Лабораторная работа «Высшая нервная деятельность»




Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Цель: изучить особенности ВНД человека.

Оборудование: раздаточный материал, тесты.

Ход работы:

Задание 1. Выполните работу«Внимание и работоспособность»

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Материальное оборудование: секундомер, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25.

Ход работы: Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Испытуемому предъявляют первую таблицу со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без инструкций.

Пример типовой таблицы

         
         
         
         
         

Остальные четыре заготовленные таблицы делаются таким же образом, только необходимо поменять местами цифры от 1 до 25.

Форма отчетности: основным показателем будет время выполнения (с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.

t время

 

 


N табл

По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такой показатель, как эффективность работы (ЭР).

Формула расчета эффективности выполнения работы (ЭР) ЭР=Т1+Т2+Т3+Т4+Т5/5

Т1 – время работы с первой таблицей, Т2 – время работы со второй таблицей, Т3 – время работы с третьей таблицей, Т4 – время работы с четвертой таблицей, Т5 – время работы с пятой таблицей.

ЭР оценивают в секундах, а баллы начисляют с учетом возраста испытуемого.

Оценка эффективности работы

Возраст, лет Время выполнения, с Число баллов
12-13 <30  
31-35  
36-45  
46-55  
>56  
14-15 <25  
26-30  
31-40  
41-50  
>51  

Рассчитайте эффективность работы испытуемого. Сравните полученные результаты в эксперименте с табличными и сделайте вывод.

 

Задание 2. Выполните работу «Работоспособность (по В.Н. Некрасову)»

Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Материалы и оборудование: заготовленная схема, секундомер.

Схема для эксперимента

7 10   12
3      
11      
5      

Ход работы: испытуемому предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру». Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Форма отчетности: сравните полученные вами результаты с нормативными.

Работоспособность человека

Время выполнения, с Характеристика работоспособности
Быстрее 20 Высокая
21-25 Хорошая
25-35 Средняя
36-40 Пониженная
41-50 Очень низкая

 

Задание 3. Выполните работу «Оценка силы центральной нервной системы методом теппинг-теста»

Теппинг-тест является одним из методов, позволяющих оценить скоростные характеристики двигательного аппарата, темп и устойчивость моторного действия. Е.П. Ильин (1975) предлагает использовать этот метод для оценки такой индивидуально-типологической характеристики, как сила-слабость нервной системы.

Максимальные скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека.

Для проведения теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносят 10 квадратов (5 в верхнем ряду и 5 в нижнем ряду) и нумеруют каждый в верхнем левом углу. Нумерацию производят либо не прерываясь по часовой стрелке, либо построчно. Н-р,

         
         

или

         
         

Испытуемый в течение 10 с в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате, через 20 с — во втором и т. д. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу. Для оценки результатов подсчитывают число точек в каждом квадрате, соединяя все точки между собой. Резкое снижение частоты движений, т. е. уменьшение числа точек от квадрата к квадрату, свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов, а она, в свою очередь, — о замедлении процесса врабатываемости. Этот тест используется для контроля за скоростными качествами, ловкостью и развитием утомления.

Результаты работы оформить в виде графика, где по оси абсцисс откладывают номер квадрата, а по оси ординат число точек, выбитых испытуемым в соответствующем квадрате. Сначала в первом и втором квадрате может наблюдаться фаза врабатывания, когда число точек меньше, чем в остальных квадратах, а затем – фаза устойчивой работоспособности вплоть до последнего квадрата, что будет свидетельствовать о сильной нервной системе. Если же по ходу графика от квадрата к квадрату наблюдается падение количества точек, это будет свидетельствовать о слабой нервной системе. Сделать вывод о силе нервных процессов.

число точек

 

 

 
 

 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 номер квадрата

 

Занятие 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: