Дом Учителя Уральского федерального округа
XII Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап. Шанс
Научный руководитель проекта по предмету: Ламехов Юрий Геннадьевич, д.б.н., профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.
Рецензент: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар.
Автор заданий: Синева Наталия Викторовна, к.б.н., научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН, г. Екатеринбург.
Биология 8 класс
Проводится в честь Мэй-Бритт Мозер и Эдварда Мозера
Время выполнения работы 1 час 15 минут
___________ ________ __________ ___________ ____________ __________ __________
Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № Код участника
Таблица ответов
Задания | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание |
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (1-5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6-10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях необходимо выбрать три правильных ответа из шести предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11-20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11-15) – на установление соответствия и 5 заданий (16-20) – на последовательность. В заданиях 11-15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16-20 – нужно установить правильную последовательность.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21-25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Образование цветков и соцветий непосредственно на стволах деревьев называется:
1) клейстогамия
2) каулифлория
3) рамифлория
4) хироптерофилия
2. Какая из приведённых ниже особенностей строения животных класса Пресмыкающихся говорит о том, что они – настоящие сухопутные животные?
1) наличие зубов
2) наличие конечностей
3) наличие лёгких
4) размножение на суше
3. У головастика, превращающегося в лягушку, исчезает хвост, и в этом процессе главная роль принадлежит:
1) митохондриям
2) рибосомам
3) лизосомам
4) центриолям
4. Незамкнутая кровеносная система впервые появляется у:
1) моллюсков
2) кольчатых червей
3) паукообразных
4) насекомых
5.В 2002 году выдающиеся норвежские нейробиологи Мэй-Бритт и Эдвард Мозеры основали центр:
1) Генетических заболеваний
2) Биологии памяти
3) Кинезитерапии
4) Микрохирургии глаза
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Трихомы (волоски) растений могут:
1) выделять нектар
2) выделять эфирные масла
3) выделять пищеварительные ферменты
4) предохранять растение от кислотных дождей
5) предохранять растение от хищников
6) предохранять растение от перегрева
7. Четырехкамерное сердце имеют:
1) остромордая лягушка
2) нильский крокодил
3) прыткая ящерица
4) страус
5) бурый медведь
6) тигровая акула
8. В биосфере загрязняющие вещества распространяются:
1) грунтовыми водами
2) после выветривания горных пород
3) осадками в виде дождя и снега
4) солнечным светом
5) посредством радиации
6) через пищевые связи
9. Гемиметаболический метаморфоз (прямое развитие) характерен для представителей отрядов насекомых:
1) Ephemeroptera (поденки)
2) Dictyoptera (тараканы)
3) Lepidoptera (чешуекрылые: бабочки, моли)
4) Orthoptera (настоящие саранчовые)
5) Diptera (двукрылые: падальные мухи, комары)
6) Coleoptera (жесткокрылые)
10. Выберите правильные суждения:
1) растения поглощают около 1% солнечного света
2) в тропических лесах почвы самые плодородные
3) кислород в почве растениям не нужен
4) азотные удобрения увеличивают содержание гумуса
5) цианобактерии способны к фотосинтезу и азотфиксации
6) диатомовые водоросли участвуют в образовании осадочных пород