Занятие № 4- 2 ч.
Аудиовизуальные технологии обучения иностранному языку. Обучение с помощью компьютера.
План
- Функции компьютера при обучении иностранному языку.
- Особенности организации и методики компьютерного урока.
- Ресурсы и дидактические возможности Интернета.
- Разработка учебных Интернет-ресурсов по ИЯ.
- Мультимедийная презентация и ее возможности при обучении ИЯ.
- Мультимедийные проекты при обучении иностранному языку в школе.
Литература:
1. Лекция по теме 4.
2. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии ВЕБ 2.0: социальный сервис блогов в обучении ИЯ. – ИЯШ, 2009, №4, с. 12-18 (понятие «блог», виды блогов, подробно- блог учебной группы, роль блога в обучении ИЯ).
3. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по ИЯ. – ИЯШ, 2009, №2, с. 8-12. (для 2-х студентов).
4. Лучина О. Б. Лингводидактическая адаптация Интернет-ресурсов к обучению английскому языку. – ИЯШ, 2009, № 6, с. 12-17. (для 2-х студентов).
5. Кудрявцева Л. В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) – дать общее представление о содержании статьи.
Практическое задание: подготовить ММП, методически ее обработать (указать тему урока, класс, с какой целью используется ММП, задачи, упражнения, вопросы, следующее задание на уроке, связано ли д/з с материалом презентации).
Требования к зачету
По дисциплине «Аудиовизуальные технологии обучения ИЯ»
Зачет проводится в конце 7 семестра в устной форме, по вопросам. Зачет осуществляется дифференцированно с учетом активности студентов на семинарских занятиях.
Цель зачета: проверить усвоение основных положений курса.
Студенты должны знать:
- терминологию по курсу;
- возможности использования АВСО в образовательном процессе по ИЯ;
- аудиовизуальные технологии обучения иноязычному общению.
Студенты должны уметь:
- разработать урок или внеклассное мероприятие на основе аудиовизуальных технологий.
Тема «Реализация принципа наглядности при обучении ИЯ»
Вопросы:
1) Виды наглядности: классификация наглядности по различным признакам.
2) Функции наглядности на уроке. Основания для использования наглядности в обучении. Использование визуальной рекламы.
Тема «Аудиовизуальный метод»
Тема «Психолого-дидактические основы применения ТСО»
1) Функции ТСО в учебном процессе.
2) Дидактические особенности ТСО.
3) Подготовка к уроку с использованием ТСО.
Тема «Методика применения ТСО»
Вопросы:
1) Работа со статичными экранными пособиями (транспаранты, слайды, диафильмы).
2) Формирование речевых навыков и умений на основе диафильма.
Тема «Видео на уроке ИЯ»
1) Требования к учебному фильму; дидактические функции учебного фильма;
2) Алгоритм работы с фильмом на ИЯ (художественным, документальным);
3) Особенности использования видеоклипа при обучении ИЯ.
Тема «Использование компьютера при обучении ИЯ»
Вопросы:
1) Варианты использования компьютерных технологий в обучении; цели компьютерного обучения; главная особенность компьютера как средства обучения.
2) Функции компьютера в обучении; проблемы, возникающие при компьютеризации образования; принципы, лежащие в основе компьютерного обучения.
3) Технология компьютерного урока
Использование Интернета в обучении ИЯ
Вопросы:
1) Услуги Интернета, проблемы использования Интернет-ресурсов в обучении.
2. Интеграция очных и дистанционных форм. Блоги.
Создание учителем компьютерных средств обучения
Вопросы:
1) Разработка учебных Интернет-ресурсов хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпл, вебквест (по статье Сысоева П. В. и Евстигнеева М. Н. «Современные учебные Internet-ресурсы в обучении ИЯ» в ИЯШ №6, 2008, с. 2-9)
2) Мультимедийная презентация как средство обучения ИЯ
Вопросы:
1) Учебные преимущества ММП; отличие ММП от традиционных средств наглядности.
2) Классификация ММП (по направленности на аудиторию; по функциональному использованию; по характеру информации; по структуре и управлению); виды упражнений, используемых при работе с ММП (традиционные и специальные).
3) Методические рекомендации по подготовке и использованию ММП; медиатека учителя; технология использования ММП.
Основные термины по курсу
Аудиовизуальная дидактика – теория применения звуко- и светотехнических средств в обучении.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) - технические учебные пособия, предназначенные для создания иноязычной среды и стимулирования речевой деятельности учащихся, при использовании которых информация поступает по слуховому и зрительному каналам последовательно или синхронно.
Естественная языковая среда - совокупность речевых и неречевых условий, которые отражают быт, историю, культуру и традиции носителей языка в фактах данного языка.
Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео, кино).
Компьютерный урок – любой урок с применением компьютера как обучающего средства.
Искусственная (учебная) языковая среда - совокупность моделируемых ситуаций общения, которые вызывают у обучаемых готовность к иноязычной коммуникативной деятельности и побуждают их к адекватному использованию речевых и неречевых средств общения.
Мультимедиа – многофункциональная современная проекционная аппаратура, позволяющая работать с информацией в различных видах.
Мультимедийная презентация – это способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста учащихся информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной теме.
Наглядность в обучении – создание таких условий, в которых могла бы функционировать речь; стимулами при этом являются аудитивные и визуальные средства.
Наглядность есть целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который имеет разные функции в учебном процессе по ИЯ и который показывает учащимся законы функционирования языка как средства общения.
Технические средства обучения (ТСО) – вспомогательные средства обучения, объединяющие два понятия: технические устройства (аппаратуру) и дидактические средства (носители информации), которые с помощью этих средств воспроизводятся.
Учебный фильм (видеофильм) - специально подготовленное в методическом и режиссерском плане аудиовизуальное средство обучения, предназначенное для создания естественных ситуаций речевого общения, которое обладает большой силой эмоционального воздействия на учащихся за счет основных видов наглядности (зрительной, слуховой, моторной, образной, экстралингвистической и др.)
Практическое задание (обязательно для всех): предложить свою ММП для определенного класса (по выбору студента), методически обработанную (цели, задачи, вопросы, упражнения) или разработать урок на основе видеоматериалов для любого этапа обучения.
Планы практических занятий
Занятие № 1 (темы 1, 3) – 2 ч.