Виды коммуникативных навыков




Принято считать, что навыки проведения консультаций являются базовыми для выработки всех остальных навыков межличностного общения. Можно утверждать, что специалист, который овладел навыками консультирования, приближается к достижению необходимого уровня компетентности в сфере межличностных отношений. Поскольку консультант вынужден иметь дело с самыми разными формами человеческого поведения, он, будучи компетентным в данной области, вполне способен применять свои навыки и в других ситуациях общения.

Навыки консультирования необходимо использовать в сферах деловой административной деятельности: в повседневном общении с коллегами и клиентами. Навыки консультирования можно разделить на две подгруппы: 1)умение слушать и 2)проведение интервенций. Слушать – значит не просто уделять все свое внимание собеседнику, но и вести себя так, чтобы этот человек был уверен, что вы его слышите. Выполняя следующие действия, можно развить у себя способность слушать:

 Садитесь напротив человека, которого вы слушаете. Чтобы по-настоящему слушать другого человека, вам необходимо его видеть, он должен видеть вас.

 Будьте открыты. Скрещенные руки и ноги зачастую подразумевают оборонительную позицию. Лучше всего устроиться поудобнее и принять расслабленное положение, «без перекрещиваний».

 Слегка наклоняйтесь к человеку, которого слушаете. Такое действие обычно воспринимается как проявление сердечности и заинтересованности.

 Старайтесь поддерживать зрительный контакт. Взгляд – это важное средство межличностной коммуникации.[4]

Умение слушать является основой всех эффективных консультаций и, по-видимому, всех межличностных отношений. Если специалист разовьет у себя способность слушать, параллельно будет происходить развитие и других коммуникативных навыков. Однако, специалист должен не только слушать, но и «присутствовать», т.е. делать так, чтобы собеседник чувствовал рядом с собой близкого человека, а не специалиста, занятого лишь своей работой.

Вторую группу навыков консультирования образуют навыки проведения интервенций. Здесь важны вещи, которые говорит специалист во время консультации. Следующие интервенции являются полезными навыками в процессе консультирования:

 вопросы;

 рефлексия;

 избирательная рефлексия;

 эмпатия;

 контроль за правильностью понимания.

 

Рефлексия

Рефлексией (иногда используют термин «отражение») называется процесс, когда консультант повторяет несколько слов клиента. Получается, что консультант как бы «отражает» мысли клиента, а само «отражение» является подсказкой для продолжения рассказа. Важно, чтобы рефлексия не превращалась в вопрос. Лучший способ избежать этого – повторять слова с теми же интонациями, с какими их произносил клиент. «Рефлектировать» – не значит задавать вопросы. Консультант не должен выделять голосом конец повторяемой фразы. В противном случае реакцией на его слова скорее всего будет простое «Да». Рефлексия, используемая умело и в нужное время, может оказать клиенту большую помощь.


Заключение

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и так далее. Ее эффективность во многом зависит от самого специалиста по социальной работе, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Специалист по социальной работе занят разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Его работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы. Это воспитательный, фасилитативный и адвокативный подходы. При первом подходе специалист по социальной работе выступает в роли учителя, консультанта, эксперта, дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения. При втором - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность специалиста при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов. Третий подход применяется тогда, когда специалист по социальной работе выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.[5]

Следовательно, для того, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, а также быть готовым использовать данные знания, умения и навыки в работе. Наиболее важный навык в данном случае – это умение общаться с клиентом.


Список литературы

 

1. Аверина И. Из дневника социального работника / И. Аверина // Социальная работа. - 2005. - №1. - С. 56-57.

2. Александрова А. Готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности. / А. Александрова // Работа и зарплата. - 2007. - №3. - с. 12.

3. Борисова Н. Поиск лучшего специалиста / Н. Борисова, Н. Борисов // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2005.- №1. - С. 57-63.

4. Еремеева Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе / Т.С.Еремеева // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 7. - С.45-47.

5. Закатова И. Готовим профессионалов для социальной сферы / И.Закатова // Социальная работа. - 2003. - №4. - С. 41.

6. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы / Л. Никитина // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 13-15.

7. Рокавин Л.М. Социальный работник: содержание и организация труда. Выдержать чужое горе / Л.М. Рокавин // Работник социальной службы. - 2006. - №1. - С. 51-58.

8. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.


[1] Рокавин, Л.М. Социальный работник: содержание и организация труда. Выдержать чужое горе / Л.М. Рокавин // Работник социальной службы. - 2006. - №1. - С. 51-58.

[2] Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.

[3] Аверина, И. Из дневника социального работника / И. Аверина // Социальная работа. - 2005. - №1. - С. 56-57.

[4] Александрова. А. Готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности. / А. Александрова // Работа и зарплата. - 2007. - №3. - с. 12.

 

[5] Никитина, Л. Функции и роли специалиста социальной работы / Л. Никитина // Воспитание школьников. - 2000. - № 8. - С. 30-36.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: