Содержание
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цель проекта
4. Задачи проекта
5. Содержание проекта
6. Этапы проекта
7. Ожидаемые результаты
8. Список использованных документов и источников информации
Введение
Культурное и историческое наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.
Однако в силу многих причин большая часть культурного и исторического наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния регионального исторического наследия наших предков и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения культурно – исторического наследия приобретает важный характер. Для нас таким культурно – историческим объектом является древнее городище Тубылгытау.
Есть в Новошешминском районе небольшое селение со звучным тюркским именем Тубылгы Тау. Раскинулось оно на крутом берегу Шешмы чуть поодаль от бывшего Сибирского тракта - трассы, соединяющей ныне столицу республики с Альметьевском. Любого гостя сельчане встретят хлебосольно и в первую очередь поведут к местной достопримечательности - высокому холму «Кала башы», нависшему над тем местом, где река делает резкий изгиб и откуда открывается удивительно живописный вид на округу. "Кала башы" в переводе с татарского означает "место, откуда начинается город", так тубылгытауцы называют территорию древнего городища.
|
Для контроля за водными магистралями, открытыми участками местности были возведены многочисленные крепости, а координирующую роль здесь, считается, играла крепость Тубылгы Тау. Это городище булгарской, а позже - золотоордынской эпохи. Даже на земле Татарстана, имеющего многовековую историю, не так уж много древних городищ 700-летнего возраста и Тубылгы Тау входит перечень городов Волжской Булгарии, упоминаемых в летописях X-XIII вв..
Площадь городища - почти 20 тысяч квадратных метров. И кладбище древнего города раскинулось на большой территории. Здесь сохранились надмогильные камни 1350 года. И найден фундамент древнего мусульманского мавзолея.
В 2000 году в Тубылгы Тау приехала экспедиция татарстанских археологов под руководством Альберта Бурханова. В результате раскопок археологи установили, что здесь, на обрывистом мысу когда-то возвышалась крепость, обнесенная валом с бревенчатыми стенами, окольцованная двойными глубокими траншеями, следы которых ведут к реке. Судя по всему, строители крепости использовали воды Шешмы для защиты городских стен.
Как утверждают археологи, крепость погибла в огне пожара при вражеском штурме. Только было это, видимо, еще задолго до прихода сюда русских войск Ивана Грозного. В ходе раскопок оборонительных сооружений найдены фрагменты керамической красноглиняной посуды в булгаро-золотоордынских традициях, кости животных (лошади и крупного рогатого скота), изделия из железа. Основная часть находок выявлена на участках во внутренней части внутреннего вала и в прирезке к площади городища. Среди наиболее интересных находок - фрагмент железного казана, ушко котла, железное колечко и наконечник железного копья, а также фрагмент бронзового предмета. Найдены фрагменты общебулгарской краснолощеной керамики и лепной орнаментальной посуды с традициями прикамских культур домонгольской эпохи, а также гончарная посуда золотоордынского времени.
|
Останки защитников крепости свято оберегаются местными жителями, которые из поколения в поколение передавали потомкам старинную легенду о "Святом кладбище" или «Кладбище святых»
Актуальность проекта
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота, определенного Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Также одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края».
|
Цель проекта:
- создание условий для осуществления гражданско – патриотического воспитания;
Задачи:
Развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины;
Расширение знаний о родном крае, селе, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
Формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся;
Формирование гражданской ответственности у подрастающего поколения за состояние родного края.
Сроки: долгосрочный (сентябрь 2015-сентябрь 2016)
Содержание проекта
Историко-культурное наследие, как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях, точнее в их образе жизни, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Помимо прочих функций, наследие обеспечивает достаточно прочную связь времен, своего рода ось, нанизывающую часто значительно больше поколений (участников), чем можно увидеть (различить) при первом знакомстве с конкретными объектами наследия.
Приступая к работе, провести анализ фонда школьного музея, для применения в дальнейшей работе, а также пополнения фонда новыми материалами. Дальше провести поисковую работу по сбору материала об истории возникновения села. Изучить исторические условия создания села. Особое внимание уделить периоду возникновения булгарского городища Тубылгытау и периоду Великой Отечественной войны и судьбам земляков, связанных с военными событиями. После того как будут определены проблемы найти пути их решения. Конечной целью является пополнение фонда школьного музея с дальнейшей обработкой для создания виртуального музея села.
К работе привлекаются все классы, ученическое самоуправление, классные руководители, учителя – предметники, руководитель школьного музея, актив музея, администрация школы, педагог - организатор, педагоги дополнительного образования.
На мой взгляд, основными формами работы в этом направлении могут стать:
1. Совместная научно-исследовательская работа школьников и педагогов школы по проблемам изучения историко-культурного наследия по следующим направлениям:
- Археологическое значение городища Тубылгы Тау.
2. Поисково-краеведческая работа по восстановлению и сохранению историко-культурного наследия родного края:
- Путешествия в историю (встречи с историками и учеными, старожилами, ветеранами войны и тыла, местными краеведами, юными следопытами, посещение музеев, приобщение детей к историко-архивному делу);
- Знакомство с историей Татарстана (общей и местной), изучение истории городов и деревень, их исторических памятников и реликвий;
- Поиски клада (своего славного предка, место героического сражения, исторически значимое место или дата села, забытые народные игры и праздники);
- Изучение великих традиций национальных ремесел (занятия народными промыслами, возрождение вымирающих ремесел, освоение разнообразных специальностей);
- Путешествия в народный фольклор (сбор старинных и современных народных обычаев и обрядов, песен, танцев и игр, проведение праздников);
- Изучение творчества местных писателей.
Этапы проекта
Название и содержание деятельности | Ответственные |
1. Проектировочный этап. Мотивация, целеполагание проекта. | |
1.1. Определение темы и актуальности | педсовет |
1.2. Определение ресурсного потенциала | педсовет |
1.3. Нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе). | Зам.дир.по ВР, классные руководители, администрация школы |
2. Этап построения ориентировочной схемы деятельности. Основная деятельность – исследовательская | |
2.1. Классный час «Край родной – навек любимый» 1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей деревни 2. Проведение мероприятия 3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?» | Зам. дир. по ВР учитель истории, руководитель школьного музея |
2.2. Защита индивидуальных проектов «Археологическое значение городища Тубылгы Тау» 1. Работа с архивными данными, ресурсами сети Интернет, историческими очерками, книгами археологов по истории древнего городища Тубылгытау. 2. Подготовка индивидуальных проектов 2.Презентация проектов 3. Обсуждение представленных проектов | Зам. дир. по ВР учитель истории, руководитель школьного музея |
2.3. Выпуск стенгазеты «Поиски клада» 1. Принятие решения – узнать, как можно больше о своей малой родине. 2. Экскурсия по деревне. 3. Встреча со старожилами. 4. Фотографирование. 5.Оформление стенгазеты. | Педагог – организатор, классные руководители |
2.4. Выставка рисунков «Любимый край» 1. Изготовление рисунков 2. Оформление выставки рисунков. | Педагог – организатор, педагог дополнительного образования |
2.5. Оформление стенда «Край родной навек любимый» 1. Сбор материала о знаменитых людях 3. Проведение экскурсии по материалам стенда. | Ученическое самоуправление, классные руководители, учитель истории, руководитель школьного музея |
2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? 1. Выбор фотокорреспондентов 2. Выбор интервьюеров 3. Составление анкеты 4. Опрос жителей деревни | Ученическое самоуправление |
2.7. Классный час «Традиции малой родины» 1. Встреча со старожилами села 2. Изучение традиций национальных ремесел и их освоение 3. Презентация ремесел | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
2. 8. Викторина «Край родной на век любимый» 1. Подбор вопросов для викторины. 2. Подведение итогов, выявление победителей. | Ученическое самоуправление |
2.9. Выпуск презентации «Путешествие по родному краю» 1. Деление на группы: редколлегия, фотографы, литераторы. 2. Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи) 3. Показ презентации на школьной краеведческой конференции. | Ученическое самоуправление |
2.10. Создание макета «Древнее городище Тубылгытау» 1. Сбор материала о булгарском городище 2. Подготовка макета городища. 3. Подготовка доклада на школьную краеведческую конференцию | учитель истории, руководитель школьного музея, актив школьного музея |
2.11. Литературный конкурс «Слово о деревне» 1. Встреча с местными поэтами и прозаиками. 2. Написание сочинений: рассказ, сказка, стихи. 3. Конкурсы «Герб деревни», «Гимн деревни» | Учитель татарского языка и литературы, Учитель музыки и ИЗО |
2.12. Воинская слава наших земляков 1. Классный час: «Деревня в годы Великой Отечественной войны». 2.Исследовательская деятельность: 3. День защитника Отечества. 4. Устный журнал: «Ребята нашей деревни на защите своей Родины» 5. Конкурс песни военных лет, посвященный «Дню Победы». | Зам. дир. по ВР классные руководители, учитель истории, руководитель школьного музея, актив школьного музея |
2.13. Вечер фольклорной музыки. 1. Встреча со старожилами. 2. Сбор старинных и современных народных обычаев и обрядов, песен, танцев и игр, проведение праздников. 3. Приглашение сельского фольклорного ансамбля «Ак калфак» 4. Проведение вечера. | Классные руководители, педагог – организатор, учитель музыки и ИЗО |
2.14.Фотоконкурс «В деревне виднее природа и люди» 1. Подготовка фотографий. 2. Оформление фото выставки. 3. Определение победителей. | Ученическое самоуправление |
2.15 Трудовые десанты «Чистота моей деревни» 1. Уборка школьной территории 2.Трудовой десант у памятника Неизвестному солдату 3.Чистота моего двора. 4. Выращивание рассады цветочных растений. | Ученическое самоуправление |
Этап заключительный. Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. | |
3.1 Школьная краеведческая конференция «Милая моя родина» 1. Подготовка материалов 2. Выступление с презентацией ««Путешествие по родному краю» 3.Выступление по проекту: «Древнее городище Тубылгытау» | Зам. дир. по ВР, классные руководители учитель истории, руководитель школьного музея, актив школьного музея |
3.2 Сбор музейных экспонатов (по мере возможности) | руководитель школьного музея, актив школьного музея |
3.3 Создание виртуального музея села Тубылгытау | руководитель школьного музея, актив школьного музея, учитель информатики |
Ожидаемые результаты
Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма;
Приобретение опыта работы с историческими документами.
Приобретение опыта публичного представления творческих и исследовательских работ.
Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;
Создание условий для гражданской активности;
Пополнение фонда школьного музея и создание виртуального музея села.
Список использованных документов и источников информации
- Статья. Тазиев С.Ф. (Филиал КФУ в г. Елабуга) К проблеме использования историко – культурного наследия в духовно- нравственном воспитании учащихся.
- Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос,
2001 год.
- Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Учительская газета, № 15, 2006 год.
- Учительская газета, № 21, 2006 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.