Высшая нервная деятельность (ВНД) – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.
Цель: изучить особенности ВНД человека.
Оборудование: раздаточный материал, тесты.
Ход работы:
Задание 1. Выполните работу«Внимание и работоспособность»
Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
Материальное оборудование: секундомер, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25.
Ход работы: Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Испытуемому предъявляют первую таблицу со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без инструкций.
Пример типовой таблицы
Остальные четыре заготовленные таблицы делаются таким же образом, только необходимо поменять местами цифры от 1 до 25.
Форма отчетности: основным показателем будет время выполнения (с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.
t время
N табл
По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такой показатель, как эффективность работы (ЭР).
Формула расчета эффективности выполнения работы (ЭР) ЭР=Т1+Т2+Т3+Т4+Т5/5 |
Т1 – время работы с первой таблицей, Т2 – время работы со второй таблицей, Т3 – время работы с третьей таблицей, Т4 – время работы с четвертой таблицей, Т5 – время работы с пятой таблицей.
ЭР оценивают в секундах, а баллы начисляют с учетом возраста испытуемого.
Оценка эффективности работы
Возраст, лет | Время выполнения, с | Число баллов |
12-13 | <30 | |
31-35 | ||
36-45 | ||
46-55 | ||
>56 | ||
14-15 | <25 | |
26-30 | ||
31-40 | ||
41-50 | ||
>51 |
Рассчитайте эффективность работы испытуемого. Сравните полученные результаты в эксперименте с табличными и сделайте вывод.
Задание 2. Выполните работу «Работоспособность (по В.Н. Некрасову)»
Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.
Материалы и оборудование: заготовленная схема, секундомер.
Схема для эксперимента
![]() | ![]() ![]() | ![]() | |
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Ход работы: испытуемому предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру». Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.
Форма отчетности: сравните полученные вами результаты с нормативными.
Работоспособность человека
Время выполнения, с | Характеристика работоспособности |
Быстрее 20 | Высокая |
21-25 | Хорошая |
25-35 | Средняя |
36-40 | Пониженная |
41-50 | Очень низкая |
Задание 3. Выполните работу «Оценка силы центральной нервной системы методом теппинг-теста»
Теппинг-тест является одним из методов, позволяющих оценить скоростные характеристики двигательного аппарата, темп и устойчивость моторного действия. Е.П. Ильин (1975) предлагает использовать этот метод для оценки такой индивидуально-типологической характеристики, как сила-слабость нервной системы.
Максимальные скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в минимальный промежуток времени. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, может служить индикатором функционального состояния человека.
Для проведения теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносят 10 квадратов (5 в верхнем ряду и 5 в нижнем ряду) и нумеруют каждый в верхнем левом углу. Нумерацию производят либо не прерываясь по часовой стрелке, либо построчно. Н-р,
или
Испытуемый в течение 10 с в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате, через 20 с — во втором и т. д. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу. Для оценки результатов подсчитывают число точек в каждом квадрате, соединяя все точки между собой. Резкое снижение частоты движений, т. е. уменьшение числа точек от квадрата к квадрату, свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов, а она, в свою очередь, — о замедлении процесса врабатываемости. Этот тест используется для контроля за скоростными качествами, ловкостью и развитием утомления.
Результаты работы оформить в виде графика, где по оси абсцисс откладывают номер квадрата, а по оси ординат число точек, выбитых испытуемым в соответствующем квадрате. Сначала в первом и втором квадрате может наблюдаться фаза врабатывания, когда число точек меньше, чем в остальных квадратах, а затем – фаза устойчивой работоспособности вплоть до последнего квадрата, что будет свидетельствовать о сильной нервной системе. Если же по ходу графика от квадрата к квадрату наблюдается падение количества точек, это будет свидетельствовать о слабой нервной системе. Сделать вывод о силе нервных процессов.
число точек
![]() |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 номер квадрата
Занятие 6