Судьба исполнительницы главной роли Вивьен Ли




История цензуры во время съемок фильма и после

Еще до начала съемок глава Американской ассоциации художественных фильмов Джозеф Брин сказал продюсеру, что пьеса не выйдет на экран, если не будет удалена значительная часть сцен и диалогов. Прочитав сценарий, 28 апреля 1950 г. Брин написал записку в компанию WarnerBrothers: ему придется удалить намек на «подразумеваемое сексуальное извращение» в реплике Бланш о ее молодом муже и «намек на нимфоманию в отношении самой Бланш». Брин также предсказывал проблемы со сценой изнасилования и предлагал несколько вариантов, в том числе тот, в котором Бланш сама придумала это изнасилование, а Стэнли доказал, что он этого не делал.

В процессе переговоров между цензорами и студией Брин в конце концов сдался, поскольку и Казан и Уильямс твердо стояли на первоначальном варианте сценария, a WarnerBrothers отстаивала проект — и солидное капиталовложение, которое студия не могла себе позволить потерять. Однако Брин все же выиграл в споре об изнасиловании: он убедил Казана, что нужно наказать Стэнли в финале тем, что он потеряет любовь Стеллы. Пусть она шепчет своему ребенку: «Мы никогда не вернемся. Никогда, никогда не вернемся, никогда не вернемся», — решил глава Американской ассоциации художественных фильмов.

Как только фильм получил одобрение Джозефа Брина, режиссер переключился на другие проекты, однако компания WarnerBrothers узнала, что Общество добродетельных католиков (ОДК) собирается присудить фильму код «С» (запрещено), что лишило бы его многих зрителей. По просьбе WarnerBrothers Казан встретился с представителем ОДК отцом Патриком Мастерсоном, который заявил, что он, не будучи цензором, не имеет права указывать режиссеру, что делать. После этих слов можно было, казалось бы, перестать волноваться о судьбе кинокартины.

Однако в кинопроизводстве существует еще один этап цензуры художественных фильмов, который ни Казан, ни Уильямс не приняли во внимание. Студия имеет право без разрешения сценариста или режиссера вырезать любые сцены из фильма после окончания съемок. Привилегию вносить изменения в картину после завершения съемок назвали «правом последних ножниц».

После того как Общество добродетельных католиков выдвинуло WarnerBrothers свои требования, студия решительно вырезала сцены из той версии фильма, которую Казан и Уильямс сочли окончательной. Были удалены крупные планы, чтобы отношения между Стеллой и Стэнли не выглядели чересчур страстными; также были вырезаны слова, произнесенные Бланш «в губы», когда та предлагает разносчику газет поцеловать ее. Цензоры вырезали упоминания о сексуальной неразборчивости Бланш и реплику Стэнли, произнесенную перед сценой изнасилования Бланш: «А почему бы и правда не побаловаться с вами… что ж, пожалуй, вполне сойдете…», а также большую часть самой сцены изнасилования.

В 1993 г. в рецензии на восстановленную версию фильма кинокритик Роджер Эберт заметил, что вырезанными оказались те пять минут фильма, в которых заключалась большая часть всего эмоционального воздействия.

Когда «Трамвай „Желание“» впервые вышел на экран, вокруг картины разгорелось множество споров. Критики заявляли, что фильм аморальный, декадентский, вульгарный и греховный — и это уже после того, как по настоянию WarnerBrothers были вырезаны все спорные кадры. Элиа Казан, режиссер фильма, боролся за восстановление этих кадров — и проиграл. Многие годы пленка длиной в пять минут считалась утраченной. Однако реставрация 1993 г. вернула ленту к версии Казана, и теперь мы можем увидеть, насколько, на самом деле, дерзким был этот фильм.

 

Судьба исполнительницы главной роли Вивьен Ли

Считалось, что ошеломительный успех картины обернулся для исполнительницы главной роли тяжёлой болезнью и преждевременной смертью. Однако после ухода актрисы из жизни было найдено и другое объяснение ее болезни.

Фильм «Трамвай „Желание“» стал знаковым для исполнительницы роли Бланш Вивьен Ли. Актриса, которая всю жизнь переживала, что из-за необыкновенной красоты ее не воспринимают всерьез, продемонстрировала, по оценке критиков, одно из самых заметных перевоплощений. Эта роль принесла ей славу величайшей актрисы — и свела с ума.

Английская красавица Вивьен Ли признавалась позднее, что чувствовала себя чужой в компании нью-йоркских театральных актеров. Но режиссер умело использовал и даже усиливал эти ощущения, чтобы показать на экране медленно подступающее безумие героини Ли. Эти артистические переживания наложились на проблемы с психикой, которые преследовали актрису в то время: после съемок она перестала отличать свою жизнь от истории Бланш. Переживания главной героини пьесы Уильямса, связанные с невозможностью реализации в качестве жены и матери, были близки исполнительнице этой роли: весной 1945 года, во время съемок фильма «Цезарь и Клеопатра», Вивьен Ли узнала, что ждет ребенка. Однако беременность печально прервалась раньше срока, после чего любимица миллионов впала в тяжелейшую депрессию. Расстройство психики вылилось в маниакальные приступы: актриса впадала в состояние гиперактивности, зачастую переходившее в агрессию. В такие моменты окружающих шокировала ее сексуальная расторможенность. Когда психоз проходил, актриса вновь возвращалась к своему нормальному состоянию, не помня о том, что произошло, но отправляя письма с извинениями своим знакомым, ставшим свидетелями ее приступов.

Со временем состояние звезды ухудшалось, припадки становились все чаще, а проблески между ними — все короче. Каждая ссора с любимым мужем Лоуренсом Оливье все больше приближала Вивьен Ли к безумию. Тяжело переживая происходящее, Вивьен Ли согласилась на тяжелые сеансы электрошоковой терапии — единственное средство, которое на тот момент могла предложить медицина.

К несчастью, лечение приносило только временное облегчение. Впрочем, актриса не особо прислушивалась к рекомендациям врачей, убежденная, что ей способна помочь только любовь мужа. Она не оставляла надежды родить Лоуренсу Оливье ребенка, но все ее беременности заканчивались безуспешно.

В перерывах между помутнениями Вивьен Ли снималась в фильмах и выступала в театре. Каждая ее работа признавалась гениальной и вызывала восторги зрителей и критиков. Но приступы становились все чаще и продолжительнее, репортеры смаковали «странности» актрисы и ее душевное здоровье, и Оливье в конце концов отчаялся и подал на развод.

Вивьен Ли выходила на сцену до последнего дня, находя единственное утешение в искусстве. Врачи настаивали на завершении ее актерской карьеры, считая, что сценические перевоплощения могут фатально отразиться на ее состоянии, однако Ли никого не слушала. Если приступ заставал ее на сцене или на киносъемках, она начинала называть партнера именем мужа. За несколько дней до кончины Вивьен Ли исчезла. Подруга нашла ее сидящей в парке на скамейке. Актриса прижимала к груди свои украшения, качала их, словно ребенка, и безутешно плакала. 7 июля 1967 года в возрасте 53 лет актриса скончалась в одиночестве в своем доме. Официальная причина ее смерти – тяжелая форма туберкулеза легких.

Уже после смерти Вивьен Ли выяснилось, что психическое расстройство вызывало лекарство, назначенное ей от туберкулеза.

 

 

Фильм «В порту» (1954) [к просмотру]

Кадр из фильма «В порту»

 

Фильм «В порту» вышел на экраны в 1954 году. Считается, что он стал лучшей работой Элиа Казана. Реализм натурных съемок, визуальное мастерство, прекрасный актерский ансамбль стали основой для создания выдающейся кинокартины. В 1955 году фильм «В порту» завоевал восемь премий «Оскар» и закрепил за Казаном статус одного из лучших кинорежиссеров 1950-х годов.

В центре мрачной драмы о коррупции в профсоюзах грузчиков — фигура бывшего боксера (Марлон Брандо) — человека туповатого и малограмотного. В фильме ему предстоит пережить преображение благодаря силе любви. Тема пробуждения и человеческого роста воплощена в истории портового грузчика, вступившего в неравную борьбу с всесильным боссом и его шайкой.

Сюжет фильма основан на серии из 24 статей, опубликованных журналистом Малькольмом Джонсоном в газете «The New York Sun» под общим названием «Преступление в порту». В 1949 году Джонсон получил за эту серию статей Пулитцеровскую премию.

 

Кадр из фильма «В порту»

В среде докеров в припортовых кварталах царит «кодекс молчания», который вызван неприятием доносительства, страхом потерять работу и боязнью перед громилами главаря-начальника порта, который не пощадит никого, кто осмелится угрожать его власти. Местный священник пытается настроить инертную толпу на борьбу, но отклик находит лишь среди единиц.

Один из докеров, вопреки установившемуся в сообществе табу, встречается со следователем и рассказывает о том, что происходит в порту на самом деле, и на другой день, сброшенный с крыши, погибает. Портовый рабочий Терри Мэллоу оказался втянут в это преступление, что приносит ему расположение со стороны преступной группы. Однако он несколько удручен своим непреднамеренным участием в убийстве докера. В его медлительной и черствой душе начинается процесс перерождения. Зажигательные речи пастора и слезы сестры погибшего пробуждают в нем совесть. Один из конфликтов сюжета заключается в том, что Чарли, старший брат Терри — адвокат и правая рука негодяя-главаря. В одной из сцен Терри, уже твердо вставший на путь борьбы с поработителем, приходит к роковому осознанию того, что Чарли колеблется между братским долгом и служением боссу, но Чарли спасает брата, за что расплачивается жизнью.

Моральный аспект картины также передает сцена, в которой священник останавливает Терри, не давая ему убить главаря, поскольку такой поступок был бы проявлением дикости со стороны героя, вставшего на путь исправления. Однако, говоря с Терри на понятном ему языке, священник убеждает его, что главарь выстрелит первым, — и на этот раз преступление бандита будет в пределах самообороны, а значит, все их усилия, в том числе братское самопожертвование Чарли, окажутся напрасны.

 

Кадр из фильма «В порту»

Терри даёт показания в суде, чего так боялся главарь, и тот перестает с прежней яростностью унижать и подавлять рабочих — потому что любое новое обвинение означает для него попадание за решетку. Терри возвращается домой, идёт в док и в глазах бывших товарищей видит презрение. Для них он — по-прежнему «паскуда».

 

 

Список использованной литературы

1. 100 years of movie stars, Independent, 25 January 2010

2. Amid Protests, Elia Kazan Receives His Oscar. NYT, March 22, 1999

3. Elia Kazan, Influential Director, Dies at 94, NYT, Sept. 28, 2003

4. Elia Kazan receiving an Honorary Oscar, YouTube.com

5. 186 фактов о фильме «В порту» // https://smartfacts.ru/movie/2345-v-portu

6. Андреев Л. Г. Зарубежная литература XX века: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2004. — 559 с. 2004

7. Дон Б. Соув. 125 Запрещенных фильмов: цензурная история мирового кинематографа

8. Как создавался фильм «В порту» (OntheWaterfront, 1954) // https://re-movie.ru/on-the-waterfront

9. Литература США // https://sci.house/zarubejnaya-literatura-scibook/literatura-ssha-23735.html

10. Тихонова В. Роковая роль Вивьен Ли: съёмки в Трамвае «Желание» довели актрису до безумия// https://www.eg.ru/culture/65125



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: