Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 33»
первой квалификационной
категории Федорова Н.В.
Наша жизнь стремительно движется вперед, меняется жизнь, меняемся мы. Если идти в ногу со временем, то несомненно получается так: что-то мы приобретаем, что-то теряем. А если рассматривать сложившуюся ситуацию более масштабно, то получается так, что в погоне за современной жизнью мы теряем самое дорогое для нас - наше прошлое. А причиной всего этого является то, что дети очень мало получают информации о русской культуре, о быте своего народа, о том, как жили предки, каким было их жилище, какими предметами они пользовались и как назывались эти предметы. И для того, чтобы не потерять окончательно наше историческое наследие, надо начать приобщать к культуре и истории детей уже с дошкольного возраста.
Так как, дошкольникам характерно наглядное и образное мышление, недостаточно использовать только печатную продукцию и иллюстрации. Необходимо ознакомить детей с реальными предметами и материалами (старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Неоценимую помощь в этом окажут игры-путешествия в прошлое предметов быта(таких как самовар, ухват, чугун, прялка, ручная мельница, весы «кантарь», коромысло, сундук, ткацкий станок и т. д.).
Цель данных игр:
Формирование представлений об истории создания предметного мира.
Задачи:
- учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета);
- развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»);
- расширять кругозор ребенка;
- развивать способность прогнозировать будущее предметов;
- воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.
|
В самом начале таких игр-путешествий необходимо рассказать детям о том, как появились данные, как они использовались в быту, обратить внимание на то, какие предметы быта уже не используются в быту и какие из них ещё и не используются в обычном разговоре. Названия этих предметовмы сейчас можем найти в большей степени только в сказках, пословицах, поговорках и исторических произведениях.
В ходе ознакомления с предметами быта, можно составили список предметов быта. Это нужно для того, чтобы найти дополнительную и полную информацию об этих предметах.
Например, можно отправиться в путешествие в прошлое утюга. Мы привыкли к современному утюгу - легкому, из пластика, но раньше утюги были совсем другими.
Существовало очень много приспособлений для глажения В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Самые простые утюги- нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по разному: от одного до 10 кг. Здесь так же необходимо познакомить детей с тем, каким был утюг в старину. От рубеля и валика до современных отпаривателей.
Новая конструкция утюгов оказалась настолько удачной, что и по сей день применяется в новых моделях утюгов.
Во время данного путешествия детям сообщается, как раньше стирали. Стирка была тяжелой работой– женщины стояли в холодной проточной воде, белье натирали песком, постоянно нагибаясь и разгибаясь… Еще в древнем Вавилоне была предпринята попытка механизировать трудоемкую процедуру стирки, но в 1797 г. было создано известное и ныне приспособление для стирки — стиральная доска. Еще в древнем Вавилоне была предпринята попытка механизировать трудоемкую процедуру стирки, но в 1797 г. было создано известное и ныне приспособление для стирки — стиральная доска. Дети знакомятся со стиральной доской, древними устройствами для стирки и современными стиральными машинами. В 1930-х годах в стиральных машинах появляются механические таймеры и сливные насосы с электрическим мотором. На сегодняшний день мир стиральных машин очень разнообразен. Современная стиральная машина это сложное устройство, которое выполняет огромное множество функций.
|
Аналогично можно отправиться в путешествие в прошлое посуды. Посудой на Руси пользовались с древних времён. Готовили пищу в чугунах, при этом использовали ухваты, кочергу, чапельник. В каждом доме обязательно был самовар, у которого за чаепитием собиралась вся семья. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Он красовался на самом видном и почетном месте в комнате. Русская национальная посуда была деревянной и глиняной. Сначала она была простая без особой красоты.
Наиболее эффективные методы и приемы во время таких игр-путешествий:
- познавательные беседы;
- наблюдения;
- рассматривание картин, иллюстраций, ТСО;
- рассказ педагога;
- чтение художественной, познавательной литературы;
|
- создание специальных игровых проблемных ситуаций;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения (прямое применение знаний в сходной ситуации);
- решение логических задач;
- эксперименты и опыты.
Одной из распространенных игр в данном направлении является игра – «что сначала, что потом», а так же в уголке экспериментирования не лишним будет изучить свойства различных предметов с помощью вот таких сигнальных карт.
Для осуществления данных игр-путешествий необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. Это может быть, например, лаборатория «Почемучка », где дети будут проводить опыты и эксперименты с материалами для ознакомления с их свойствами;
центр преобразования «Мастерилка », где должен быть собран природный, бросовый материал, ткань, бумага, изобразительные материалы: пластилин, проволока, клей. Здесь дети могут самостоятельно изготовлять поделки, постройки, композиции, игрушки.
Центр «Знайки » - это познавательная литература, наглядный материал для накопления опыта;
«Игротека» - дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различны разделам.
Помните, ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему? " "Как? " Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний.
Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. Ведь еще Аристотель сказал: «Без понимания прошлого мы не можем понять настоящего»