Мальчик - “Луковка” также преподал нам урок: социальной справедливости, добра и зла.




Культура

Сразу замечу, что в нашем городе культура, в её традиционном понимании, находится на достойном уровне. Желание поговорить о культуре зрело уже давно, а сейчас, когда о культуре заговорил ПРЕЗИДЕНТ, как раз пришло время. Понятие «культура» - всеобъемлющее. Оно объединяет весь спектр жизнедеятельности человека и общества. Есть много разных культур: материальная, духовная, музыкальная, театральная, политическая, культура общения, поведения и т.д.. Какую сферу деятельности ни возьми везде должна быть определённая культура. Причём каждый мыслитель по своему развивал эту тему. Если вникать во все нюансы голову сломишь и запутаешься окончательно. Изначальный смысл слова cultura на латинском языке обозначает – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Такое определение содержится в российской гуманитарной энциклопедии. Об этой культуре и пойдёт речь, а именно о воспитании и почитании. Умные люди говорят, что воспитание начинается с момента рождения челове-ка и даже в утробе матери. Что было в утробе мамы не помню. Смутно помню как я пошёл в школу и думаю, что с этого времени и началось воспитание культуры и культурой.

В первый класс Нижнеангарской начальной школы меня записали в шесть с половиной лет. Записывал директор школы Козлов Николай Дмитриевич. Стояли с отцом во дворе дома. Николай Дмитриевич спрашивал есть ли в доме ученики. Отец отвечал, показывая на меня, “есть один, да по годам не подходит “. “Ладно запишем - если что отчислим на следующий год пойдёт” сказал Николай Дмитриевич. Так я пошёл в первый класс. Первое время действительно у меня учёба не ладилась – одни единицы да двойки. Кто был учитель не помню. Со второй половины года учителем стал Николай Дмитриевич. Он и преподал первый урок культуры – т ерпение. Дело в том, что в силу характера Николаша, то есть я, не мог мгновенно реагировать на вопросы учителя. Мне надо было сначала обдумать, взвесить ответ и только потом выдавать на гора (как говорят в таких случаях – силён был задним умом). Николай Дмитриевич понял эту особенность моего характера и всегда, вместе с классом, ждал минуту другую когда я соберусь с мыслями. И учёба пошла. Остались в прошлом единицы и двойки - вперёд вырвались оценки - четыре и пять. Начальную школу я закончил с похвальной грамотой. Воспитание осуществлялось также на уроках пения. Какие песни пели? Не очень помню, наверное, патриотические. Хорошо помню две (лирические - патриотические): Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля. Это русское раздолье, это русская земля!” и “ То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой. Край родной навек любимый, где найдёшь ещё такой ”. Эти мелодии продолжают звучать в сердце и душе на протяжении всей моей жизни.

Это были первые уроки КУЛЬТУРЫ(воспитание терпения и любви к отечеству).

Воспитание продолжалось уже в Нижнеангарской средней школе, куда я поступил в 1952 году в 5-ый класс. 5-ый класс был как бы ознакомительный. В пятые классы пришли дети с двух начальных школ (с новостройки и ещё одна начальная школа была в районе пристани). Ничего примечательного за этот год не помню. Разве что весной (5 марта 1953 года) умер Иосиф Виссарионович Сталин и мы всей школой, во дворе, вместе со всей страной скорбили об этой потере. За шестой класс не помню ни одного учителя, хотя были уже предметники. Помню только Поликевич Клавдию Николаевну. Она вела у нас уроки рисования (дочка её Инна училась в нашем же классе - была очень красивая девочка). В 1953 г. под редакцией Самуила Маршака в русском переводе вышла сказка итальянского писателя Джованни Родари «Приключения Чиполлино». Клавдия Николаевна личность исключительно творческая не могла пройти мимо этого события и немедленно взялась за постановку спектакля по этому произведению. Артистами стали ученики нашего 6-го класса.

Стр. 1

Чиполлино — шустрый и смышленый мальчик Луковка, герой сказки Родари, где все персонажи — овощи или фрукты: кум Тыква, сапожник Виноградинка, адвокат Горошек, девочка Редиска и мальчик Вишенка, профессор музыки Груша, старый Чиполла — с многочисленными детьми-луковками и др.

Отца Чиполлу и всю бедняцкую огородную братию упрятал в тюрьму злодей Помидор по приказу принца Лимона. Чиполлино находит себе верных друзей (ловкую девочку Редиску, доброго и умного мальчика Вишенку) и с их помощью освобождает из тюрьмы отца и других узников. С криком «Долой принца Лимона!» вся овощная деревня загоняет в темницу своих мучителей и дармоедов Помидора, Лимона и Вишен, а замок злых графинь превращает в веселый Дворец детей, куда огородные малыши ходят играть и учиться.

Декорации и костюмы изготавливали сами под руководством Клавдии Николаевны. Мне досталась роль молчаливого солдата Лимошки. С помощью папаши изготовил огромный меч с угрожающими зазубринами. Обернул серебряной бумагой. Шлем и кольчугу - тоже блестящие. И молчаливо стоял на страже у входа во дворец. Ре-петиции начинались ближе к вечеру в пристанской начальной школе, где и жила Клавдия Николаевна. Приходилось после школы, придя домой, опять бежать с новостройки до при-стани на каждую репетицию. Но ничего - ноги молодые. Спектакль представляли в доме культуры. Всех наградили призами. Мне достался альбом для рисования - очень солидный, с коричневыми пухлыми твёрдыми корочками. Я стал в него срисовывать картинки с учебника Родной Речи (зайчик под ёлочкой, мишка на дереве и так далее). Получалось неплохо. Чуть было не стал художником. Только альбом, сдав однажды на проверку, обратно не получил. Видимо понравились рисунки или маме или дочке Инне.

Мальчик - “Луковка” также преподал нам урок: социальной справедливости, добра и зла.

В 8-ом классе мы ставили военную пьесу. На сцене была импровизированная землянка с накатом из бумажных брёвен. Что то изображали командиры в плащ-палатках, солдаты с деревянными автоматами, медсёстры с зелёными сумками и красными крестами на сумках и рукавах. Мундиры были настоящие. Лично мне одолжил солдатскую форму Аркаша Филиппов, который только что демобилизовался из армии.

В 10-м классе под руководством классного руководителя Чернышовой Екатерины Васильевны осуществили постановку одного акта из пьесы М.Горького «На дне».

Действие пьесы происходит в ночлежном доме. Населяют его опустившиеся люди: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки. В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука. Лука - философ. Лука и шулер Сатин спорят о смысле жизни. Лука провоцирует Сатина на его монолог о Человеке. Человек, должен не отчаиваться, а, напротив, почувст-вовать свою ценность: «Человек — это звучит гордо!».

В этой пьесе довелось играть роль“ Клеща”. Слесаря, потерявшего работу. Сидел на нарах в лохмотьях и играл на гармошке «Подгорную». В то время ещё играл чуть чуть. К выпу-скному вечеру репетировали «Прощальный вальс» из кинофильма 1954 г. «Дочь степей» казахского режиссёра Шакена Айманова (слова нашёл в интернете - музыку нет. Жаль).

Так семья (трудом) и школа воспитали из нас «совков». Преданных христианским ценно-стям и моральному кодексу строителя коммунизма людей. К добру это или к худу?

Те постановки, которые осуществляют в настоящее время некоторые либеральные театра-льные деятели (любители свободы без границ), включая современные интерпретации классических произведений, на их взгляд авангардные, никак нельзя назвать культурой в том её изначальном смысле. А уж телевизионные дебаты (шоу) которые мы видим на ТВ-экранах, тем более, не похожи на культурное общение цивилизованных людей. Ладно бы “заграница”, а то ведь и наши родные там же. Кстати, сразу видно кто из них вышел из “совков” (более терпеливые), а кто из перестроечных либеральных времён (крикуны). Но это только моё личное мнение, как представителя “совковой” цивилизации. Николай Байчурин 6 декабря 2016 года.Стр. 2 Эта страничка эксклюзивно и приватно только для редакции, чтобы не попутали «прощальный вальс» коих много разных авторов отправляю текст того о котором идёт речь в моём рассказе: Прощальный вальсИз к/картины «Дочь степей» 1954 г.Музыка Е. Брусиловского, слова Д. Снегина У окна шумит над клёнамиВетер гулевой. Мне аллеями зелёнымиНе бродить с тобой.Клёны, ветер быстрокрылыйИ тебя я полюбила, Дивный город, разговоры, Вечер голубой. Расстаются и встречаются Юные сердца.И черты не забываются Милого лица.Я желаю в этот вечер Всем друзьям заветной встречи.Пусть студенческая дружба Длится без конца! Наступает час прощанья За окном заря, Наши сбудутся желанья, В добрый путь, друзья! Перед нами в мир дорога. За студенческим порогом Неизведанные дали, Степи и моря. Екатерина Васильевна Чернышова в 1955 году приехала в Нижнеангарск после окончания Воронежского пединститута (преподаватель русского языка и литературы и наш классный руководитель) и привезла эту песню. Я почему то всегда думал, что это их студенческая песня. А когда начал искать в интернете оказалось, что это вальс из кинофильма. Только через 60 лет докопался до истины. Пытался найти что-нибудь о судьбе нашей замечательной классной. Ничего нет. И тоже печально и горько. Слышал краем уха, что судьба у неё не очень сложилась. Что поделаешь –жизнь. Кстати похвальную грамоту за 4-ый класс мне вручал Козлов Николай Дмитриевич.А почётный диплом в честь 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали в 2014 году мне дедушке вручал Козлов Сергей Юрьевич – правнук Николая Дмитриевича.Поистине - земля круглая, а жизнь непредсказуемая штука.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: