Аудит расчётов по оплате труда
Выполнила:
Студентка АН-41,
Лузгачева М.М.
Г.
Аудит расчетов по оплате труда.
Необходимо проверить главные блоки расчетов по оплате труда:
— соблюдение штатной дисциплины и установленных должностных окладов, обоснованность оплаты труда по трудовым соглашениям, по совместительству;
— правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, выявляя при этом, имелись ли случаи приписок невыполненных работ, применялась ли аккордная система оплаты труда, выполнены ли аккордные задания к установленному сроку при сокращении нормативного времени и высоком качестве проведенных работ;
— порядок и обоснованность выплаты премий с анализом условий премирования.
Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и др., табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы (ф. № Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные и платежные ведомости (ф. № Т-49, Т-51 и Т-53), лицевые счета (ф. № Т-54) и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 68,69 70, 73, 76, 91, 94 и др. Главная книга, бухгалтерская отчетность, «Положение об учетной политике организации» и др. Задачами аудита расчетов с персоналом являются:
· подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;
· подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете-
· установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в бюджет, Пенсионный фонд РФ и других юридических и физических лиц;
· проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
· проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудиторы должны выяснить:
— какие формы и системы оплаты труда применяются в организации;
— имеются ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор;
— списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет расчета по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров; обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др.);
— осуществляется ли в организации выдача ссуд, продажа това-
ров в кредит, как оформляются эти операции, и др.
Достоверность произведенных работникам начислений заработ-
ной платы и других выплат (премий, материальной помощи, по
дарков и т. д.) проверяется, как правило, выборочно. Для этого в
выборку включаются данные по различным категориям работаю-
щих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов,
рабочих и др.), по основным видам начислений и по разным вре-
менным периодам (обычно за один месяц каждого квартала). Про-
верке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения и соответствие требованиям нормативных документов. При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий контрактов, а при сдельной — выполнение количественных и качественных показателей, правильность применения норм и расценок.
Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудиторы определяют, нет ли случаев включения в них подставных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам.
Методом арифметического контроля устанавливаются ошибки в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.
Следует обратить внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К ним относятся: выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), выплаты за непроработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.), оплата простоев, брака и др.
Эти выплаты должны быть подтверждены правильно оформленными первичными документами. Аудиторы осуществляют взаимную сверку показателей, указанных в первичных документах, с показателями, использованными для расчета конкретных выплат; определяют соответствие произведенных начислений требованиям законодательства и положению об оплате труда, действующему в организации; выполняют арифметический контроль показателей.
Аудиторы изучают также своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы подоходного налога, взносов в Пенсионный фонд РФ, задолженности по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, платежей по полученным ссудам, за купленные в кредит товары, по исполнительным листам и др.
Далее устанавливается соответствие указанных в учетных регистрах схем корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее схемам корреспонденции счетов, предусмотренных Планом счетов. Подтверждается соответствие данных аналитического и синтетического учета по начисленной, выплаченной и депонированной заработной плате. Для этого осуществляется арифметический контроль в разрезе табельных номеров и итоговых записей по расчетным ведомостям показателя «К выдаче», который определяется как разница между показателями «Итого начислено» и «Итого удержано». Сумма невыплаченной в конце месяца заработной платы должна соответствовать кредитовому сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Анализируя расчеты по возмещению работниками материального ущерба, аудиторы должны выяснить: причины возникновения ущерба (несоблюдение условий хранения товарно-материальных ценностей, отсутствие контроля за их сохранностью, несвоевременное или формальное проведение инвентаризаций и др.); полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам; соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения информации о фактах недостач, хищений, порчи ценностей.
Все процедуры по проверке оплаты труда и расчета с персоналом можно подразделить на пять групп:
—аудит оформления первичных документов;
—аудит системы начислений заработной платы;
—аудит обоснованности удержаний и применения льгот из заработной платы;
—аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета (журналов-ордеров);
—аудит расчетов по начислению платежей по единому социальному налогу и расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, с медицинским фондом по обязательному страхованию.
Все процедуры аудиторской проверки расчетов по оплате труда Должны быть отражены в рабочих документах аудитора с указанием допущенной ошибки и проверяемого документа.
Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки Расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, являются следующие:
— отсутствие документов, подтверждающих законность работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений и др.);
— ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);
— ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов и т.п.);
— неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх нормы естественной убыли в себестоимость продукции или за счет частой прибыли организации вместо отнесения их на виновных лиц.