СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению
детей с сезонными явлениями в природе
2. Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях
3. Сезонные явления в природе
4. Методы обучения детей сезонным изменениям в природе
5. Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
6. Календарь природы как средство закрепления знаний
7. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы на примере осени
Выводы
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Программа обучения и воспитания детей по ознакомлению с природой в детском саду построена с учетом принципа сезонности. В ней заложены возможности познания природы в строгой логической последовательности: от изменений в неживой (солнце, долгота дня, почва, вода) - к изменениям в живом мире (растения, животного) предполагает рассматривать его только во взаимодействии с неживым в природе.
|
Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.
В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.
Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.
Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению
детей с сезонными явлениями в природе
|
Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой и неживой природой, растительным и животным миром педагог использует различные формы работы: занятия, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения в повседневной жизни.
Значимое место отводится детским наблюдениям за природой, природными явлениями, самонаблюдению, экспериментированию, опытам, играм.
Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде.
Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой – день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет.
В процессе ознакомления закрепляется представление детей о зависимости сезонных изменений от солнечного света.
Под руководством воспитателя дети наблюдают за изменениями в живой и неживой природе в разное время года, обращают внимание на развитие растений и, как под влиянием солнечного света, тепла распускаются почки, появляются листья, трава, цветы. Растения, деревья – благодатный объект для познания, для развития системного мышления и наблюдательности ребенка в любое время года. Они всегда доступным взору, их можно потрогать и даже спрятаться под кроной дерева в жаркий солнечный день.
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
|
2. Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.
Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и во второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее.
Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В средней группе представления детей о свойствах и качествах «предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.
3. Сезонные явления в природе
Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. В умеренных широтах выражены закономерная повторяемость и последовательность времен года. Смена времен года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца при неизменном положении наклона земной оси к плоскости орбиты.
Поэтому изменяются высота Солнца над горизонтом, угол падения солнечных лучей на Землю, количество поступающей солнечной радиации. Положение Земли на орбите определяет наступление астрономических времен года. Однако астрономические сроки времен года не совпадают со сроками периодических изменений погоды и живой природы.
Например, лето начинается у нас не 22 июня, с началом астрономического лета, а раньше, и кончается оно не 23 сентября, а также раньше этого срока. Это обстоятельство заставило исследователей природы принять во внимание, кроме астрономических, другие показатели времен года.
Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.
Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты в жизни наблюдаемых объектов. Так, у деревьев и кустарников это будут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада.
Фенологические прогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогают полеводам выбрать для посева, нужные сорта растений, садоводам - защитить сады от губительного воздействия заморозков. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют установить сроки борьбы с вредителями культурных растений.
4. Методы обучения детей сезонным изменениям в природе
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
5. Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.
Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.
Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.
Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
6. Календарь природы как средство закрепления знаний
Ценным пособием для знакомства с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.
В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать л осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях.
Рис.1 Пример календаря природы
Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.
Рис.2 Наблюдение за природой
Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (6-7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут быть представлены условными изображениями.
Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей.
Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования - бумагу, карандаши или краски.
Оформляют календари природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней группой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых состояний погоды
7. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы на примере осени
Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Ознакомление с явлениями осенней природы младших дошкольников
Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы.Младших дошкольников учат замечать изменения погоды: солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе. Воспитатель обращает внимание малышей на то, что люди стали тепло одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Нужно указать ребятам на появление луж после дождя и подтолкнуть воспитанников к установлению причинно-следственной связи: прошел дождь — на земле лужи, выглянуло солнышко — лужи высохли.
Благодаря систематическим наблюдениям за дождем дети смогут понять появление снега: сначала дождь идет все чаще, затем он становится все холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лед. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти игрушки вертятся. После этого открытия воспитатель может предложить малышам подумать, почему качаются деревья. Наиболее яркие изменения происходят осенью в растительном мире.
В осенний период ребята наблюдают, как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствующих игр и наводящих вопросов педагога дети должны прийти к выводу, что у разных деревьев разная окраска листьев. Например, полезна игра "Найди такой же". Из похожих листьев одного дерева воспитатель делает карточки, перемешивает их и просит ребенка найти пару одной из вытянутых картинок. Опавшие же листья можно собрать для осеннего букета, который затем помещают в уголок природы.
Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Этому способствуют не только непосредственно слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они бегают по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию, что помогает им глубже прочувствовать красоту осенней природы. Много радости доставляют детям осенние цветы в цветнике (гладиолусы, георгины, астры, ноготки). Воспитатель отмечает отличия этих сортов от летних, а также демонстрирует ребятам, как выкапывать цветущие растения, пересаживать их в горшки, украшать ими помещение группы.
Также малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети убирают урожай овощей. Младшим дошкольникам показывают, что выросло на грядках к осени, предлагают самостоятельно выдернуть лук, морковь, свеклу.
Следует обращать внимание ребят на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая пернатых. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок прилетают разные птицы. Время от времени после наблюдения на прогулках воспитатель должен вывешивать в уголке природы картинки с изображением птиц, которых дети видели в этот день. Придя в группу, нужно спросить: "Кого мы сегодня видели на прогулке? Правильно, воробья. На этой картинке такой же воробей". Вскоре дети заметят, что видят все меньше птиц. Педагог объясняет им, что они собираются в большие стаи и скоро улетят в теплые края. Также малышам рассказывают (а впоследствии показывают), что старшие ребята будут подкармливать оставшихся, зимующих птиц. Младшие дошкольники вносят свой посильный вклад: собирают семена для зимней подкормки пернатых.
В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет берлогу.
Дождик, дождик, кап да кап! Мокрые дорожки.
Все равно пойдём гулять, наденем галошки.
В среднем дошкольном возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности.
Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают более глубокие (по сравнению с прошлым годом) причинно-следственные связи: солнце светит мало, поэтому стало холодно; птицам не хватает пищи, их надо подкармливать.
В то же время детям еще трудно определить переход от лета к осени по первым признакам. Приметы переходных сезонов (весны, осени) осваиваются медленнее, чем зимы, лета. Поэтому подготавливать дошкольников к усвоению этих понятий надо постепенно, на основе накапливания у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках каждого времени года.
Воспитатель, давая ребятам некие новые знания, опирается (вспоминает вместе с ними или рассказывает заново) на уже известные им факты.
К примеру, дети уже могут устанавливать последовательность: летний теплый дождь — осень, похолодание — холодный затяжной дождь — снег. Но еще не вполне могут связать эти изменения с солнечной активностью. Воспитатель же дает им задание: проследить, где раньше высохнут лужи — в тени или на солнце, после чего спрашивает, почему так происходит. Когда появляется иней (т. е. наступают первые заморозки), педагог обращает внимание на изменения почвы: стала твердой, ее сложнее вскопать. На вечерней прогулке дети начинают замечать, что солнце заходит раньше. После многократных наблюдений дошкольники смогут сделать вывод, что оно совершает определенный путь. Воспитатель сообщает им, что сейчас осень и путь солнца короче.
Также на прогулках педагог по-прежнему обращает внимание детей на листья деревьев. Как и в прошлом году, он пытается показать им красоту золотой осени. Параллельно с этим полезно проводить игры типа "Узнай дерево", "От какого дерева лист". Интересна и такая игра: дети изображают различные деревья, держат в руках листья. По заданию педагога они выполняют различные действия. Например, воспитатель говорит: "Дует сильный ветер и качает деревья". Дети начинают покачивать листья руками. "Закружились листочки" — все кружатся, подняв руки. "А теперь листочки полетели на землю" — ребята подбрасывают листья, приседают.
В это время года дошкольники собирают листья для букетов, а воспитатель попутно указывает им, что некоторые из них желтеют, краснеют или опадают раньше других, а некоторые, например листья сирени и дуба, долго остаются зелеными и не опадают.
В этом же возрасте дошкольники знакомятся с понятием "листопад". Ребята бегают по опавшим листьям, играют с ними. Уместно будет прочитать им соответствующее стихотворение.
Когда все листья опадут, целесообразно отвести детей на прогулку в парк, желательно с хвойными деревьями. Здесь ребята упражняются в узнавании деревьев без листьев, а также сравнивают убранство ели и сосны с другими деревьями.
На участке дошкольники сгребают опавшие листья, свозят в ямы, чтобы не было вредителей.
Для эмоциональной основы усвоения знаний воспитатель показывает картины об осени, читает стихи. Впечатления, полученные при наблюдении, следует закреплять в дидактических играх, на занятиях по изобразительной деятельности.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Продолжаются в средней группе наблюдения и за растениями цветника. Ребят надо подвести к выводу, что цветущих растений становится все меньше. Для лучшего ознакомления с осенними цветами можно провести с дошкольниками игру "Отгадай, что задумали" (дети должны описать цветущие растения). Целесообразно также проводить разнообразные дидактические игры.
Можно выкопать кустики астр, ноготков, бархатцев и перенести их в группу для дальнейших наблюдений. Также неплохо организовать сбор крупных семян растений цветника, например настурции и ноготков, чтобы дети могли сравнивать их. Необходимо показать, как собирать семена, научить отличать спелые от неспелых. После прогулки в группе семена рассматривают и сортируют.
Дошкольники среднего возраста уже могут активно принимать участие в сборе урожая. Воспитатель обращает внимание детей на то, что они хорошо ухаживали за овощными культурами, поэтому собрали хороший урожай. Также ребята учатся отличать зрелые овощи от незрелых плодов по величине, цвету, форме, плотности. Для закрепления знаний об овощах следует провести соответствующее занятие. Если есть возможность, надо побывать во фруктовом саду (или на участке) при сборе яблок. Дети полюбуются яблоками, ощутят их аромат; педагог объяснит дошкольникам, что яблоко спелое, если семечки у него темные.
Продолжаются наблюдения за птицами. На прогулке воспитатель просит постоять тихо, прислушаться к звукам в парке: "Что слышно? Поют ли птицы?", назвать их. Ребята рассматривают разных птиц, сравнивают по величине, окраске, повадкам, различают по издаваемым ими звукам. Воспитатель напоминает детям, что птицам в холодное время года очень трудно найти корм, поэтому их надо подкармливать. Дошкольники среднего возраста уже не просто наблюдают за подкормкой, а непосредственно участвуют в ней. Вместе с педагогом они определяют место для кормушек, а затем их вывешивают. Ежедневно, выходя на прогулку, дети запасаются кормом для птиц. Воспитатель также учит ребят подмечать, какая птица охотнее клюет тот или иной корм.
Постепенно ребята замечают, что совсем не видно насекомых: бабочек, жуков, кузнечиков. Можно предложить детям поискать насекомых под опавшими листьями, в щелях и трещинах коры, под камнями и подумать, почему они туда попрятались.
Также воспитатель отчасти напоминает, а отчасти рассказывает об изменениях в жизни лесных животных: белка запасает корм, еж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет свою шубку.
В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, с влиянием неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни ребенок уже способен сравнивать, обобщать признаки наблюдаемых предметов и явлений, самостоятельно мыслить. Развивается любознательность.
Уровень развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста достаточен для усвоения ими систематизированных знаний о сезонных изменениях в природе. Ребенку 5-6 лет доступно и осознание последовательности природных явлений. Поэтому в старшей группе у детей формируют обобщенное представление о временах года.
Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание дошкольников на признаки наступления этого сезона. Систематически (из окна комнаты, на прогулках и экскурсиях на природу) с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой.
Помимо уже привычных наблюдений (за длительностью светового дня, изменением температуры и активностью солнца), ведутся и новые. С помощью воспитателя дошкольники замечают, что в начале осени небо ясное с небольшими облачками, воздух прозрачный. В конце — небо серое, часто в тучах. Наблюдения ведутся до и после дождя, чтобы ребята четко осознавали его связь с тучами.
Вместе с воспитателем дети ежедневно отмечают силу и направление ветра. Поздней осенью внимание воспитанников фиксируется на том, что, когда они просыпаются утром, за окном темно. Подводите их к выводу, что дни стали короче (солнце всходит позднее, а садится раньше). Дети узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности погоды в данный сезон.
В этом возрасте они уже могут характеризовать состояние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнечная. Благодаря этим умениям, а также постоянным наблюдениям за погодой (утром и вечером заметно холоднее, чем днем; в середине и в конце осени холода усиливаются, лужи замерзают, крыши покрываются инеем) у детей формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том, что оно является источником света и тепла. Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года.
Для познания причин смены сезонов нужно провести игру, в которой отражаются действия, моделирующие движение земли вокруг солнца: "Почему наступает другой сезон?". Дети самостоятельно определяют связь между расположением земли относительно солнца и сезоном. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников о временах года необходимо читать художественную литературу: К.Д. Ушинского "Осень", Н.И. Сладкова "Осень на пороге", "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь" и др. В этих же целях хорошо зачитывать отрывки из соответствующих стихотворений и загадывать загадки.
Чтобы сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда существенно меняются условия жизни для живых существ, можно провести занятие "Осень", на котором дошкольникам предлагается объяснить пословицы, связанные с особенностями осенней природы.
Можно рассказать детям, что осенью один день бывает равен ночи, и он называется днем осеннего равноденствия. В это время года на вечерних прогулках уже видны звезды и луна. Нужно объяснить воспитанникам, что они находятся на небе всегда, хотя днем их не видно. Иногда их не видно и вечером, дети должны уметь связать это с облаками.
В целом в старшей группе у дошкольников формируют представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, о некоторых метеорологических явлениях, влияющих на процессы в живой природе.
Как и в прошлом году, воспитатель обращает внимание детей на изменения в окраске листьев и листопад.