Характеристики и основы конструирования психологического теста.




Целеполагание в социальном воспитании. Принципы социального воспитания.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

1. Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2. Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3. Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.).

4. Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

5. Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

6. Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

7. Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.

Принципы социального воспитания.

Идеологической основой совершенствования организации педагогической деятельности в детских домах является гуманизация воспитательного процесса, которая предполагает реализацию следующих принципов:

Педагогическое стимулирование социальных проб, которое предусматривает создание условий для самооценки воспитанником своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. В процессе включения в различные сферы жизни человека у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Вариативность организации работы с детьми.

Организация личного пространства ребенка – предполагает создание таких условий, при которых воспитанник может уединиться, оформить свое личное место;

Сочетание взаимной заботы и требовательности

Развитие инициативы детей

Духовно-нравственное обогащение социальной среды.

Характеристики и основы конструирования психологического теста.

Дж. Кеттелл, ввел термин "тест" (1890 г.), ставил задачу изучения целостной личности.

В литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. "Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" Гайда В.К., Захаров В.П.. Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых,тест - один из методов измерения в психодиагностике;

во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности (требования, которым должен удовлетворять каждый тест).

Объективные тесты. К ним относятся методики, в которых возможен правильный ответ (тесты специальных и общих способностей и тесты интеллекта).

Их разработка связана с решением практических задач в области профотбора и профориентации.

Снижение эффективности теста, появляются, если:

Тест неправильно составлен; Тест неправильно стандартизован; Тест неправильно использован.

Конструирование теста:

Прежде всего, необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест. Ни один тест не создается "с нуля", обычно за его созданием стоит длительная научная работа по изучению тематического материала.

Задача — наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий.

Тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен. Разрабатываются задания соответствующей сложности и доступности для разных возрастных групп, для людей с различными психическими нарушениями, для представителей разных национальных и языковых групп. Если тест предлагается к проведению в другой языковой группе или стране, его необходимо адаптировать.

Необходимо учитывать эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий. Эффект социальной желательности срабатывает тогда, когда человек в своих ответах хочет представить себя в лучшем свете.

Существуют требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте.

Правильно составленный тест еще нельзя назвать разработанным. Для этого он должен быть стандартизован.

Стандартизация теста обеспечивает возможность сравнения полученных с его помощью данных от разных людей. Для этого необходимо, чтобы все эти люди находились в равных условиях. Для обеспечения равных условий разработчик теста дает специальные указания по его проведению. Они включают:

Специфику стимульного материала; Временные ограничения; Инструкцию испытуемым; Пробные образцы заданий. Допустимые ответы на вопросы (если таковые ограничения необходимы)

Кроме этих указаний, в приложение к тесту включаются специально установленные нормы ответов (в "сырых баллах") и их интерпретации.

Помимо стандартизации тест должен быть проверен на предмет своей эффективности по критериям надежности и валидности.

Под надежностью понимают согласованность результатов, полученных при каждом повторном выполнении теста одним и тем же испытуемым, с результатами его первого тестирования. Абсолютной тестовой надежности не существует.

Валидность - степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительной способности теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Кроме того, валидность теста можно установить, сравнивая его результаты с результатами по аналогичным методикам.

Вышеприведенные методы оценки эффективности теста помогают психологу не только самому конструировать инструменты для измерения определенных свойств личности, но и выбирать из уже разработанных тестов наиболее качественные и надежные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: