Служ части речи: общ хар-ка.
Не наз-ют эл сит, а отраж отнош м\у ними или неск сит, могут уточнять знач членов предлож. Они неизменяемы все.
Предлог — это служ часть речи, кот служит для связи сущ, мест и числит с др словами в словосоч. Предлоги могут обозначать отнош м\у действ и О (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Союз — это служ часть речи, кот служит для связи однород членов предлож, частей слож предл, а также отдельн предл в тексте.
Частица — это служ часть речи, кот служ для выраж оттенков знач слов, словосочет, предлож и для обр форм слов.
Предлоги.
Отраж отн предм к др элем модел сит. Знач предлогов во многом совпад со знач пад. Появл с сущ и местоимен сущ.
Синт: отраж связь сущ с др членами предлож
Семантич классы:
1) прелоги, прид объектное знач. Опред по вопр косв. Падежей(вспомнить о друзьях)
2) определительное значение, опр по вопр КАКОЙ (шкатулка из малахита)
3) обстоят-ые: - способа действ (говорила с улыбкой)
- пространтсвенные напрв-я и места (шел из леса, около дома)
- временные (с…по -начало и конец врем отрезка, перед –время по отн к отрезку, в течение – отрез врем)
- причинные (вследствие занятости)
- цели (для пользы дома)
- уступительные (несмотря на, вопреки)
Способы обр: -непроизв (к,с,по,в)
-производные (морф-син – спустя, лексик-син – не смотря на )
Союзы. Сочинит союзы.
Соед эл модел сит, и сами ситуации. Синт: связь членов предл и предложений м\у собой.
Сочинит - соед равноправ эл(однор члены предлож или прост предлоги в слож контрукции). По значению:
- соединит (и,да, ни…ни)
-противительные(но,а,да)
-ограничительные(однако)
-возместительные(зато)
-противительно-следственные(а то, не то)
-сопоставительные(не только но и)
-разделительные – перед черед(то…то), перед исключ(или, либо)
-присоединительные(да и, причем)
4. Подчинит союзы. Объед неравноправ эл и служ для связи главного и придат предлож в сложноподчин конструкции. По значению: 1) изъяснительные вводят С и О, выраж придат предлож(ЧТО, ЧТОБЫ, ЛИ)
2) обстоятельственные вводят обстоятельство выраж придат предлож:
-времени(КОГДА, ПОКА, КАК ТОЛЬКО)
-обр действ(КАК)
-причины(ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК)
-цели(ЧТОБЫ, ДАБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ)
-следствия(ТАК ЧТО)
-условия(ЕСЛИ, КОЛИ)
-уступит(ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО)
Сравнения(КАК, ЧЕМ, СЛОВНО, ТОЧНО)
Частицы. Формообразующие и словообразующие частицы.
Вносит смысл оттенки в слово и предложение. Синт: учавств в обр слов и предложений.
Формообразующие: 1) част, участ в обр форм слов при аналит способе выраж грам знач (БЫ– образ сослагат накл, ДАВАЙ, ПУСТЬ - обр повелит накл ). 2) част, уточн знач граматич форм (БЫВАЛО - перед давнопрош время и конкретиз знач формы прош врем бр с помощью суф Л, -КА – вносит оттенок смягчения в форму повелит накл)
Словообразующие: образуют неопределенные местоимения и местоименные наречия: КТО-ТО, ГДЕ-НИБУДЬ.
Синтаксические частицы.
1) ФОРМАЛЬНЫЕ – главн задача – учасв в постр опред синтаксич конструкций
- сигналы чужой речи –МОЛ, -ДЕ.
-сигналы границы м\у главн и придат условным –ТО.
2) ЗНАЧИМЫЕ вносят доп смысл оттенки в предложение
1. Цель – выраз утвержд\отриц:
- утвердит в диалоге рыраж солг собесед, в монологе служат для одчерк мысли(ДА, АГА, ТОЧНО, ТАК)
-отриц в диалоге несогласие, в монологе для подчерк мысли(НЕ, НЕТ, ОТНЮДЬ НЕ)
2. Цель – выраз уверенность\неуверенность -вероятностные( ЕДВА ЛИ, ВРЯД ЛИ, АВОСЬ, ИСТИННО) Едва ли она соласиться
3. Цель – сигнализировать о перен исп языковой единицы – сравнительные( КАК, КАК БУДТО, РОВНО, ТОЧНО) За рекой как бы взлетали к небу огромные тополя и белел маленький дом
4. Цель – выразить эмоц отношение – эмоциональные ( УЖ, НЕ, ВСЁ, КАК, ВОТ ТО-ТО, ВЕДЬ, РАЗВЕ, УЖЕЛИ)(оценка может быть положительная (Какая прелесть!), отрицательная (Ну что ты всё ворчишь!), эмоциональный вопрос (Неужели получилось?)
5. Цель - выделить, подчеркнуть ситуацию или ее элемент.
- количественные ( ВСЕГО, ТОЛЬКО,ЛИШЬ,ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО) Всё сильнее ветер
-усилительные (ДАЖЕ, ЖЕ, И, ВСЁ-ТАКИ, КАК РАЗ). С их помощью говорящ подчрк сит или ее элем за счет сопоставл с чем-то подразумеваемым. И я сказал об этом
-указательные (ВОТ, ВОН)
-вопросительные (ЛИ, ЛЬ, УЖЕ, НЕУЖЕЛИ, РАЗВЕ) Не пора ли закончить разговор о семантических разрядах частиц.
Грамматические признаки частиц.
1) Словоизменительные.
- Давай давайте.
– Взять (употребл в форме сказ)
- Какой, какая (соглас с тем словом, кот эмоц выдел в тексте)
2) Словообразовательные
- морф-син (ВСЁ, ПРОСТО,ТОЛЬКО,ДАВАЙ, ЗНАЙ)
-лексик-син(ЧТО ЗА, НУ ДА, ВОТ ТО-ТО)
Место в предложении
-закреплено (ЖЕ-всегда после,ЧТО ЗА-всегда перед)
-частица – это нечленимое предложение (Ты расскажешь? –Едва ли)
Модусные части речи. Модальные слова.
Не наз-ют эл модел сит, не служат для связи слов. Помогают говорящему выразить себя в тексте открыто, непосредственно.
Семантика: выраж уверен(РАЗУМЕЕТСЯ, КОНЕЧНО)\неуверен(МОЖЕТ БЫТЬ, НАВЕРНОЕ).
Синт: не явл членами предлож. Могут быть нечленимыми предлож.
Словообраз.хар-ки: 1) морф-син(КОНЕЧНО, НАВЕРНО) 2)лексик-син(МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ).
Междометия.
Выраж эмоции и волизъявления прямо, а не через называния.
Семантич разряды: 1 )Эмоциональные (однозначные(увы), многозначные(ах, ой, эх)), 2) Императивные (призыв(ау,эй,алло), команда(пас, стоп), требование(тсс), воздействие на животных)
Словообразование: 1) Непрозводн (ой, ай, эх), 2) Производные (морф-синт(черт, боже), лекс-синт(черт возьми))
Синт роль: Если входят в состав простого прелож, то осл его структуру. Или могут явл самостоят нечлинимым предлож.
Примыкают звукоподражания (шумы и крики животных и тд). Звукоподражания переходят в междометные глаголы, которые использованы в роли сказуемого.