Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания.




 

1. Она попала в таёжный посёлок (1) где в маленьком (2) чистеньком (3) фельдшерско-акушерском пункте с пристроенной жилой комнатой стала единоличной хозяйкой (4) если не считать санитарки Лизы (5) тихой и улыбчивой пожилой якутки.

 

2. Никто бы не смог поверить (1) что Валя впервые в жизни самостоятельно принимала роды (2) вправляла переломы (3) лечила простуду и корь у малышей – всё у неё получалось (4) всё она умела и очень быстро набирала врачебный опыт.

 

3. Узнав (1) что Валя собралась ехать в тайгу (2) соседи принесли брезентовый дождевик (3) постарались удобно посадить девушку на маленькое самодельное седло (4) подстелили старое детское одеяло (5) для чемоданчика нашли мешок (6) приторочили к седлу.

 

4. Привязанный длинной верёвкой к седлу переднего (1) идущий вторым олень (2) на котором и ехала наша горожанка (3) всё время порывался сойти с тропы в лес.

 

5. Маленькое седло (1) рассчитанное явно на человека меньших размеров (2) было жутко неудобным.

 

6. Температура (1) действительно (2) была очень высокой (3) женщину бил утробный кашель (4) очевидно (5) её свалила сильная простуда.

 

7. Уколы помогли сбить температуру (1) хозяйке стало заметно легче (2) и (3) уставшая фельдшерица позволила себе немного вздремнуть на мягкой (4) медвежьей шкуре (5) покрывавшей лежанку у стены.

 

8. И Валентина (1) пригрозив явиться с проверкой через три дня (2) снова влезла на оленя (3) и Майин муж увёз её обратно в посёлок.

 

9. Взяв в проводники соседского мальчишку (1) лёгким (2) спортивным шагом добралась до становища почти за такое же время (3) как и той памятной ночью.

 

10. Если бы не меховой жилет на ней (1) казавшийся лишним в тёплый (2) яркий день (3) и редкий сырой кашель (4) ничто бы не напоминало о болезни (5) от которой она почти умирала всего три дня назад.

Задание 2. СОЧИНЕНИЕ 9.3.

ТЕКСТ

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь. (2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр — совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён. (13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг — их главный мотив. (20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого! (24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг — одно, а выполнение нравственного долга — другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным. (29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое — в малом, великое — в большом.

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) — журналист, публицист.

9.3. Как Вы понимаете значение слова НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое нравственный долг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: