РАЗМИНКА
Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами.
А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.
Приготовились, начинаем:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. (Слайды 25-26)
Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. (Слайд 27)
Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.
Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)
Г) Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое. (Слайд 28)
Вот вам один из примеров: (Слайд 29)
А ВЫМОГЛИ БЫ?
я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
Кто автор этого стихотворения?
Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)
3. Итак, ребята, мы познакомились с 4 направлениями Серебряного века. Прослушав меня, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. (Слайд 30)
|
Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.
III. Организация групповой работы. (Слайд 31)
А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. Приложение 2
Приложение 2
* * *
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
- О чем это стихотворение?
- Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
- Как глаголы помогают нам понять их чувства?
- Как вы понимаете последние слова героя?
СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ
Вхожу я в темныe храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
|
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
25 октября 1902
- О чем это стихотворение?
- Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения.
- Попытайтесь «прочитать» его образы.
- Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
- В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
* * *
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
- О чем это произведение?
- Какие образы помогают поэту выразить идею стихотворения?
- Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
- Каким настроением овеяно стихотворение?
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
|
И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит
чтоб обязательно была звезда!
клянется
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
- К кому обращено? Как поэт относится к адресату?
- Какой эпизод является кульминационным?
- Как создается напряжение в стихе? Как передать его в чтении?
- Каковы особенности композиции? Одинакова ли интонация в начале и в конце стихотворения?
(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин).
IV. Представление ответов учащихся. (Слайды 32-35)
V. А теперь оцените работу друг друга в группе.
VI. Заключение. Слово учителя.
Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
VII. Рефлексия.
А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?
Какие из них нашли в вашем сердце отклик?
Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку.
6. Домашнее задание. Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. (Слайд 36)