Правильная артикуляция звука«Ц»




Правильная артикуляция звука«С»

Губы —растянуты вулыбку. Зубы — сближены на расстоянии до 1 мм. Язык —упирается в нижние зубы, спинка выгнута, посередине язы­ка — канавка, боковые края прижаты к коренным зубам. Голосовые складки — горлышко не гудит(звук глухой). Воздушная струя — узкая, холодная,сильная.Дуем на кончик языка. С   Модель артикуляции звука «С»   Дует холодный ветер   Ребёнку объясняют: «Чтобы правильно произнести звук «С», необходимо улыбнуться. Посмотри, на модели длинный прямоугольник – это губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние резцы. Посмотри, на модели (.) под прямоугольником – это положение кончика языка у нижних резцов» Когда ребёнок воспроизвёл нужный артикуляционный уклад, просят пустить «ветерок». Слышится звук «С».

Правильная артикуляция звука«Сь»

Губы — растянуты в улыбке (чуть шире, чем при произношении звука «С»). Зубы — сближены на расстоянии до 1 мм. Язык — кончик у нижних резцов, спинка языка выгнута несколько больше, чем при произношении звука «С». Посередине образуется желобок, боковые края прижаты. Голосовые складки — разомкнуты, голос не образуется     Модель артикуляции звука «Сь»   Прямоугольник обозначает губы в улыбке. Он шире, чемв модели звука «С», т.к. губы растянуты сильнее. На моделиизгиб, т.к. спинка языка более выгнута, чем при произнесении звука «С». (.) — под прямоугольником означает, что язык унижних резцов.

Правильная артикуляция звуков«З, Зь»

Губы — растянуты в улыбке. Зубы — сближены на расстоянии до1 мм. Язык — кончик упирается в нижниерезцы, спинка выгнута несколькобольше, чем при произнесении звука«С», посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам. Воздушная струя — узкая, холодая, менее сильная, чем при произнесениизвука «С». Голосовые складки — сомкнуты, вибрируют Модель артикуляции звука «З» Модель артикуляции звука «Зь»   Комарик звенит   Разница в артикуляции звуков «С» и «З» заключается в том, что при произнесении звука «З» в работу включаются голосовые связки. Таким образом, на модели показано, что эти звуки похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука «З» включен голос, обозначенный на модели колокольчиком. Для дополнительной наглядности можно предложить приложить тыльную сторону руки к горлу, ребёнок должен услышать разницу в произнесении звука «З» и «С».    

Правильная артикуляция звука«Ц»

Губы — принимают нейтральное положение. Зубы — сближены на расстоянии 1-2 мм. Язык — кончик языка опущен и касается нижних резцов, в первый момент спинка языка круто выгнута и образует сверхними резцами смычку, далее передняя часть спинки языкабыстро переходит в положение звука «С», посередине образуетсяжелобок. Голосовые складки — разомкнуты. Воздушная струя — сильная, неравномерная   Модель артикуляции звука «Ц»     Не шуми!     Различие при произнесении звуков «С» и «Ц»: ГУБЫ. При произнесении звука «С» губы в улыбке – на модели прямоугольник, аналогичная артикуляция губ при произнесении звука «Ц», но губы свободнее – прямоугольник шире. ЯЗЫК. При произнесении звука «С» кончик языка у нижних резцов – (.) под прямоугольником, а звук «Ц» - сложный по артикуляции, образуется в результате быстрого слияния двух звуков «Т» и С». Кончик языка у нижних резцов, стрелка указывает на то, что поднимается спинка языка.  

Комплекс упражнений,

вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С, Сь, З, Зь, Ц

  Чередование упражнений«Лягушка - хоботок» «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение до 5. «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты.с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать данное положение до 5.
  «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 10-15.
  «Иголочка» Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 15 с.  
  «Часики» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком впра­во-влево, не убирая его в глубь рта. Проделать 15-20 раз.
  «Маляр». Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.
  «Качели». Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
  «Чистим нижние зубки» Улыбнутся, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
  «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - высунуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» - вернутся в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывать.
  «Упрямый ослик» Губы в улыбке, рот приоткрыть, с силой произносить звукосочетание ИЕ – ИЕ – ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: