Музыка, 4 класс
Урок Жанр прелюдии в творчестве композиторов
Тема: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье: Прелюдия
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В Страну музыки попадём:
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
А чтобы веселей шагать,
Будем песни распевать!
А) Кто изображён на портрете?
Вопросы и задания:
- Узнайте композитора, чьё творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры и входит в золотой фонд классической русской музыки.
- Какие его сочинения вам уже знакомы?
- Вокализ. Концерт для фортепиано с оркестром. Романс «Сирень».
- Какова особенность интонаций С. Рахманинова?
- Лиричность мелодий, напевность, протяжность, родство с народными напевами.
- В каких жанрах написаны эти музыкальные произведения?
- Жанр концерта, вокализ, романс.
- Фортепианная музыка занимает весомую часть в творчестве Рахманинова. Он сам был виртуозным исполнителем. Отдельным выдающимся музыкальным пластом можно назвать его Прелюдии для фортепиано.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым для вас музыкальным жанром – прелюдией, узнаем историю развития этого жанра, послушаем музыкальные композиции Рахманинова
1. История развития жанра прелюдии
Прелюдия как вступление
Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление) — небольшая инструментальная пьеса.
Первоначально прелюдия представляла собой импровизационного характера вступление к основной пьесе
Прелюдия как самостоятельное произведение
В 16-17-ых вв. складывается жанр прелюдии как самостоятельной пьесы. А уже в 19 в. прелюдия становится одной из самых распространенных форм в творчестве композиторов-романтиков: например, циклы фортепианных прелюдий Ф. Шопена, А. Скрябина и др.
|
-
3) Многоплановая трактовка прелюдий
В 20-ом в. жанр прелюдия трактуется многопланово (в различных вариантах):
- выполняет вступительную функцию (примеры: прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Р. Щедрина),
- является самостоятельной пьесой (например, как у С. Рахманинова, Д. Шостаковича),
- является развернутой композицией (пример: «Прелюды» для оркестра К. Дебюсси).
С. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор
- Мелодия - основа музыкального мышления композитора С. Рахманинова.
А теперь прослушайте в записи начальные такты пьесы, сопоставляя их звучание с нотной записью.
Прослушивание начала Прелюдии до-диез минор С. Рахманинова. Музыкальный анализ
- Сколько действующих лиц рисует музыка в начале произведения?
- Образы пьесы близки друг другу по эмоциональному строю или контрастны? Если контрастны, то какими средствами добивается композитор различия образов?
Ответы четвероклассников.
- Теперь послушайте всю Прелюдию целиком и проследите за тем, как развиваются главные интонации первой части, как изменяется образный строй пьесы в середине сочинения, каковы особенности развития музыки в последней, третьей части.
- Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации.
- Вначале фортепианные аккорды напоминают тревожные удары колокола, которые звучат и грозно, и скорбно. 1-я часть звучит мерно, без особых волнений.
|
- Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, возбуждённо и, одновременно, мягко, глубоко.
- В заключительной части прослушиваются темповые изменения – быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами.
- Вся прелюдия проходит равномерно, в раздумье. Крещендо и диминуэндо сменяют друг друга плавно.
- Вступление воплощает главную идею этого сочинения - идею грозной, богатырской силы, идею судьбы. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Мощное звучание октавных унисонов в низких регистрах фортепиано действительно создаёт эффект колокольного звона, величавого и скорбного. Мрачный, тревожный характер Прелюдии Рахманинова как бы предвещает «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца 19-нач. вв. в России. В этом сочинении композитор удивительным образом показывает свое отношение к тому, что происходит на его Родине. И главную мысль о России он претворяет в разнообразии «колокольных звучностей» фортепиано — то суровых и мужественных, то тревожных и скорбных.
- Выберите соответствующие по настроению Прелюдии Рахманинова картины:
И. Левитан. Над вечным покоем И. Левитан. Тихая обитель
Итог
Прелюдия Рахманинова до-диез минор - это настоящая лирико-драматическая поэма, написанная смело, страстно, с виртуозным размахом. Удивительно, но в этой небольшой пьесе в сжатом виде отражен образный мир всей музыки Рахманинова: здесь и драматический образ колокольного звучания, и бушующая лирическая стихия, окрашенная в трагедийные тона, и действенное волевое начало ритма. И по сей день Прелюдия до-диез минор – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты:
|
- насыщенность и красочность звучания;
- широта регистрового диапазона;
- пронзительная «колокольность»;
- продуманная динамичность развития;
- монументальная кульминация.