Прием нагрузки. Перегрузка дизеля. Нагружать дизель (увеличивать частоту вращения) можно только в том случае, если будет установлено, что дизель и все его системы работают нормально, а температура воды и масла не ниже минимально допустимой.
Во избежание перегрузки номинальную частоту вращения дизеля разрешается устанавливать только после полного разгона судна и прогрева дизеля. Там, где это предусмотрено, с переходом на режим полной нагрузки переводят работу дизеля на моторное топливо.
Прием дизелем перегрузки возможен лишь после того, как установится его нормальный тепловой режим.
Продолжительность непрерывной работы дизеля на 110%-ной нагрузке не должна превышать 1 ч. Повторная перегрузка допускается не ранее чем через 1—2 ч для быстроходных и через 5—6 ч для тихоходных двигателей после окончания предыдущего перегрузочного режима. Суммарная продолжительность работы на 110%-ной нагрузке не должна превышать 10% общего времени работы дизеля.
Большинство существующих в настоящее время ДАУ предусматривают возможность весьма быстрого (в течение 10—15 с) изменения режима работы дизеля от малого до полного хода в аварийной обстановке. Неоправданно частое применение такого аварийного маневра приводит к появлению чрезмерных тепловых напряжений в деталях, что снижает надежность работы дизеля.
Строгое соблюдение режима прогрева и приема нагрузки во времени как при управлении с местного поста, так и с поста в рубке является гарантией длительной надежной работы дизеля. В период прогрева и приема нагрузки должно быть организовано постоянное наблюдение за работой дизеля. При этом надо следить за тем, чтобы не было перегревов отдельных деталей, чрезмерного повышения давления масла и перерыва в охлаждении дизеля.
|
Снижение нагрузки. Любое изменение нагрузки дизеля, в том числе и снижение, приводит к изменению его теплового состояния и к увеличению термических напряжений. Особенно опасна быстрая остановка горячего дизеля, работавшего с полной нагрузкой. Поэтому снижать нагрузки (уменьшать частоту вращения) следует постепенно, давая достаточные выдержки времени на каждой ступени нагрузки для охлаждения дизеля.
Если ожидается выполнение маневров, связанных с работой дизеля на малых нагрузках или с его остановкой и реверсированием, необходимо заблаговременно (за 10—15 мин у тихоходных и 5—10 мин у быстроходных дизелей) убавить ход судна до среднего, дать дизелю несколько охладиться и тем самым подготовить его к нормальному приему как малых, так и полных нагрузок.
Реверсирование. При изменении направления вращения коленчатого вала реверсивного дизеля следует:
· убавить ход до малого или самого малого и проработать на данном режиме несколько минут;
· плавно остановить дизель переводом органа управления в положение «Стоп»;
· определить по тахометру момент окончания вращения гребного вала, перевести орган управления в положение «Реверс»;
· убедившись по сигнальной лампочке или указателю в окончании реверса, пустить дизель на обратный ход;
· плавно увеличить частоту вращения до необходимой.
Такая последовательность операций позволяет изменять режим работы дизеля с наименьшими дополнительными нагрузками от перепадов температур, возникающих при этом, и от сил инерции движущихся масс.
|
Направление вращения гребного вала в установках с реверс-редукторами или реверсивными муфтами изменяют в следующем порядке:
· плавно снижают частоту вращения до 50-70% номинальной, после чего выключают реверс-редуктор;
· определив по тахометру момент остановки гребного вала, включают реверс-редуктор на обратный ход;
· плавно увеличивают частоту вращения до требуемой. Системы ДАУ дизель-редукторных установок обычно имеют блокировочное устройство, обеспечивающее снижение частоты вращения дизеля в момент включения реверс-редуктора (реверсивной муфты) до минимально устойчивой, с последующим ее повышением до значения, заданного органами управления.
При работе на задний ход возможен повышенный нагрев упорных подшипников, реверс-редукторов и реверсивных муфт. Поэтому разрешается работать на задний ход с нагрузкой не выше 75-85% номинальной, продолжительность работы на задний ход при наличии планетарных реверсивных устройств ограничивается 20—30 мин.
Остановка дизеля. Перед остановкой дизеля нужно уменьшить нагрузку и дать ему охладиться настолько, чтобы температура выходящей воды снизилась до 50-60°С. Нереверсивный дизель должен для этого 3—5 мин проработать вхолостую.
Если в силу необходимости дизель был остановлен на полном ходу (например, при срабатывании защиты), надо принять все меры для постепенного его охлаждения: прокачивать маслом с помощью резервно-масляного насоса, проворачивать коленчатый вал валоповоротным устройством.
Остановка сильно нагретого дизеля без последующего постепенного его охлаждения приводит к перегреву головок поршней, крышек и втулок цилиндров, к отложению нагара на внутренних поверхностях цилиндра и накипи в полостях охлаждения, к задирам поршней и появлению трещин, а также к взрыву паров масла в картере.
|
Обслуживание дизеля после остановки. При остановке дизеля на срок свыше 12ч закрывают запорный клапан на пусковой магистрали, кран на топливопроводе, вентиль на всасывающей трубе системы охлаждения, открывают спускные краны на воздушных ресиверах и наддувочных коллекторах. После этого дают дизелю несколько охладиться, вскрывают крышки люков картера, осматривают и ощупывают рамовые, шатунные и головные подшипники, проверяют на ощупь температуру регулятора, подшипников распределительного вала и других трущихся деталей и соединений. Во время стоянки устраняют все неисправности, обнаруженные при работе и осмотре дизеля.
По окончании осмотра и ремонта ставят крышки на место, обтирают дизель и смазывают чистым маслом места ручной смазки.
При остановке дизеля на продолжительный срок (свыше 5 суток) проверяют его исправность и устраняют обнаруженные дефекты, спускают воду из полостей охлаждения, трубопроводов и холодильников, а также отстой из топливных и масляных фильтров и цистерн, смазывают наружные неокрашенные поверхности, а в случае необходимости зачищают картер и заменяют загрязненное масло.
Во время стоянки дизеля не менее одного раза за 5 суток поворачивают коленчатый вал на три—пять оборотов, одновременно прокачивая масло через систему циркуляционной смазки и с помощью лубрикаторов. Чтобы избежать повреждения подшипников, поворачивание вала начинают только при появлении давления на манометре, установленном после масляного фильтра. Коленчатый вал после каждого поворачивания останавливают в новом положении.
Рекомендуется также периодически раз в 7-10 суток пускать дизель и работать на малых нагрузках в течение 10-15 мин.