявлений и показателей человечности, гуманизм примерно с середины XV в. стал в Италии весьма влиятельной идеологией. Некоторые гуманисты избирались папами. [9, с.9-10]

Гуманистическое мировоззрение Возрождения вовсе не представляло собой единую идеологию. Но какие бы проблемы ни обсуждались в гуманистических кружках, о чем бы ни шла полемика, центром их размышлений оставался человек и понимание его сознательной потребности в самоутверждении.

Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, рассматривая библейское выражение «по образу и подобию» как основание для распространения на него созидательных, творческих функций, видя его предначертание на Земле в активном созидательном действии, познании и преобразовании мира, в украшении его своим трудом, развитии искусств, наук и ремесла.

 

Глава 3. Реформация

 

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация – широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. [4 с.233]

Начало Реформации «официально» датируется 31октября 1517г., когда профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям собора свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений про- дававших индульгенции (грамоты церкви об отпущении грехов). Мартин Лютер — главная фигура в немецкой Реформации, был прекрасным оратором и блистательным религиозным публицистом. Сравнивая «новую религиозность» протестантов с традиционной католической, Лютер утверждал, что не посредством церковных обрядов и таинств, а только при помощи веры, даруемой Богом, человек обретает спасение души. Нет принципиальной разницы между мирянином и профессиональными священнослужителями папского Рима, присвоившими себе право быть посредниками при общении людей с Богом. Поэтому стать протестантским пастором мог в принципе любой человек, в отличие от священников католицизма. [2, c.61-63]

Основное содержание лютеровской Реформации позднее сжато было сформулировано его ближайшими сподвижником Ф. Меланхтоном в «Аугсбургском вероисповедании» (1530г.) и заключалось в идее возможности личного спасения одной только верой, признании условности папства и всей церковной иерархии, в утверждении равенства всех верующих в вопросах веры перед Богом, что приводило к принципу «всеобщего священства» и значительному сокращению дорогостоящей церковной иерархии и культа. [4, c.244]

Новое понимание религии как непосредственной личной связи человека с Богом, сильнейший удар по католической церкви, духовному и политическому оплоту феодализма, ограничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, понимание свободы совести как неотчуждаемого личного достояния, отстаивание нравственного значения труда и освящение деловой предприимчивости – вот далеко не полное перечисление заслуг обусловивших вклад М. Лютера в становление раннебуржуазной идеологии и культуры.

Радикальным продолжением Реформации стал Ж. Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами), отделила ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической силой.

Критика кальвинизмом роскоши, праздности переходила у Кальвина в отрицание художественного творчества, литературы, искусства, запрет увеселений и развлечений, в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих и суровое преследование всякого инакомыслия.

В соответствии с присущей буржуазному укладу тенденции к духовно-идеологическому плюрализму кальвинизм позднее породил целый ряд течений и протестантских сект: пресвитериан, конгрегационалистов, пуритан, баптистов, адвентистов и др. [4, с.247]

Не провозглашая никакого социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая каких-то научных открытий и достижений в области художественного творчества, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил религиозную, самую действенную для него, санкцию на то, что собственный разум, совесть, нравственное чувство могут подсказать, как ему следует поступать.

Также непосредственным зримым результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания – протестантизма, ограничение всевластия римско-католической церкви во главе с папой и вообще ограничение притязаний любой церкви на власть и могущество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: