1. Электронная презентация создается в редакторе Power Point и является иллюстративным материалом к докладу при защите исследовательского проекта. Презентация представляет собой совокупность слайдов, раскрывающих основное содержание избранной темы.
2. Электронная презентация состоит не более чем из 15 слайдов и имеет следующее содержание:
Первый слайд: титульный лист с указанием наименования образовательной организации, темы исследовательского проекта, Ф.И.О. студента, учебной группы, специальности, Ф.И.О. руководителя.
Второй слайд: цель и задачи исследовательской работы.
Третий слайд: актуальность темы, объект и предмет исследования.
Четвертый – предпоследний слайды: содержание работы, основные результаты проведенного анализа исследуемой области, выводы. Результаты могут быть представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем, которые размещаются на отдельных слайдах и озаглавливаются.
Последний слайд: характеристика используемой литературы.
Цветовой фон слайдов подбирается так, чтобы на нем хорошо был виден текст.
Материал, используемый в докладе, презентации должен строго соответствовать содержанию исследовательской работы.
На защиту исследовательской работы отводится до 7 минут.
Пожелания:
1. Произносить надо немногим более текста слайда.
2. Нельзя отвлекаться от темы текущего слайда.
3. Текстом желательно владеть, не допускать больших пауз.
4. Желательно обойтись без «эээ». Лучше сделать маленькую паузу и перевести дыхание.
5. Пользуйтесь указкой. Это лучше выглядит, чем показывать пальцем.
6. Будьте уверены, но не самоуверенны.
7. Все объяснения должны быть логичны, кратки и понятны.
Приложение 5
Структура индивидуального учебного исследовательского проекта
Индивидуальный проект – это научно-исследовательская работа, поэтому в ней обязательно наличие объекта исследования и предмета исследования (указываются во введении).
Основным отличием предмета исследования от объекта исследования является то, что под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.
В индивидуальном проекте обязательно наличие исследования и его результатов, это не должен быть рассказ по теме или реферат.
План индивидуального проекта
Введение
Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.
Раздел 1
Раздел 1 индивидуального проекта - это теоретический раздел, состоящий из двух параграфов.
Раздел 1 пишется в форме литературного обзора. Основные задачи литературного обзора – раскрыть степень научной разработанности различных проблем, связанных с темой исследования, сравнить альтернативные точки зрения, сформулировать собственную позицию.
Литературный обзор – это не переписывание литературных и прочих источников, а их анализ, сопоставление позиций различных авторов. Обязательна корректная расстановка ссылок, точное указание фамилий и инициалов ученых, использование как отечественных, так и зарубежных (переводных) источников. Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.
Параграф 1.1 как правило посвящается уточнению понятия объекта, а параграф 1.2 посвящается предмету исследования.
Раздел 2 индивидуального проекта - это методика и результаты исследования.
Параграф 2.1 Методика исследования.
Параграф 2.2 Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала по теме исследования, а также включает в себя предложения автора по цели исследования.
Работая над основной частью индивидуального проекта, студент должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений.
Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.
Заключение
В заключении индивидуального исследовательского проекта студента (учащегося) отражаются выводы по проведенному исследованию; анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.
Также, можно указать в какой области могут быть применены результаты проведенного исследования, будет ли расширено или продлено исследование в рамках данного индивидуального проекта.
Элемент введения | Комментарий к формулировке - обосновывается актуальность выбранной темы (статистика, использование передовых методов и т.д.); - формулируется проблема, которую обучающийся должен решить в данной работе; - определяются цель и задачи исследования; - описываются методы исследования; |
Актуальность темы | Почему это следует изучать? Раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности. определяется следующими факторами: - степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах); - уровнем готовности общества к разрешению возникших проблем. Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения. Актуальность выбранной темы, подтвержденная статистикой - |
Цель исследования | Какой результат будет получен? Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Это желаемый, конечный результат исследования (это ответы на вопросы что? (хотели исследовать) – как? (планируете это делать: сбор информации, выполнить, обработать) – зачем? (т.е. мотивация, обоснование). Цели могут быть исследовательские (выявление факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешное обучение). Достижение исследовательских целей создает условия, позволяет выявить средства достижения практических целей. Цель напрямую зависит от темы. Например: «Цель исследования – разработать презентацию на тему: «Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья», направленную на пропаганду здорового образа жизни молодежи. |
Объект исследования | Что будет исследоваться? Дать определение явлению или проблеме, на которое направлена исследовательская деятельность. |
Предмет исследования | Как и через что будет идти поиск? Дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения явления или проблемы. |
Гипотеза исследования | Что неочевидно в исследовании? Утверждение значимости проблемы, предположение, доказательство возможного варианта решения проблемы. |
Задачи работы | Как идти к результату? Определяются исходя из целей работы и в развитие поставленных целей. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы. Рекомендуется сформулировать 3 – 4 задачи. Это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются изучение сущности явления, выявление условий и факторов их определяющих, знакомство с методикой работы. Для достижения цели ставится 3 задачи. Например: «Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать основные понятия и положения, рассматриваемые в работе (здоровый образ жизни, здоровье, личное здоровье); 2. Разработать презентацию на тему: «Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья». На основании выбранной Вами и вашим преподавателем, сформулируйте задачи исследования: |
Методы исследования | Как изучали? Краткое перечисление методов через запятую без обоснования. Методы исследования – это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями исследования: - метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента; - экспериментальные методы включают лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях; - социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов); - статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом; - логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез. Например: Методы исследования: - интервью, анкетирование, беседа; - собственные наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со стороны исследователя); - анализ и синтез. |
Теоретическая и практическая значимость исследования | Что нового, ценного дало исследование? Формулировка теоретической и практической значимости не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. Практическая значимость (ценность) работы – определяется наличием презентации (буклета, листовки, памятки, плаката, стенгазеты и тд.). |
Структура работы (завершающая часть введения) | Что в итоге в работе/проекте представлено. Краткое изложение перечня и/или содержания глав работы/проекта. |