ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ




Показать еще

 


В размещении живописных композиций в центральной части храма, как и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные, допускаемые церковными правилами варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.
В центре купола изображается Христос Вседержитель. Под Ним, по нижнему краю сферы купола, — серафимы (силы Божии). В барабане купола — восемь архангелов, небесных чинов, призванных блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил — райскую ветвь, Уриил — огонь. В парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов. с орлом; напротив, по диагонали, в юго-западном парусе, — евангелист Лука с тельцом; в северо-западном парусе — евангелист Марк со львом; напротив него, по диагонали, в юго-восточном парусе, — евангелист Матфей с существом в образе человека. Затем по северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов и святителей, преподобных и мучеников.
Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до нижней границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. Их высота, как правило, около 160 сантиметров. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали священных изображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами.
Северная и южная стены, кроме того, могут заполняться изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней части храма помещаются изображения «Христос и грешница» и «Спасение утопающего Петра». Над этими вратами принято помещать изображение Страшного суда, а над ним, если позволяет пространство, — образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества. На столпах в средней части храма, где они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе.
Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.
Помимо западных врат православные храмы имеют обычно еще два входа: в северной и южной стенах. Эти боковые входы могут означать Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе, через которые мы как бы входим в общение с Богом. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три — во образ Святой Троицы, вводящей нас в жизнь вечную, в Небесное Царство, образом которого является храм.
В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы — большой деревянный крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину — в рост человека.

Крест делается восьмиконечным, с надписью на верхней короткой перекладине «I Н Ц I» (Иисус-Назорей Царь Иудейский). Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости — останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку — образ Иоанна Богослова. Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божия такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова:
«Жено! се, сын Твой», и, обратясь к апостолу: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 26-27), тем самым восыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, все верующее в Бога человечество.
В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой (или налой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.
Аналой — вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на него Евангелия, Апостола или прикладывания к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение вообще духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Аналой используется и при многих других службах и требах. Он не является обязательным священно-таинственным предметом в храме, но удобства, которые аналой доставляет при богослужении, настолько очевидны, что его применение очень широко и практически в каждом храме есть несколько аналоев. Аналои украшаются одеждами и покрывалами того цвета, который имеют в данный праздник одежды духовенства.

Свечи и светильники

Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме — окна, лампады и свечи.
Богослужебный Устав предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других — только некоторой части, в третьих — полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.
Какие же светильники находятся в храме, что они символизируют?
В алтаре за престолом горят в особом светильнике — семисвечнике — лампады или свечи, лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по несколько лампад; кроме того, у икон ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи.
Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе — за литургией, а также перед чтением Евангелия, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди и Самого Христа, как Света от Света, как Света
истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех»
Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях (двусвечниках и трехсвечниках).
Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой.
Эта свеча знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей
принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в некоторые моменты богослужения находятся в руках священников. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами.
В центральной части храма из купола вниз спускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, — паникадило.
Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликадилами. Поликадила имеют от семи до двенадцати светильников, в то время как паникадила — более двенадцати.
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, также имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Божией Матери, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Притвор

Обычно притвор отделяется от храма стеной с западными вратами в середине. Само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части — трапеза, поскольку в древности в ней устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс — место для наказанных. На Западе эта часть храма получила название нартекса. Теперь практически почти все наши храмы, за редким исключением, имеют эту третью часть. Однако необходимо отметить, что древнерусские храмы, особенно Киевской Руси, имеют очень большие по объему притворы, занимающие до одной трети всего храмового объема, что было связано с большим числом оглашенных. В дальнейшем же притворы становятся все меньше. В шатровых столпных храмах XVI в. они практически отсутствуют. В храмах Нового времени притворы либо также отсутствуют, либо носят условный характер.
Сейчас у притвора имеется богослужебное назначение. В нем совершаются литии на великих вечернях и панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. Во многих храмах в притворе совершается также последование определенных частей вечерних богослужений.
В притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.
Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в нем находятся различные иконы. Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее. Притвор может устраиваться и под колокольней, если она вплотную примыкает ко храму.

Церковная паперть

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти. Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет весьма определенный смысл, так как является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. Паперть — это первое возвышение храма. Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, — это второе возвышение. Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, — это третье возвышение. Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу: первое — это начало духовной жизни, самый вход в нее; второе — подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина; третье — это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

Правила общения со священнослужителями

Общаясь со священнослужителями, верующему человеку следует соблюдать определенные правила, обусловленные саном священнослужителя.
Встретившись со священником или архиереем, следует испросить у него благословение (это традиционная форма приветствия). Наклонив голову и сложив руки перед собой ладонями вверх, следует сказать: «Благословите, батюшка» (или «Благословите, Владыко», при обращении к архиерею). Священнослужитель, особым образом сложив пальцы правой руки (символически изображая церковнославянские буквы имени Иисуса Христа), осеняет вас крестным знамением (крестит); это видимый знак призывания на вас благодати Божией. После осенения крестным знамением благословляющую руку священнослужителя следует поцеловать. Таким же образом благословение испрашивается и при прощании.
Некоторые не вполне церковные люди смущаются, когда им приходится целовать руку, к примеру, у молодого батюшки, который годится им в сыновья или внуки. Однако здесь нет ничего зазорного или унизительного: целуя руку священника или оказывая ему другие знаки почтения, мы прежде всего почитаем не собственно его как человека, а Божественную благодать, данную ему в Таинстве Священства, — ту спасительную силу Божию, которая через священника подает нам все необходимое для духовной жизни.
Обращаться к православному священнослужителю следует называя его по имени с прибавлением уважительного слова «отец» — «отец Петр», «отец Сергий» или же просто «батюшка». При этом имя священнослужителя следует произносить не по-мирскому, а в принятом Церковью прочтении: Иоанн, а не Иван, Сергий, а не Сергей. Возможно (хотя это выглядит несколько официально) обращение по сану: «отец диакон», «отец игумен», к старшему священнику храма — «отец настоятель».
Исключение составляет обращение к архиерею — его следует именовать «Владыко», по имени — «Владыко Александр» или же — в официальном общении или в переписке — «Ваше Преосвященство» (для епископов), «Ваше Высокопреосвященство» (для архиепископов и митрополитов) и «Ваше Святейшество» (обращение к Патриарху).
Обращение по имени и отчеству, употребляемое в обыденной жизни как свидетельство уважения, по отношению к священнику неприемлемо.
Обращение «святой отец» является западной католической традицией и у православных не принято. Называя так священнослужителя, мы показываем отсутствие у нас и духовной культуры, и простого чувства вежливости.

Правила поведения в храме

При посещении храма, как во время богослужения, так и во внебогослужебное время, следует соблюдать определенные правила поведения.
Прежде всего, посещение храма требует соблюдения некоторых правил выбора одежды.
• Одежда для посещения церкви должна быть скромной, неброской, ведь мы идем в храм для встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.
• Мужчина при входе в храм снимает головной убор, женщина же должна находиться в церкви с покрытой головой (в платке или в шапке). В холодное время допустимы и зимние шапки.
• Недопустимы для женщин в храме брюки или мини-юбки; не следует употреблять косметику, и в особенности губную помаду (тем более, если вы идете причащаться). И мужчинам, и женщинам даже в жаркое время желательно посещать храм в одежде с длинными рукавами. Чрезвычайно неуместно смотрятся в храме спортивные костюмы. Не разрешается входить в церковь в шортах или майках без рукавов.
• В то же время, если вы видите в храме человека, одетого не должным образом, не следует обращаться к нему со словами обвинения или поучения. Попробуйте тактично и доброжелательно объяснить ему, что в таком виде церковь посещать не следует; лучше сделать это тихо и наедине, не привлекая внимания окружающих. Если ваш совет не будет принят во внимание, спокойно отойдите и продолжайте молитву — вы сделали все, что могли, остальное уже от вас не зависит.
• Следует иметь в виду, что далеко не в каждом храме есть место, где можно снять и повесить зимнюю одежду, положить сумку; это тоже следует учесть, собираясь в церковь. Между тем в определенные моменты службы (когда мы подходим под помазание на всенощном бдении или идем причащаться на литургии) наши руки должны быть полностью свободны.
• При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм, — совершить три поясных (в праздники) или три земных (в обычные дни) поклона. Затем, пройдя вглубь церкви, следует приложиться (то есть поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи, чтобы поставить их перед святынями, а также подать записки, заказать поминовение и т. п.
• Не следует целовать священные образы непосредственно в лик (правила предписывают совершать целование в руку или ногу изображения), пытаться «перецеловать» изображения всех святых на иконе, как это делают некоторые прихожане из чувства «благоговения», или обойти с поклонами непременно все образа в храме — такое поведение не имеет ничего общего с искренним благочестием.
• Выбирая место для молитвы в храме во время богослужения, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие храм и обычно стоящие на одном и том же месте, начинают считать его «своим». В случае, если вы случайно «заняли» такое место и вас в этом упрекнули, лучше не вступать в дискуссию, а просто отойти в сторону — тем самым вы сохраните свое душевное спокойствие и уклонитесь от спора, участвовать в котором просто бессмысленно и крайне неприятно.
• Нужно отметить, что в некоторых храмах (в основном в монастырях) соблюдается старинное правило — мужчины в храме стоят на службе с правой стороны, а женщины — с левой; такому порядку, если вы его где-то встретите, удивляться не стоит. Иногда в монастырях (редко — в приходских храмах) соблюдается очередность и в подходе к кресту, и ко причастию — вначале мужчины, потом женщины.
• Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих или обращаться к ним с вопросами (вообще к соблюдению тишины в храме во время богослужения нужно относиться очень строго).
• Можно ли сидеть во время богослужения? Церковный Устав допускает сидение в определенные моменты богослужения, особенно если служба длится долго (к примеру, чтение кафизм на всенощном бдении). В то же время есть моменты богослужения, во время которых сидеть не полагается — чтение Евангелия или Великий вход на Божественной литургии. В любом случае, как говорил святитель Филарет, митрополит Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
• Во время богослужения лучше без крайней нужды не выходить из храма, не нарушать тишину и не расхаживать взад и вперед. Ставить свечи к образам также следует до начала службы или после ее окончания.
• Выходя по окончании службы из церкви, перед выходом надо перекреститься и поклониться, как при входе.
• Особый порядок необходимо соблюдать в такие моменты, как помазание на всенощном бдении, целование креста после Божественной литургии или раздача святой воды после водосвятного молебна (в особенности — в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня), после великого освящения воды. К сожалению, в подобных ситуациях люди зачастую забывают о подобающем благоговении, с которым следует себя вести себя в храме Божием, торопятся, толкают друг друга. Все это не только являет собой гнетущую картину, но и может вызвать серьезный соблазн у человека, лишь приходящего к вере, оттолкнуть его от посещения храма. Такое поведение иначе как греховным назвать нельзя; именно к нему относятся суровые слова апостола Павла: «ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Вообще, к сожалению, при посещении храма, в особенности в условиях большого города, следует быть готовым к нахождению среди большого количества молящихся и неизбежным вследствие этого неудобствам. Однако и в таких условиях каждому следует помнить слова святого апостола Павла, обращенные ко всем христианам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32).
• Фотографировать и делать видеозаписи в храме не следует (хотя канонических указаний относительно этого, по понятным причинам, не существует), однако допускаются исключения (например, при Крещении ребенка или венчании). В этом случае следует заранее обратиться к священнослужителю с такой просьбой, и лишь получив его благословение на съемки, приступать к ним, ведя себя при этом так, чтобы никому не мешать и никого не отвлекать от молитвы.
Вообще главное правило поведения в храме — никому не наносить вреда во время посещения храма церкви: ни своим высокомерием, ни разговорами во время службы, ни внешним видом, который будет смущать окружающих, ни чем другим.

Поделиться…

Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Схема православного храма Схема алтаря

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею(символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и лампада. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого.
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “ Горним местом ”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой - воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд, а также церковных сосудов и богослужебных книг.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма, которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева - икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери - северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей.
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви.
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника иликануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник, который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча.
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник, который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма.

См. также "Виды храмовой утвари", "Церковные облачения", "Виды церковных облачений ".

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: