Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.
В последние годы благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие доходы от экспорта позволяли белорусским предприятиям развиваться за счет собственных ресурсов и банковских кредитов. Однако благоприятный период для нашей страны заканчивается, и перед многими предприятиями в ближайшем будущем вновь возникнет проблема поиска финансовых средств. В этих условиях, пожалуй, единственным способом сохранить высокие темпы развития является привлечение прямых инвестиций. Подобные инвестиции чрезвычайно выгодны для экономики. Они служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, причем не только в сфере производства товаров и услуг, но и в отношении новых моделей развития бизнеса, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления.
Но не стоит и забывать про затраты на приобретение новых технологий, используемых для реализации технологических инноваций, включая затраты на приобретение как патентных лицензий (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), так и беспатентных лицензий, “ноу-хау", новых технологий в разукомплектованном виде, а также товарных знаков, других инжиниринговых, консалтинговых услуг (исключая исследования и разработки), приобретенных от других организаций, физических лиц, относящихся к выполнению технологических инноваций.
|
“Ноу-хау” - техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая действительную или коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц.
Инжиниринговые услуги включают инженерно-консультационные услуги по подготовке, обеспечению процесса производства и передачи продукции (проведение предпроектных работ, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии на стадии внедрения инноваций, послепроектные услуги при монтаже и пусконаладочных работах и тому подобное).
Так же возникает вопрос по затратам на производственное проектирование, другие виды работ, связанных с подготовкой производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи). Производственные проектно-конструкторские работы связаны с технологическим оснащением, организацией производства и начальным этапом выпуска новой продукции. В промышленности их содержанием может быть проектирование промышленного объекта (образца), связанное с подготовкой производства новых продуктов, другие проектно-конструкторские работы, нацеленные на определенные производственные процессы и методы, технические спецификации, эксплуатационные особенности (свойства), необходимые для производства технологически новых продуктов и осуществления новых процессов.
|
В отраслях сферы услуг подготовка к внедрению новых услуг или методов их производства охватывает деятельность, нацеленную на конкретные процедуры (процессы, методы), спецификации и эксплуатационные особенности и свойства (включая заключительные испытания), необходимые для внедрения инноваций.
В состав затрат включаются также затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологических инноваций). В их состав входят затраты на:
средства технологического оснащения, дополняющего технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. Примерами технологической оснастки являются режущий инструмент, штампы, приспособления, калибры, пресс-формы, модели, литейные формы, стержневые ящики и так далее;
пробное производство или испытания, необходимые на начальном этапе выпуска продукции и в случаях, если имеются в виду дальнейшие этапы разработки и проектирования;
изменение процедур контроля производства и качества продукции, методов, стандартов и связанного с этим программного обеспечения, необходимых для выпуска нового или усовершенствованного изделия или применения нового или усовершенствованного технологического процесса.
|
При внедрении инноваций необходимо и не забывать о затратах на обучение, подготовку и переквалификацию персонала в связи с внедрением технологических инноваций (производством новых продуктов, работой по новым технологиям и на новом оборудовании, внедрением новых или существенно усовершенствованных видов услуг или методов их производства). Затраты на обучение и подготовку персонала могут включать использование услуг других организаций и затраты на обучение и подготовку в самой организации (в том числе без отрыва от производства).
Так же присущи затраты, связанные с маркетингом или рыночным внедрением инноваций.
Так что прежде чем ввести какую либо новую идею надо не забывать про "тернистый путь", который следует пройти этой разработке. И не стоит забывать про те затраты, которые будит нести организация или предприятие которое пытается продвинуть свою инновационную идею. Вопрос в том, как преподнести данный инновационный объект, необходимо оценить значимость различных источников информации, используемой организацией для формирования собственной инновационной политики, подготовки решений, связанных с разработкой и внедрением инноваций.
К источникам информации можно отнести: сотрудничество с пользователями продукции или организации, сотрудничество с субподрядчиками (поставщиками материалов, оборудования, комплектующих), сотрудничество с консалтинговыми и информационными службами, сотрудничество с другими организациями, государственные контракты, программы поддержки инноваций, сотрудничество с научными организациями, информация о деятельности конкурентов, научная или техническая литература, патенты.
Исходя из выше изложенного, можно привести примеры внедрения инновационных путей развития экономики благодаря развитию малых и средних городов Беларуси.
Так в Программе социально-экономического развития на текущее пятилетие появился новый приоритет - развитие малых и средних городских поселений. Глава государства и правительство многократно заявляли о важности этой проблемы. В настоящее время для разработки мер по стимулированию развития регионов создана рабочая группа, которая уточнила перечень малых и средних городских поселений численностью до 50 тысяч человек, к которым относятся поселки городского типа и города районного подчинения. Группой разработан проект паспорта городского поселения, включающий в себя исчерпывающую информацию об уровне развития поселения. Определены также приоритетные направления развития малых и средних городских поселений.
Около 94 процентов городских поселений страны относятся к категории малых и средних с численностью до 50 тысяч человек. Таких поселений в Беларуси 183. Наибольшее их количество - в Витебской и Минской областях (39 и 38), а наименьшее - в Брестской и Могилевской (25 и 22).
В таких населенных пунктах сосредоточено 23,4 процента городского населения республики.96 малых и средних городов и 22 городских поселка являются центрами административных районов, в которых проживает 66,9 процента сельского населения страны.
Рабочей группой подготовлены предложения, включающие стимулирование образования новых производств за счет создания особых условий хозяйствования и дальнейшее развитие уже созданной инфраструктуры. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения. Как показывает статистика последних лет, количество занятых в малом и среднем бизнесе в нашей стране увеличивается. Каким образом в дальнейшем будет стимулироваться такой рост?
В Программе деятельности правительства на 2006-2010 годы планируется предпринять ряд мер для существенного повышения вклада представителей этого сектора в развитие экономики страны за счет более широкого использования его потенциала в сферах производства, инноваций, услуг, активизации инвестиционной и экспортной деятельности.
Чтобы заинтересовать предпринимателей в активном развитии, в ближайшее время планируется, в частности, упорядочить и упростить законодательство, регулирующее вопросы выдачи разрешительных документов при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Предполагается также сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. В небольших населенных пунктах малый и средний бизнес получит поддержку в развитии сети торговли и кооперации, организации мест отдыха, охране окружающей среды, предоставлении коммунальных услуг и других сферах. В числе предлагаемых правительством мер - расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее совершенствование механизмов микрофинансирования. Предполагается также обеспечение имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства посредством передачи в долгосрочную аренду или безвозмездное пользование, продажи зданий, сооружений и помещений субъектам предпринимательства, занятым в приоритетных сферах экономики. В настоящее время подготовлен и внесен на рассмотрение в правительство проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 годы. Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать устойчивому росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, переходу к более цивилизованным, “прозрачным" методам ведения бизнеса.
Вывод: итак, инновационный тип развития экономики в сфере малых и средних городов Беларуси - это особая инновационная направленность целей, путей их достижения, особая инновационная "настройка" механизма государственного воздействия на экономику и рыночной самоорганизации. Причем за прилагательным "особая" скрывается преимущественная ориентация звеньев, всех сфер экономики на комплексное использование инноваций в производстве новых товаров и услуг, перераспределение форм и методов регулирования по результативности воздействия. Резко возрастает значение интеллектуальных, предпринимательских, технологических, инвестиционных, информационных ресурсов, в совокупности научно-воспроизводственных процессов, что требует повышения роли государства в создании общенациональной информационной системы, особого благоприятного режима для "взращивания" предпринимательского слоя, формировании полноценного инвестиционного комплексного ресурса, оживления инновационной деятельности во всех звеньях экономики.