Список использованных документов и источников информации




Содержание

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цель проекта

4. Задачи проекта

5. Содержание проекта

6. Этапы проекта

7. Ожидаемые результаты

8. Список использованных документов и источников информации

 

Введение

Культурное и историческое наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.

Однако в силу многих причин большая часть культурного и исторического наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния регионального исторического наследия наших предков и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения культурно – исторического наследия приобретает важный характер. Для нас таким культурно – историческим объектом является древнее городище Тубылгытау.

Есть в Новошешминском районе небольшое селение со звучным тюркским именем Тубылгы Тау. Раскинулось оно на крутом берегу Шешмы чуть поодаль от бывшего Сибирского тракта - трассы, соединяющей ныне столицу республики с Альметьевском. Любого гостя сельчане встретят хлебосольно и в первую очередь поведут к местной достопримечательности - высокому холму «Кала башы», нависшему над тем местом, где река делает резкий изгиб и откуда открывается удивительно живописный вид на округу. "Кала башы" в переводе с татарского означает "место, откуда начинается город", так тубылгытауцы называют территорию древнего городища.

Для контроля за водными магистралями, открытыми участками местности были возведены многочисленные крепости, а координирующую роль здесь, считается, играла крепость Тубылгы Тау. Это городище булгарской, а позже - золотоордынской эпохи. Даже на земле Татарстана, имеющего многовековую историю, не так уж много древних городищ 700-летнего возраста и Тубылгы Тау входит перечень городов Волжской Булгарии, упоминаемых в летописях X-XIII вв..

Площадь городища - почти 20 тысяч квадратных метров. И кладбище древнего города раскинулось на большой территории. Здесь сохранились надмогильные камни 1350 года. И найден фундамент древнего мусульманского мавзолея.

В 2000 году в Тубылгы Тау приехала экспедиция татарстанских археологов под руководством Альберта Бурханова. В результате раскопок археологи установили, что здесь, на обрывистом мысу когда-то возвышалась крепость, обнесенная валом с бревенчатыми стенами, окольцованная двойными глубокими траншеями, следы которых ведут к реке. Судя по всему, строители крепости использовали воды Шешмы для защиты городских стен.

Как утверждают археологи, крепость погибла в огне пожара при вражеском штурме. Только было это, видимо, еще задолго до прихода сюда русских войск Ивана Грозного. В ходе раскопок оборонительных сооружений найдены фрагменты керамической красноглиняной посуды в булгаро-золотоордынских традициях, кости животных (лошади и крупного рогатого скота), изделия из железа. Основная часть находок выявлена на участках во внутренней части внутреннего вала и в прирезке к площади городища. Среди наиболее интересных находок - фрагмент железного казана, ушко котла, железное колечко и наконечник железного копья, а также фрагмент бронзового предмета. Найдены фрагменты общебулгарской краснолощеной керамики и лепной орнаментальной посуды с традициями прикамских культур домонгольской эпохи, а также гончарная посуда золотоордынского времени.

Останки защитников крепости свято оберегаются местными жителями, которые из поколения в поколение передавали потомкам старинную легенду о "Святом кладбище" или «Кладбище святых»

Актуальность проекта

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота, определенного Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Также одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края».

Цель проекта:

- создание условий для осуществления гражданско – патриотического воспитания;

Задачи:

Развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины;

Расширение знаний о родном крае, селе, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

Формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся;

Формирование гражданской ответственности у подрастающего поколения за состояние родного края.

 

Сроки: долгосрочный (сентябрь 2015-сентябрь 2016)

Содержание проекта

Историко-культурное наследие, как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях, точнее в их образе жизни, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Помимо прочих функций, наследие обеспечивает достаточно прочную связь времен, своего рода ось, нанизывающую часто значительно больше поколений (участников), чем можно увидеть (различить) при первом знакомстве с конкретными объектами наследия.

Приступая к работе, провести анализ фонда школьного музея, для применения в дальнейшей работе, а также пополнения фонда новыми материалами. Дальше провести поисковую работу по сбору материала об истории возникновения села. Изучить исторические условия создания села. Особое внимание уделить периоду возникновения булгарского городища Тубылгытау и периоду Великой Отечественной войны и судьбам земляков, связанных с военными событиями. После того как будут определены проблемы найти пути их решения. Конечной целью является пополнение фонда школьного музея с дальнейшей обработкой для создания виртуального музея села.

К работе привлекаются все классы, ученическое самоуправление, классные руководители, учителя – предметники, руководитель школьного музея, актив музея, администрация школы, педагог - организатор, педагоги дополнительного образования.

На мой взгляд, основными формами работы в этом направлении могут стать:

1. Совместная научно-исследовательская работа школьников и педагогов школы по проблемам изучения историко-культурного наследия по следующим направлениям:

- Археологическое значение городища Тубылгы Тау.

2. Поисково-краеведческая работа по восстановлению и сохранению историко-культурного наследия родного края:

- Путешествия в историю (встречи с историками и учеными, старожилами, ветеранами войны и тыла, местными краеведами, юными следопытами, посещение музеев, приобщение детей к историко-архивному делу);

- Знакомство с историей Татарстана (общей и местной), изучение истории городов и деревень, их исторических памятников и реликвий;

- Поиски клада (своего славного предка, место героического сражения, исторически значимое место или дата села, забытые народные игры и праздники);

- Изучение великих традиций национальных ремесел (занятия народными промыслами, возрождение вымирающих ремесел, освоение разнообразных специальностей);

- Путешествия в народный фольклор (сбор старинных и современных народных обычаев и обрядов, песен, танцев и игр, проведение праздников);

- Изучение творчества местных писателей.

Этапы проекта

Название и содержание деятельности Ответственные
1. Проектировочный этап. Мотивация, целеполагание проекта.  
1.1. Определение темы и актуальности педсовет
1.2. Определение ресурсного потенциала педсовет
1.3. Нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе). Зам.дир.по ВР, классные руководители, администрация школы
2. Этап построения ориентировочной схемы деятельности. Основная деятельность – исследовательская  
2.1. Классный час «Край родной – навек любимый» 1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей деревни 2. Проведение мероприятия 3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?» Зам. дир. по ВР учитель истории, руководитель школьного музея
2.2. Защита индивидуальных проектов «Археологическое значение городища Тубылгы Тау» 1. Работа с архивными данными, ресурсами сети Интернет, историческими очерками, книгами археологов по истории древнего городища Тубылгытау. 2. Подготовка индивидуальных проектов 2.Презентация проектов 3. Обсуждение представленных проектов Зам. дир. по ВР учитель истории, руководитель школьного музея  
2.3. Выпуск стенгазеты «Поиски клада» 1. Принятие решения – узнать, как можно больше о своей малой родине. 2. Экскурсия по деревне. 3. Встреча со старожилами. 4. Фотографирование. 5.Оформление стенгазеты. Педагог – организатор, классные руководители
2.4. Выставка рисунков «Любимый край» 1. Изготовление рисунков 2. Оформление выставки рисунков. Педагог – организатор, педагог дополнительного образования
2.5. Оформление стенда «Край родной навек любимый» 1. Сбор материала о знаменитых людях 3. Проведение экскурсии по материалам стенда. Ученическое самоуправление, классные руководители, учитель истории, руководитель школьного музея
2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? 1. Выбор фотокорреспондентов 2. Выбор интервьюеров 3. Составление анкеты 4. Опрос жителей деревни Ученическое самоуправление
2.7. Классный час «Традиции малой родины» 1. Встреча со старожилами села 2. Изучение традиций национальных ремесел и их освоение 3. Презентация ремесел   Классные руководители, педагоги дополнительного образования
2. 8. Викторина «Край родной на век любимый» 1. Подбор вопросов для викторины. 2. Подведение итогов, выявление победителей. Ученическое самоуправление
2.9. Выпуск презентации «Путешествие по родному краю» 1. Деление на группы: редколлегия, фотографы, литераторы. 2. Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи) 3. Показ презентации на школьной краеведческой конференции. Ученическое самоуправление
2.10. Создание макета «Древнее городище Тубылгытау» 1. Сбор материала о булгарском городище 2. Подготовка макета городища. 3. Подготовка доклада на школьную краеведческую конференцию учитель истории, руководитель школьного музея, актив школьного музея
2.11. Литературный конкурс «Слово о деревне» 1. Встреча с местными поэтами и прозаиками. 2. Написание сочинений: рассказ, сказка, стихи. 3. Конкурсы «Герб деревни», «Гимн деревни» Учитель татарского языка и литературы, Учитель музыки и ИЗО
2.12. Воинская слава наших земляков 1. Классный час: «Деревня в годы Великой Отечественной войны». 2.Исследовательская деятельность: 3. День защитника Отечества. 4. Устный журнал: «Ребята нашей деревни на защите своей Родины» 5. Конкурс песни военных лет, посвященный «Дню Победы». Зам. дир. по ВР классные руководители, учитель истории, руководитель школьного музея, актив школьного музея
2.13. Вечер фольклорной музыки. 1. Встреча со старожилами. 2. Сбор старинных и современных народных обычаев и обрядов, песен, танцев и игр, проведение праздников. 3. Приглашение сельского фольклорного ансамбля «Ак калфак» 4. Проведение вечера. Классные руководители, педагог – организатор, учитель музыки и ИЗО
2.14.Фотоконкурс «В деревне виднее природа и люди» 1. Подготовка фотографий. 2. Оформление фото выставки. 3. Определение победителей. Ученическое самоуправление
2.15 Трудовые десанты «Чистота моей деревни» 1. Уборка школьной территории 2.Трудовой десант у памятника Неизвестному солдату 3.Чистота моего двора. 4. Выращивание рассады цветочных растений. Ученическое самоуправление
Этап заключительный. Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.  
3.1 Школьная краеведческая конференция «Милая моя родина» 1. Подготовка материалов 2. Выступление с презентацией ««Путешествие по родному краю» 3.Выступление по проекту: «Древнее городище Тубылгытау» Зам. дир. по ВР, классные руководители учитель истории, руководитель школьного музея, актив школьного музея
3.2 Сбор музейных экспонатов (по мере возможности) руководитель школьного музея, актив школьного музея
3.3 Создание виртуального музея села Тубылгытау руководитель школьного музея, актив школьного музея, учитель информатики

Ожидаемые результаты

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма;

Приобретение опыта работы с историческими документами.

Приобретение опыта публичного представления творческих и исследовательских работ.

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

Создание условий для гражданской активности;

Пополнение фонда школьного музея и создание виртуального музея села.

 

 

Список использованных документов и источников информации

  1. Статья. Тазиев С.Ф. (Филиал КФУ в г. Елабуга) К проблеме использования историко – культурного наследия в духовно- нравственном воспитании учащихся.
  2. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос,

2001 год.

  1. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  2. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  3. Учительская газета, № 21, 2006 год.
  4. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  5. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  6. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: