V. А теперь оцените работу друг друга в группе.




РАЗМИНКА

Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами.

А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.

Приготовились, начинаем:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. (Слайды 25-26)

Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. (Слайд 27)

Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.

Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)

Г) Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое. (Слайд 28)

Вот вам один из примеров: (Слайд 29)

А ВЫМОГЛИ БЫ?

я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913

Кто автор этого стихотворения?

Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)

3. Итак, ребята, мы познакомились с 4 направлениями Серебряного века. Прослушав меня, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. (Слайд 30)

Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.

III. Организация групповой работы. (Слайд 31)

А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. Приложение 2

Приложение 2

 

* * *

Сжала руки под темной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

 

  • О чем это стихотворение?
  • Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
  • Как глаголы помогают нам понять их чувства?
  • Как вы понимаете последние слова героя?

 

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

 

Вхожу я в темныe храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

 

25 октября 1902

 

 

  • О чем это стихотворение?
  • Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения.
  • Попытайтесь «прочитать» его образы.
  • Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
  • В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)

 

 

* * *

 

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

 

 

  • О чем это произведение?
  • Какие образы помогают поэту выразить идею стихотворения?
  • Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
  • Каким настроением овеяно стихотворение?

 

 

ПОСЛУШАЙТЕ!

 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают­

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

 

И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит ­

чтоб обязательно была звезда!­

клянется ­

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают ­

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

  • К кому обращено? Как поэт относится к адресату?
  • Какой эпизод является кульминационным?
  • Как создается напряжение в стихе? Как передать его в чтении?
  • Каковы особенности композиции? Одинакова ли интонация в начале и в конце стихотворения?

 

 

(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин).

IV. Представление ответов учащихся. (Слайды 32-35)

V. А теперь оцените работу друг друга в группе.

VI. Заключение. Слово учителя.

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

VII. Рефлексия.

А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?

Какие из них нашли в вашем сердце отклик?

Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку.

6. Домашнее задание. Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. (Слайд 36)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: