Развитие велоспорта в Ельце




Наиболее популярным видом спорта в России в конце XlX в.
был велоспорт. Причин тому было несколько. Во-первых, велосипед
воспринимался современниками, как величайшее изобретение, пер-
спективное средство передвижения. Во-вторых, производители вело-
сипедов, заинтересованные в получении дополнительных доходов,
всячески способствовали рекламе своей продукции, выступая в каче-
стве спонсоров различных велообществ и велосоревнований [126]. В
то же время велосипед стоил довольно дорого, цена подержанного со-
ставляла от 50 до 100 руб., нового - около 200 руб., что, безусловно,
сдерживало развитие велоспорта.

В Ельце первый велокружок появился в начале 1890-х гг., куль-
тивировавший главным образом велосипед как средство культурного
досуга. Одновремя штаб-квартира общества располагалась в здании на ул. Торговой (сегодня это здание школы искусств им. Л.С. Соколовой). У велосипедистов был свой парк, который находился на окраине города. Кроме того, имеются сведения, что у данного общества был свой сад, который располагался на пересече-
нии улиц Дворянской и Покровокой (ныне это ул. Комсомольская и
9-го Декабря.

Членами общества велосипедистов в разные годы были: Михаил
Павлович Арсеньев (председатель), Арцишевский, Бычков, барон
Врангель, Володин, Глумов, Звягинцев, Клименко, Кулик, Лагутин,
Малъковский, Назаров, Орлов, Охотников, Пятин, Райский, Рыбкин,
Соколов, Соловьянов, Тимарцев, Трояновский, Ходов и др.

Помимо велопрогулок общество устраивало различные куль-
турные мероприятия. Так, в 1907 г. велосипедистами устраивались
бал-маскарад, «новогодняя ёпка» для детей членов общества и пр.

Впоследствии (начиная с 1910-х гг.) велосипедная
езда стала рассматриваться, как один из зрелищных видов спорта. Ве-
лосипедные гонки устраивались в рамках «велосипедомоторных го-
ною) обществ «Сокол» и «Якорь» по несколько раз за сезон. Местом
их про ведения был ипподром Бегового общества.

В 1912 г. было проведено несколько велогонок. В первых, на
дистанции 2 версты, 1-е место занял Руднев (4 мин 31,5 с), второе -
Шувальцев (4 мин 40 с), третье - Ершов (4 мин 52 с). Программа
вторых гонок была более насыщена. В соревнованиях схода на 0,5
версты рекорд в 55 с устанавливает Шувальцев; в схожих соревнова-
ниях, но на 1 версту, Шувальцев с результатом 1 мин 54,5 с вновь вне
конкуренции, побив при этом свой предыдущий рекорд (1 мин 57,5 с).
В заезде на 2 версты (ДЛЯ велосипедистов 1-ro класса) победителем
стал Коняев (4 мин 41,5 с), на 3 версты (ДЛЯ велосипедистов 2-го клас-
са) - Раевский (5 мин 43,5 с). В заезде на 2 версты ДЛЯ велосипедистов
всех классов первым стал Родионов (3 мин 42,5 с), вторым - Шуваль-
цев (3 мин 56 с). В августовских гонках в соревнованиях с ходу на
1 версту рекордсменом с результатом 53 с вновь стал Шувальцев. В
заезде гонщиков 3-го класса на дистанции в 3 версты первым стал С.
Белкин, вторым - Д. Кожухов. В заезде на приз председателя общест-
ва «Якорь» Михаила Ивановича Иванюшенкова первым стал Шуваль-
цев, вторым - Белкин, третьим - Георгиев. В состязаниях на призы
Щетинина и Лепскаго (дистанция 2 версты ДЛЯ гонщиков всех клас-
сов) места распределились следующим образом:

- на велосипедах «Энфильдя' первым стал Путовинов (3 мин
56 с), вторым - Ершов (3 мин 57 с);

- на велосипедах «Дукс» (рис. 26) первым стал Д. Кожухов (3
мин 42,3 с), вторым - Шувальцев (3 мин 49 с);

- на велосипедах «Пров» первым стал Родионов (3 мин 58,5 с),
Раевский сошёл с дистанции в связи с поломкой велосипеда.

В 1913 г. перед началом велосипедомоторных гонок состоялся
парад, в котором участвовали, как отмечалось в прессе, 20 велосипе-
дистов. После первого заезда на 1 версту все спортсмены были разде-
лены на классы. В последующих заездах на 2 версты в 1-ом классе по-
бедителем стал Шувальцев («Сокол», 3 мин 46,5 с), вторым - Путови-
нов (3 мин 47 с), третьим - Лашин (3 мин 53 с); во 2-м классе первым
- Прончук («Якорь», 3 мин 55,5 с), вторым - Кожухов (4 мин 3,5 с),
третьим - Васильев (4 мин 6 с); в 3-ем классе первым стал Тупиков
(«Якорь», 3 мин 55,5 с), вторым - М. Гриднев («Сокол», 4 мин 1,5 с),
третьим - Белкин («Якорь», 4 мин 8,5 с). В утешительном заезде на 1
версту для членов общества «Сокол» первым стал Клягин (1 мин 50
с), вторым - Колованчиков (1 мин 57 с), третьим стал Родионов (1 мин
51,5 с).

Во вторых гонках 1913 г. на дистанции в 1 версту были показа-
ны следующие результаты. В первом заезде на велосипедах «Дукс»
победил Шувальцев («Сокол», 1 мин 52 с), вторым стал Лашин («Со-
кол», 1 мин 56 с); во 2-м заезде на велосипедах «Энфипьд» первым
стал Клягин («Сокол», 1 мин 48 с), вторым - Георгиев («Якорь», 1
мин 50 с); в 3-ем заезде на велосипедах «Аров» первым стал Родионов
(«Сокол», 1 мин 55 с), вторым - Казанский («Сокол», 2 мин 4 с). В за-
езде на три версты основными претендентами на чемпионство считал-
ся Шувальцев (до сих пор непобедимый) и Лутовинов. Однако в ходе
интересных гонок чемпионом г. Ельца 1913 г. стал до этого момента
нетитулованный Н.С. Завалишин (6 мин 4 с), вторым пришёл Шу-
вальцев (6 мин 12 с). Эти гонки были замечательны и тем, что впер-
вые планировалось выступление женщин. В результате подала заявку
на участие лишь одна дама - Бобракова, но для установления первого
городского рекорда было принято решение о её заезде. Она прошла
дистанцию в одну версту за 2 мин 14 с.

В 1914 г. в велогонках в первом заезде победителем на велоси-
педе «Энфилъд» завоевал Соулгозе, второе место осталось за Лутови-
новым. Во втором заезде вторым становится Кожухов. В соревнова-
ниях среди женщин побеждает Бобракова [88]. Во время вторых вело- сипедомоторных гонок первое место завоевал Колотилин (3 мин 4 7 с),
второе - Лутовинов (3 мин 51 с), третье место - Соулгозе (3 мин 55 с).
Среди дам первой стала Морозова (4 мин 25 с), второй - Боброкова (4
мин 27 с).

В 1915 г. на «Елецкой олимпиаде» кубок общества «Сокол» в
велогонках достался Шувальцеву, второе место завоевал Поздняков
(г. Ефремов). В заездах на призы князя Кугушева первым стал Жда-
нов, вторым - Мейер (г. Варшава). В августовских гонках на приз Д.И. Охотникова выступало 8 человек, среди которых победите-лем стал тульских спортсмен Камышев.

Краткий экскурс о велосипедном спорте дореволюционного
Ельца позволяет заключить, что этот вид спорта был очень популярным среди ель чан. Ежегодно устраивались несколько велогонок, которые, как правило, были частью комплексных спортивных соревнований. Основными' организаторами велогонок были общества «Сокол» и «Якорь», между представителями которых и развёртывалась борьба
за медали. В елецких заездах принимали участие и иногородние вело- сипедисты, в том числе из других стран. Велогонки устраивались на 1
версту, 2 и 3 версты, были заезды и сходу. Также заезды классифици-
ровались в зависимости от марки велосипедов и спортивного мастер-
ва гонщиков. Интересным историко-краеведческим фактом является участие женщин в велосоревнованиях, так как в общественном сознании того времени к спорту было неоднозначное отношение, а к женкому тем более.

 

«Энфильд» - английская фирма выпускавшая велосипеды.

«Дукс» - московская фирма, выпускавшая, как велосипеды, так и мото-
циклетки, машины, самолеты [154].

 

 

",DU2C tt Имп~рiал Рис. 26. Один из видов велосипедов марки «Дукс» [155]  

Источник: А.А. Шахов. Физическая культура и спорт дореволюционного Ельца:монография. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. – 67 с.: ил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: