Украинское культурное возрождение




Последствия украинизации

Результаты украинизации 20-х гг. были действительно весомыми. В результате проведения политики украинизации были достигнуты значительные успехи. Так, было в 1926 году делопроизводство было уже на 65% переведено на украинский язык, на украинском издавалось 60% периодики. Количество украинцев среди служащих государственного аппарата с 1923 по1927 г. возросло с 35 до 54%. Доля коренной национальности среди членов КП(б)У в то же время увеличилась с 23 до 52%. Украинский язык, несмотря на противодействие противников украинизации ("русотяпов"), превратился в основное средство общения, язык официального делопроизводства и образования. В 1929 г. в УССР действовало 80% школ, свыше 60% техникумов и 30% институтов с украинским языком обучения. Расширялась сеть украиноязычной прессы и издательств: свыше половины книг, газет и журналов начали издаваться на украинском языке. К 1930 году соотношение украинских и русских школ составляло 10:1, на украинском велось преподавание в 2/3 технукумов и 1/3 вузов.

Однако в осуществлении этой политики были и трудности. Некоторые руководители партии (во главе со Сталиным) считали, что нельзя предоставлять республикам полной самостоятельности в проведении этой политики, т.к. она стимулирует самосознание нации и может вызвать стремление к реальному суверенитету. Поэтому уже в конце 20-х годов начались серьезные искривления политики коренизации. Генеральный секретарь ЦК КП(б)У Л. Каганович с 1925 года, опираясь на поддержку Сталина, под видом борьбы с национализмом начинает притеснения авторитетных и неугодных ему партийных работников. Первым пострадал бывший нарком образования Шумский. В 1929 году была "разоблачена враждебная "Спілка визволення України", которая реально даже не существовала. ГПУ назвало ее руководителем академика Ефремова, а ее участниками известных украинских профессоров, писателей, учителей, служащих. Проведены были судебные дела "Украинского национального центра", "Блока украинских националистических партий", "Троцкистско-националистического блока". Обвинения, которые были выдвинуты, сводились к уже успевшей стать стандартной формулировке - "буржуазный национализм".

Таким образом, постепенно под давлением Сталина украинизация стала рассматриваться как проявление национализма против которого необходимо бороться. Эту борьбу стали вести местные партийные и государственные органы. Уже в начале 30-х годов начался процесс русификации.

По инициативе Н. Скрыпника национальный язык внедрялся в школах командного состава, в красноармейских частях. Процесс украинизации охватил регионы других республик, где компактно проживали украинцы (Северный Кавказ, Казахстан, Дальний Восток). Здесь также открывались украинские школы, издавались украинские газеты, работало украинское радиовещание. Все это способствовало росту национального сознания украинского народа.

В то же время осуществление политики украинизации сопровождалось созданием благоприятных условий для национальных меньшинств, компактно проживавших на территории Советской Украины. В октябре 1924 г. в ее составе была образована Мол­давская Автономная Республика. Происходил интенсивный процесс национально-территориального районирования: были выделены 13 национальных районов, существовали сотни национальных сельсоветов и поселковых советов, работали сотни школ с немецким, еврейским, болгарским, польским, татарским и другими языками обучения.

Из тактических соображений официальная власть позволила осуществить украинизацию даже в церковной жизни, что было обусловлено деятельностью Украинской автокефальной (независимой) православной церкви (УАПЦ). Официально она возникла в ноябре 1921 г. на Всеукраинском православном соборе в Киеве и возглавлялась митрополитом Василием Лыпкивским. Религиозная служба в ней проходила на украинском языке, церковная организация определялась демократическими изменениями, активным участием мирян в управлении. УАПЦ критически относилась к со­ветской власти и в условиях разворачивания бурной атеистической пропаганды" была официально ликвидирована в 1930 г.

Украинское культурное возрождение

20-е гг. были периодом небывалого подъема украинской культуры и науки. Важным направлением культурного строительства в это время стала ликвидация неграмотности населения. В 1923 г. в Украине было создано общество "Долой неграмотность", которое возглавлял председатель ВУЦИК Г. Петровский. В результате активной просветительской кампании до 1927 г. в республике научились читать и писать 2 млн человек. В конце десятилетия количество неграмотных сократилось с 76 до 43% взрослого населения.

Интенсивно развивалась сеть просветительских заведений. В 1925 г. в УСCP насчитывалось около 18 тыс. школ, 145 технику­мов, 35 институтов, 30 рабфаков. Важным условием успешного развития образования явилась украинизация, открывавшая массам украинцев доступ к знаниям с помощью родного языка. Этот же фак­тор, а также стабилизация социально-экономической жизни во вре­мена нэпа отразились на важных достижениях в научной сфере. Главным научным центром в республике стала Всеукраинская академия наук (ВУАН).

Яркое и неудержимое развитие украинской литературы и искусства в 20-е гг. дало основание исследователям сравнивать его с эпохой Возрождения. Главными особенностями этого времени стало разнообразие литературных направлений, течений, возникновение и распад многих писательских групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: