Сущность субтрактивного, образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место лишь при взаимодействии света с материальным телом, например: при смешении красок; при наложении прозрачных красочных слоев (лессировка, глубокая печать); при всех видах отражения и пропускания света.
Всякое хроматическое тело (краска, фильтр и др.) отражает (или пропускает) лучи своего «собственного» цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному.
Для получения всех цветов круга путем вычитательного смешения достаточно трех красок: красной, желтой и синей.
Основные первичные краски смешиваемые попарно дают промежуточные цвета: красная + желтая = оранжевый
Красная краска отражает красные цвета и цвета содержащие красный – это оранжевый и фиолетовый, остальные цвета поглащаются. Желтая краска отразит желтый цвет и содержащие его – это оранжевый и зеленый, остальные поглатит. Поскольку у желтой и красной краски есть общая оранжевая то ора и отразитс, т.е. будет видна, зеленая поглотится красной, а фиолетовая желтой.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
Для различения цветов решающее значение имеет их яркость. Это качество позволяет ориентироваться в цветовой картине мира даже существам, лишенным хроматического зрения.
Человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости. Приспособление глаза к различным уровням яркости называется адаптацией. Различают световую и темновую адаптации.
Световая адаптация означает снижение чувствительности глаза к свету в условиях большой освещенности. При световой адаптации функционирует колбочковый аппарат сетчатки. Практически световая адаптация происходит за 1 — 4 мин (например, при выходе из темноты на свет). Полное время световой адаптации —20—30 мин.
|
Темновая адаптация — это повышение чувствительности глаза к свету в условиях малой освещенности. При темновой адаптации функционирует палочковый аппарат сетчатки.
Яркость спектральных цветов, воспринимаемая глазом, зависит от цветового тона. Если разложить белый свет на спектр и измерить энергию лучей всех основных цветов, то получим равные величины. Иными словами, энергетическая яркость всех лучей спектра одинакова. Зрительно же мы оцениваем яркость спектральных цветов как весьма различную. Самым ярким (светлым) нам кажется желтый цвет, самым темным — красный и фиолетовый. Воспринимаемая глазом яркость спектральных цветов называется видностью.
При дневной и сумеречной адаптации видность цветов различна. Днем красный цвет кажется нам более ярким, чем синий и фиолетовый. В сумерках, напротив, красный сильно темнеет, а синий светлеет (относительно).
Многие закономерности восприятия цвета объясняются трехкомпонентной теорией цветового зрения. Согласно этой теории, в нашем зрительном органе существует три цветоощущающих аппарата: красный, зеленый и синий. Каждый из них под действием света возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волны излучения. Затем возбуждения суммируются аналогично тому, как это происходит при слагательном смешении цветов. Сумма возбуждений представляется нам ощущением того или иного цвета. Авторы этой теории — М. В. Ломоносов, Т. Юнг и Г. Гельмгольц.
|
Чувствительность глаза к цветовому тону зависит от положения цвета в спектре. Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра: от голубого до оранжевого. В области красного и фиолетового цветов разностный порог резко увеличивается, доходя до десятков и сотен нанометров.
5. Чрезвычайно важное значение для всех наших зрительных восприятий имеет явление цветовой индукции. Цветовой индукцией мы называем изменение характеристик цвета под влиянием наблюдения другого цвета, или, проще говоря, взаимное влияние цветов.
Различают два принципиально разных вида индукции: отрицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить темное и светлое пятно, то темное покажется еще темнее, а светлое — еще светлее, чем они есть на самом деле. При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их «подравнивание», нивелирование. Какая произойдет индукция — положительная или отрицательная,— это зависит от меры различия характеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится еще увеличить его; если же оно малозаметно, глаз уничтожает эту неболь шую разницу. В этой закономерности проявляется стремление наших органов чувств к определенности, ясности.
Цветовая индукция — причина множества явлений, объединяемых общим термином «контрасты». В научной терминологии под контрастом подразумевают вообще всякое различие, но при этом вводят понятие меры: например, между цветом чертежной и писчей бумаги — малый контраст, а между цветом угля и мела — большой контраст. Можно определить контраст как меру различия цветов.
|
Различают следующие виды контраста: по яркости, по насыщенности и по цветовому тону. Количественная мера контраста обозначается буквой К с индексами.
Яркостный контраст (Кв) характеризуется отношением разности яркостей пятен к большей яркости:
Контраст по насыщенности краски (Ки) характеризуется отношением разности величин насыщенности двух красок к большей насыщенности:
Контраст по цветовому тону (Кт) характеризуется величиной интервала между цветами в 10-ступенном круге:
Однако дифференциация контрастов по трем характеристикам неудобна на практике, так как ощущение цвета стремится к интеграции, суммированию всех его характеристик, и часто требуется обозначить разницу между цветами некоторой единой величиной, интуитивно понятной. Поэтому, согласно отечественным нормам, установлены обобщенные понятия о большом, среднем и малом контрасте между цветами. Содержание их раскрывается следующим образом.
1. Большой контраст:
а) большой контраст по цветовому тону при среднем и большом
контрасте по насыщенности и яркости;
б) средний контраст по цветовому тону при большом контрасте по
насыщенности или яркости.
2. Средний контраст:
а) средний контраст по цветовому тону при среднем контрасте по
насыщенности или яркости;
б) малый контраст по цветовому тону при большом контрасте по
насыщенности или яркости.
3. Малый контраст:
а) малый контраст по цветовому тону при среднем и малом кон
трасте по насыщенности или яркости;
б) средний контраст по цветовому тону при малом контрасте по
насыщенности или яркости;
в) большой контраст по цветовому тону при малом контрасте по
насыщенности и яркости.
В литературе контрастами часто называют явления индукции. Это терминологическая неточность. Контраст и индукция не одно и то же, поскольку контраст — мера индукции.
Различают одновременную и последовательную индукции.
Одновременная индукция наблюдается во всякой цветовой композиции при сопоставлении различных цветовых пятен. Фактически она происходит всегда, постоянно сопровождая процесс зрительного восприятия. Наличие контраста между пятнами необходимо для того, чтобы их увидеть. В этом смысле можно утверждать, что контраст — основное условие зрительного восприятия. Лучше всего одновременную индукцию наблюдать на примере цветных теней. Если осветить фон (экран) двумя источниками с разной цветностью, а затем поместить между источниками и экраном тенеобразующйй предмет, то тени окрашиваются в контрастные цвета, отличные от цвета источников. Например, от белого и красного источников тени будут не белой и красной, а красной и зеленой и т. д.
Последовательную индукцию- можно наблюдать на простом опыте. Если положить цветной квадрат (20X20 мм) на белый фон и фиксировать на нем взгляд в течение полминуты, то затем на белом фоне мы увидим цвет, контрастный цвету выкраски (квадрата).
Контрастные цвета близки к-дополнительным, но не совпадают с ними. Различие между контрастными и дополнительными цветами обусловлено физиологическими факторами — различной скоростью восстановления зрительного пурпура под действием разных лучей. По существу же и дополнительные и контрастные цвета в сумме дают ощущение белого, т. е. составляют некоторое предельное идеальное единство, которого требует глаз и на котором он успокаивается.
Рассмотрим основные закономерности отрицательной цветовой индукции.
Мера индукционного окрашивания может быть различной. На нее влияют следующие (главные) факторы.
1. Расстояние между пятнами. Чем меньше расстояние между пятнами, тем больше контраст. Этим объясняется явление краевого контраста — кажущееся изменение цвета к краю пятна.
2.
Четкость контура. Четкий контур увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический.
3. Отношение яркостей цветовых пятен. Чем ближе значения яркости пятен, тем сильнее хроматическая индукция. И наоборот, увеличение яркостного контраста приводит к уменьшению хроматического. Таким образом, яркостный и хроматический контрасты — антагонистичны. (Вторую и третью закономерности легко проследить, наблюдая явление флоркон-траста. Если прикрыть калькой или папиросной бумагой черное пятно на красном фоне, оно покажется зеленым. Индукционное окрашивание черного пятна усиливается за счет уравнивания яркостей пятна и фона и размывания контура пятна.)
4. Отношение площадей пятен. Чем больше площадь одного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукционное действие.
5. Насыщенность пятна. Насыщенность пятна пропорциональна его индукционному действию.
6. Время наблюдения. При длительном фиксировании пятен контраст уменьшается и может даже исчезнуть совсем. Лучше всего индукция воспринимается при быстром взгляде.
7. Область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна. Периферические области сетчатки чувствительнее к индукции, чем центральная. Поэтому отношения цветов более точно оцениваются, если смотреть несколько в сторону от места их контакта.
В практике нередко возникает задача ослабления или устранения индукционного окрашивания. Этого можно достичь следующими способами: а) подмешиванием цвета фона в цвет пятна; б) обведением пятна четким темным контуром; в) обобщением силуэта пятен, сокращением их периметра; г) взаимным удалением пятен в пространстве.
Мерой индукционного действия данного цвета служит количество его, которое нужно подмешать к равно яркому серому, чтобы он казался серым. Такие измерения удобно производить на вертушке Максвелла. Составляется комбинация из двух дисков данного цвета и кольца между ними. Кольцо составляется из равно яркого серого и данного цвета. Запустив вертушку, следует добиться такого положения, чтобы серое кольцо не приобретало оттенок контрастного цвета, а казалось серым. Степень раскрытия цветного диска в подмеси к серому будет служить мерой индукционного действия данного цвета.
Отрицательная индукция может быть вызвана следующими причинами:
1) местной адаптацией — снижением чувствительности участка сетчатки к фиксируемому цвету, в результате чего цвет, который наблюдается вслед за первым, как бы теряет способность интенсивного возбуждения соответствующего центра. Это воспринимается глазом как сдвиг цветового тона в сторону цвета, контрастного к индуцирующему. Даже если наблюдаются два цвета одновременно, глаз движется по полю зрения скачкообразно, т. е. фактически восприятие двух цветов происходит раздельно во времени;
2) автоиндукцией, т. е. способностью органа зрения в ответ на раздражение каким-либо цветом продуцировать противоположный цвет. Глаз как бы сам стремится замкнуть цветовой круг и уравновесить возбуждения трех цветоощущающих аппаратов.
Изложенные объяснения цветовой индукции принадлежат Э. Герингу. Впервые гипотезу об автоиндукции высказал И. В. Гете в начале XIX в.
Г. Гельмгольц предложил объяснение индукции психологическими причинами: склонностью преувеличивать разницу между предметами, плохой памятью на цвета и некоторыми другими.
Существенное влияние на зрительные восприятия оказывают психические факторы.
Кора головного мозга теснейшим образом связана с органом зрения человека: в ней происходит переработка сигналов, поступающих от наружных рецепторов (глаз). Кроме того, сама сетчатка является как бы «отростком» коры мозга, или частью коры, выдвинутой на периферию. Поэтому высшая нервная деятельность и деятельность органа зрения во многом сходны и оказывают сильное влияние друг на друга. Об этом свидетельствует прежде всего справедливость основных законов психики также и для зрения (и других органов чувств). Из общих закономерностей психической и рецепторной деятельности назовем следующие.
1. Закон Вебера — Фехнера. Его называют основным психофизиологическим законом. Сущность его заключается в том, что ощущение пропорционально логарифму раздражения. Иными словами, если какой-либо раздражитель возрастает в геометрической прогрессии, то ощущение от него возрастает всего лишь в арифметической. Свойство органов чувств, выражаемое законом Вебера — Фехнера, служит надежной охраной организма от разрушения чрезмерными раздражителями, оно является как бы защитным барьером между внешней средой и организмом. В зрительных процессах это свойство проявляется особенно сильно при восприятии светлоты и яркости.
2. Раздражение и торможение. При зрительных восприятиях постоянно происходят противоположно направленные процессы, аналогичные раздражению и торможению в коре головного мозга. Это проявляется в антагонизмах палочкового и колбочкового аппаратов, в расширении и сужении зрачка, в цветовой индукции и т. д.
3.
У слоеные рефлексы. В процессе приспособления к окружающей среде у человека вырабатывается ряд условных рефлексов. Некоторые из них складываются в самом раннем возрасте и отличаются большой устойчивостью. Восприятие цвета связано со множеством условных рефлексов, оно складывается постепенно под действием как физических, так и психических факторов. Одним из самых удивительных и необходимых свойств цветового зрения является способность глаза различать локальную окраску предмета при любом освещении, т. е. автоматически устранять влияние освещения на цвет предметов. Это называется законом постоянства (константности) цвета. Так, листва деревьев представляется нам зеленой и на рассвете, и в полдень, и на закате, хотя цвет листьев в эти часы дня неодинаков. Какова бы ни была цветность освещения, глаз вскоре перестает ее замечать, происходит нивелирование цветности, т. е. освещение воспринимается как близкое к среднему дневному (конечно, при небольшой насыщенности цвета освещения). Если бы вместо глаз снабдить человека спектрофотометром, он бы не сумел распознавать окраску предметов в разных условиях освещения, так как спектры при этом существенно изменяются. Такой орган зрения не мог бы быть для человека надежным передатчиком информации из окружающей среды.
4. Оптические иллюзии. Самым наглядным доказательством связи зрения с психикой служат оптические иллюзии. Прежде чем возникнет зрительный образ, сигналы внешнего мира должны подвергнуться сложнейшей многоступенной переработке на трех уровнях: в сетчатке глаза, в проводящих нервах, в коре головного мозга. На этом третьем, высшем этапе зрительная информация вступает во взаимодействие с информацией других органов чувств и на переработку ее влияют память, воображение, различные стереотипы восприятия и многие другие факторы психической деятельности. Все это приводит к возникновению оптических иллюзий и может вызывать различные индивидуальные особенности зрительных восприятий. Явление оптических иллюзий с древних времен внушало людям глубокие сомнения в достоверности показаний органов чувств и приводило многих философов к ложным выводам о непознаваемости внешнего мира. Современное материалистическое естествознание решает вопрос об иллюзиях в оптимистическом плане: иллюзии зрения — это факт, который следует изучать и использовать практически; знание природы иллюзий может предохранить нас от ошибок в познании и деятельности, но наличие иллюзий не должно подрывать доверия к органам чувств,
5. дающим в целом верную информацию о действительности. Наиболее распространенные иллюзии: иллюзия контраста, перспективы; переоценка вертикали; изменение пропорций от направления линий на форме; иллюзия изломов формы; приписывание свойств целого его части; недооценка протяженности пустого пространства; деформация на фоне штриховки; иррадиация (переоценка размеров светлого пятна на темном фоне).
6. 5. Влияние побочных раздражителей на чувствительность к различным цветам. Работами ряда физиологов (Урбанчич, Кравков, Кениг и др.) установлено, что раздражители, возбуждающие симпатический отдел вегетативной нервной системы, повышают чувствительность зрения к зелено-синим цветам и снижают к красно-оранжевым. К таким раздражителям относятся шумы, тепло, вкус сладкого, запахи розмарина и герани, кофеин, адреналин и другие вещества. Раздражители, возбуждающие парасимпатический отдел, повышают чувствительность к красно-оранжевым цветам и снижают к сине-зеленым. Согласно исследованиям Л. А. Шварц, к таким раздражителям относятся гармонические звуки, положительные эмоции, веронал, пилокарпин, усиленное дыхание. Иными словами, любое воздействие, оказываемое на человека, так или иначе влияет на его цветоощущение, причем повышение чувствительности к красно-оранжевым цветам происходит одновременно с понижением чувствительности к сине-зеленым, и наоборот. По данным С. В. Кравкова, чувствительность к желтому цвету и крайним спектральным не подвержена изменениям от побочных раздражителей.
7. В заключение отметим, что каждое восприятие включает в себя и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. В восприятии преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.
![]() |