Прослушивание начала Прелюдии до-диез минор С. Рахманинова. Музыкальный анализ




Музыка, 4 класс

Урок Жанр прелюдии в творчестве композиторов

Тема: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье: Прелюдия

ХОД УРОКА

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдём,

В Страну музыки попадём:

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

А чтобы веселей шагать,

Будем песни распевать!

А) Кто изображён на портрете?

Вопросы и задания:

- Узнайте композитора, чьё творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры и входит в золотой фонд классической русской музыки.

- Какие его сочинения вам уже знакомы?

- Вокализ. Концерт для фортепиано с оркестром. Романс «Сирень».

- Какова особенность интонаций С. Рахманинова?

- Лиричность мелодий, напевность, протяжность, родство с народными напевами.

- В каких жанрах написаны эти музыкальные произведения?

- Жанр концерта, вокализ, романс.

- Фортепианная музыка занимает весомую часть в творчестве Рахманинова. Он сам был виртуозным исполнителем. Отдельным выдающимся музыкальным пластом можно назвать его Прелюдии для фортепиано.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым для вас музыкальным жанром – прелюдией, узнаем историю развития этого жанра, послушаем музыкальные композиции Рахманинова

1. История раз­вития жанра прелюдии

Прелюдия как вступление

Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступле­ние) — небольшая инструментальная пьеса.

Первоначально прелюдия представляла собой импровизационного характера вступление к основной пьесе

Прелюдия как самостоятельное произведение

В 16-17-ых вв. складывается жанр прелюдии как самостоятельной пьесы. А уже в 19 в. прелюдия становится одной из самых распространенных форм в творчестве композиторов-романтиков: например, циклы фортепианных прелюдий Ф. Шопена, А. Скрябина и др.

-

 

3) Многоплановая трактовка прелюдий

В 20-ом в. жанр прелюдия трактуется многопланово (в различных вариантах):

- выполняет вступительную функцию (примеры: прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Р. Щедрина),

- является самостоятельной пьесой (например, как у С. Рахманинова, Д. Шостаковича),

- является развернутой композицией (пример: «Прелю­ды» для оркестра К. Дебюсси).

С. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

- Мелодия - основа музыкального мышления композитора С. Рахманинова.

А теперь прослушайте в записи начальные такты пьесы, сопоставляя их звучание с нотной записью.

Прослушивание начала Прелюдии до-диез минор С. Рахманинова. Музыкальный анализ

- Сколько действующих лиц рисует музыка в начале произведения?

- Образы пье­сы близки друг другу по эмоциональному строю или контрастны? Если контрастны, то какими средствами добивается композитор различия образов?

Ответы четвероклассников.

- Теперь послушайте всю Прелюдию целиком и проследите за тем, как развиваются главные интонации первой части, как изменяется об­разный строй пьесы в середине сочинения, каковы особенности развития му­зыки в последней, третьей части.

- Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации.

- Вначале фортепианные аккорды напоминают тревожные удары колокола, которые звучат и грозно, и скорбно. 1-я часть звучит мерно, без особых волнений.

- Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, возбуждённо и, одновременно, мягко, глубоко.

- В заключительной части прослушиваются темповые изменения – быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами.

- Вся прелюдия проходит равномерно, в раздумье. Крещендо и диминуэндо сменяют друг друга плавно.

- Вступление воплощает главную идею этого сочинения - идею грозной, богатырской силы, идею судьбы. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Мощное звучание октавных унисонов в низких регистрах фортепиано действительно создаёт эффект колокольного звона, величавого и скорбного. Мрачный, тревожный характер Прелюдии Рахманинова как бы предвеща­ет «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца 19-нач. вв. в России. В этом сочинении композитор удивитель­ным образом показывает свое отношение к тому, что происходит на его Роди­не. И главную мысль о России он претворяет в разнообразии «колокольных звучностей» фортепиано то суровых и мужественных, то тревожных и скорбных.

 

 

- Выберите соответствующие по настроению Прелюдии Рахманинова картины:

 

И. Левитан. Над вечным покоем И. Левитан. Тихая обитель

 

Итог

Прелюдия Рахманинова до-диез минор - это настоящая лирико-драматическая поэма, написанная смело, страстно, с виртуозным размахом. Удивительно, но в этой небольшой пьесе в сжатом виде отражен образный мир всей музыки Рахманинова: здесь и драматический образ колокольного звучания, и бушующая лирическая стихия, окрашенная в трагедийные тона, и действенное волевое начало ритма. И по сей день Прелюдия до-диез минор – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты:

- насыщенность и красочность звучания;

- широта регистрового диапазона;

- пронзительная «колокольность»;

- продуманная динамичность развития;

- монументальная кульминация.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: