ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН
С момента релиза гендерно-правильного Battlefield V, с его боевыми протезированными женщинами-штурмовиками, воюющими с чернокожими неграми-трансгендарами, прошло вот уж почти пять месяцев, и за это время игра заметно преобразилась. Ну или хотя бы стала чуть более играбельной, чем была на релизе. Попутно игра дополняется контентом... который по идее должен был быть еще на старте, но уп-пс, в DICE видимо, перед сдачей игры в тираж был сильный бухич, из-за чего часть контента, включая мультиплеер, пару компаний и режим операций из релизной версии спешно удалили, потому что "ты чо, дурак? Весь контент сразу в игре? А из чего мы DLC лепить будем, как нам на опохмел с игроков бабла стрясти еще? Снова все рисовать это, кодить, вставлять; да ну на, потом все это опубликуем когда народ говниться снова будет, чисто шоб було".
Политика отношения ЕА и DICE к игрокам давно всем известна, благодаря чему фирма и заработала свою не самую хорошую репутацию; или же, вернее сказать, профукала свой кредит доверия, который зарабатывала на БФ много лет. Впрочем, тирада ненависти, негодования и неуважения к историческим событиям в угоду популизма и целования задниц придурковатых современных веяний, чем со времен БФ1 разработчик и издатель славятся, это тема для другого большого материала, который когда-нибудь, может быть, будет написан мною под полбутылочки "Джека Дэниелса", что осталась со времен моего дня рождения. Темой сегодняшнего моего обсуждения будет, скорее, один из последних удачных примеров в серии - Battllefield, мать его, Bad Company 2... я бы сказал, но нет, речь про Battlefield 3.
Фанатом баттлы я никогда не являлся, да и таковым себя назвать в принципе не могу, ибо играть в BF3 я начал сравнительно недавно, чуть раньше ограничась BF: BC2. И, наверное, очень жаль что так получилось, однако на то были веские причины. Опуская подробности, могу ли я сказать с высоты своего стульчака, что БФ3 - последняя хорошая часть серии? Однозначно, да, и дальше по тексту я буду пытаться пояснить почему, что с ней не так и почему тот же ВС2 намного более фановый, удачный и приятный. Заодно и посмотрим, как игра чувствуется спустя почти девять лет с момента релиза и играет ли кто-то в это еще до сих пор (спойлер: онлайн там до сих пор такой, что многие другие игры более позднего периода могут не просто позавидовать, даже поплакать в подушку).
|
Ах, да, не стоит забывать еще тот факт, что автор криворукий нубяра с парой клешней вместо пальцев, и на данный момент набил всего лишь второго полковника за 110 часов, потому все претензии в стиле "не нравится потому что ты играть не умеешь" принимаются и идут нахер (тут должна была быть вставка, где я показываю знак мира в виде среднего пальца, но мне лень и у нас тут культурный ресурс). Все, со вступлением покончено, приступаем к делу.
ПРЯМ КАК В ГОЛЛИВУДЕ!
Как это ни странно, но в Battlefield 3 зачем-то присутствует и одиночная кампания. На кой ляд она тут нужна - не понятно, и тем не менее, удивительно, но факт есть факт.
Ладно, отбросим шуточки в сторону и будем более серьезны: сюжетные кампании были в предыдущих играх серии, а именно в дилогии Bad Company, и там они представляли собой сатиру на все милитари-шутеры, серьезные военные драмы и прочее. Причем стебала игра не только всех остальных, но и саму суть войны как таковой, ее приоритеты, да и в целом с самоиронией было все в порядке. Есть такая игра как "Cannon Fodder", в которой главным лейтмотивом была песня "War never been so much fun"; так вот сие же можно легко отнести и к "Плохой компании" - в подчинении помимо главного героя - рядового-раздолбая Престона Марлоу, нам попадали еще три колоритных персонажа: харизматичный сержант Рэдфорд, которому как полагается, осталось чуть-чуть до пенсии и все вокруг заманало; типичный рэднек Хэггард - любитель взрывчатки и тракозавра-Рекса (это такая машина в форме Ти-Рекса), развеселый и удалой малый с приятным южным акцентом и источник большинства прикольных кор в игре; Свитуотер - с виду ботаник, а на деле тот еще раздолбай похлеще Марлоу с Хэггардом (близким другом последнего по сути и является). И вот на фоне колорита взаимодействия этих ребятишей, которые между делом отвлекаясь от занятия взрыванием и разрушением всего и вся (серьезно, в первой же миссии BC1 Марлоу дают разнести домишкой какого-то бедолаги и прямо говорят "круши, ломай, взрывай - эт весело!") мимоходом они спасают мир от злих рюсских Никалаев. Тем не менее, как клюква или пропаганда словно "Красный рассвет" вся эта вакханалия из взрывов, содомии и безумия вообще не смотрелась; скорее на уровне треш-пародийной комедии в стиле "Горячих голов", что было лишь на руку игре. Весело, же, ну!
|
И, по моему нескромному никому никуда не упершемуся мнению, сюжетная кампания Battlefield 3 с первых же минут теряется на фоне сюжетки предыдущих частей как раз из-за того что вместо развеселой фановой схемы "треш, угар и сука-бля" она перебрала серьезных щей, отчего в нее просто скучно играть на фоне предшественников.
Говоря же по порядку: события игры разворачиваются вроде бы после событий BC2; главный герой на этот раз у нас один главный - Генри "Блэк" Блэкберн, в исполнении Гидеона Эмири - неплохого актера, пусть у него были роли и получше. Блэкберн - морпех КМП США, который попадает на допрос к ЦРУ, где в результате его рассказов выстраивается сюжетная линия игры - классическая, но рабочая схема с флэшбеками, часть которых будет вестись от лиц других персонажей. Кинематографично шо писос, этого у игры не отнять, и в целом градус эпика и пафосности происходящего повысился намного больше, все по заветам голливудских блокбастеров, что идет игре только на руку. Масштабность и зрелищность происходящего чувствуется намного более явно ибо игра в отличие от ВС 1-2 не прерывается на заскриптованные катсцены, а ключевые моменты происходят прямо по ходу дела, не сменяя перспективы. Явно, что DICE хотели потягаться со своим главным конкурентом - "Call of Duty", и уровень киношности оного, где каждый раз почти во всех миссиях какая-нито эпичная херня происходит, достигнут по максимуму. Не то чтобы BF3 с этим перебарщивала, но тем не менее все в меру. Дополнительного эффекта это достигается за счет улучшенного графена в игре, из-за чего почти все лица и модельки, в также взрывы и прочая содомия, смотрятся и чувствуются натурально и живо. Может, сейчас это есть норма, но в 2011-ом году тамошняя графика была сродни второму пришествию "Crysis" (аллилуйя и аминь). Да и в целом постановка миссий сделана верно - ночная погоня в городе от полиции сменяется масштабной пехотной операцией на ближнем востоке, где контратаки противников, прерываемые катастрофическим землетрясением требуют от игрока по разрушенному городу пробираться незаметно в сторону своих. Танковые бои и бои на истребителях, классические спецоперации под покровом ночи и даже наблюдение со стороны за собственной казнью - чувство крепкого масштабного боевика по сравнению с которым даже "Спасти рядового Райана" кажется не таким масштабным, не оставляет, вот только... знаете в чем самый цимес? Все - вот все, что я перечислил выше - вы возьмите и поделите на ноль, потому что все это котируется сурово-пафосными рожами персонажей, которых называть картоном- оскорбление в адрес полезного в хозяйстве материала. Все персонажи, что появляются в игре, абсолютно все, в лучшем случае банальны и клишированы, а в обыкновении своем просто скучны. Все - злодеи и герои, второстепенные личности и отдельные моменты. Даже главный злодей - Соломон, в исполнении отличного актера Марка Иванира, максимально клиширован и лубочен, его мотивация видна с первого чиха и также предсказуема. Да хоспаде, даже Блэкберн и то максимально прост и уныл. Куда уж там развеселой компашке отморозков из "Bad Company" с их характерами и понятными архетипами, тут у нас серьезное кино! И ведь именно этот упор на серьезные щи в итоге провалил все последующие сюжетные компании Баттлы как таковой: они упорно-серьезны и скучны, а там где они - персонажи сюжетки - начинают натужно шутить в пору врубать закадровых смех. Увы и ах, в BF3 отличный кинематографичный сюжет, который просто разбивается как бутылка об голову бухого ВДВшника 2-го августа. Поиграть стоит, но это не так игра, уже не та серия, где сюжет мог бы хоть что-то вытянуть.
|
ONLY IN BATTLEFIELD
Но хэээээй, ребята! Кому нужна одиночная компания, когда есть бизарный мультиплеер! Ведь именно этим Баттла в свое время и прославилась, как самый массовый сетевой шутер начиная еще со времен Battlefield 1942; именно тут, после средненькой закуски в виде одиночной кампании (и придатка в виде кооператива), на стол игрокам подается главное блюдо, а значит начинается настоящее пиршество. Сетевая игра в Баттле всегда правила бал и фразой "мультиплеер ох*ителен!" сий опус можно было бы закончить в принципе. Впрочем, не для того я сегодня активно мучил свой мозг очешуительной заглавной темой из BF3-4 и мыслями чтобы просто высказать; краткость - сестра таланта, конечно, но не в этом случае ибо мне есть что сказать в виде положительно "за" и отрицательного "ну такое себе".
Перво-наперво, о самом глобальном изменении по сравнению с предыдущей игрой: Battlefield 3 пересела на новый движок, что ознаменовало эру некст-гена в серии. Не то, чтобы в ВС1-2 графон был вырвиглазный, но смотреть на детализацию и общий уровень проработки BF3 намного более приятно. И все это с отличной оптимизацией то тогда, что тем более, сегодня; а то знаете, бывают такие разрабы, которые выкрутят игру на максимум и шаманьте со своими компами как хотите чтоб запустить это диво системного кода на мини-мини-минималках хотя бы в 20fps. Переход на новый движок ознаменовал ряд и других нововведений, благодаря чему локации стали больше, масштабнее, гуще обставлены объектами архитектуры, естественными и искусственными преградами; физический движок начал нормально просчитывать поведение моделей персонажей, из-за чего появилась возможность не пытаться перепрыгнуть через забор по колено, а перешагнуть через него (хотя нет, персонаж все равно прыгает, просто теперь не как козел с разбегу по команде, а перекидывает свою тушку через ящики и преграды когда это нужно). И, - аллилуйя - ложиться и ползти по-пластунски. Наконец, в игре появилась понятная нормальная физика оружия с понятным разлетом, контролируемой отдачей и удобным управлением, из-за чего теперь зажим и промахи по противнику вблизи из автомата уже не кажутся такими бесячими, потому что видишь куда пуля летит. Хотя кого я обманываю, это бесит в любом случае!
В игре по-прежнему присутствуют классы бойцов - неотъемлемая часть все серии начиная еще с "BF 1942". Количество доступных классов с тех времен, разумеется, убавилось в разы, впрочем те, что остались, впитали в себя все нужные навыки для активного сетевого мочилова; со времен "Bad Company" в игре осталось всего 4 класса, правда и тут не обошлось без изменений. Так, у Штурмовика отобрали ящик с патронами, взамен наградив его ящиком с медикаментами и дефибриллятором, благодаря чему теперь основная единица пехоты (и он же самый популярный класс в серии) стал полевым доктором - лечит себя, других и ревайвит павших товарищей, а также при умении и желании поджаривает дефом пердаки противникам. Присовокупите к сему еще и основное оружие класса - штурмовую винтовку - и получите в умелых руках универсальный боевой класс, противостоять эффективно которому может лишь техника, так как при появлении ее трусы Штурмовика начинают стремительно коричневеть. Медик, по причине становления им Штурмовика и отжатия у него медпакета с дефибриллятором, был переименован в класс Поддержки; ему же достался ящик патронов первого, а также отобранные у Разведчика брикеты С4 другие приблуды, включая каноничный для класса пулемет (он же поддержка как-никак). Разведчика обделили взрывпакетами, что позволяло сидячим в кустах хитрожопым кемпедристам лепить на технику противников взрывчатку, а также лишили возможности наводить минометный удар потому что жирно слишком, и без того без того постоянно в кустах сидят, второй по популярности класс в игре, мать ее (миномет с наводкой Поддержке отдали, к слову). Зато оставили датчики движения и новую любимую игрушку для кемперов - маяк возрождения и беспилотный дрон-разведчик, а также SOFLAM - лазерный целеуказатель для наводки на технику противника. Единственный, кто не пострадал в ходе ребалансных репрессий, это Инженер - универсальный боец по мнению Русского Мясника, с чем я несколько не согласен. Инженеру выдали новый класс оружия - карабин. Ибо поняли видимо, что беззащитный Инженер с ПП против толпы гопников-Штурмовиков это не совсем честно. Инженер все по-прежнему ломает не только рыла врагам, но и чинит свою и портит вражескую технику - для этого у него появился также и ПЗРК для борьбы с летучей-бесячей техникой, в довесок к обычному гранатомету.
В целом, понятны такие изменения, но некоторые вопросы к разработчикам все равно остаются, пусть и на уровне субъективных придирок.
Как и раньше в игре присутствует система прокачки - не только как стимул поднимать свой уровень, ранг и К/Д, а также открывающий доступ к новому оружию и снаряжению. Впрочем, и тут не обошлось без приятных нововведений: помимо общей стандартной прокачки уровнем и открытия соответствующих перков, видов оружия и снаряжения, в игре появились два новых параметра: прокачка класса и прокачка оружия. Прокачка класса действует по тому же принципу что и общий апгрейд уровня - набил определенное количество очков за определенный класс - получи новую пушку или гаджет. Прокачка оружия действует по аналогичному принципу, но уже касательно апгрейда определенного ствола за определенное количество убийств. Вынес 10 противников из AЕК 971 - получи прицел; еще 20 - получи утолщенный ствол, и так далее. Все это мотивирует не только играть одним и тем же классом (зачастую ссаным Реконом, сидя целыми группами на высотках), но и прокачивать другие, собственно, оружие, дабы более эффективно справляться с противниками. А прокачка нужна, ой как нужна, ибо зачастую базовое оружие, мягко говоря, сосет, а вместе с ним сосете и вы. Но привыкнуть можно ко всему, и тем не менее, прокачка это все равно важный пунктик в игре.
Увеличение размеров карт, собственно говоря, привело к закономерному увеличению другого немаловажного аспекта серии Battlefield - наличию новых образцов техники и общему и их количеству. Издавна ведь всем известно, что Баттла - это про масштабные бои техники и пехоты вместе взятых, потому постоянные танковые врывы, атаки истребителей с неба, воздушные бои и прочее, и прочее, и прочее. Завезли в третью часть новые образцы наземной и воздушной техники - новые танки, БТРы, зенитки, самоходные установки, новые боевые вертолеты, джипы и мотоциклы; вернулись в игру и боевые истребители и штурмовики, благодаря чему сражения в чистом небе над каким-нибудь Островом Харк стали более эпичны и активны, чем раньше, когда по карте сновали лишь "Апачи" да МИ-28. В целом, добавить мне больше нечего: не будучи ни опытным танкистом, ни уж тем более, упаси хоспаде, асом летного дела, в ребалансе техники по сравнению с прошлыми частями, я вообще ни в зуб ногой что там да как. Единственное что стоит упомянуть так это разве что улучшенную систему прокачки и для техники тоже: активная защита об наведения ракет, дымовые завесы, улучшенная броня, быстрая перезарядка, тепловые ловушки и ИК-сканеры - тут все это есть. Ну, вот как бы и все, выводы делайте сами.
WAR NEVER BEEN SO MUCH FUN
Но черт с ним, я тут распинаюсь про улучшения и изменения, но в целом-то весело ли играть в третью баттлу? Особенно сейчас, когда рынок игровой индустрии завален шутерами на любой вкус и компуктер, начиная от засилья боевых королевских роялей и заканчивая... ими же. Однозначный ответ - да! Игра дает тебе просторы, инструменты и задачи и говорит "делай что хочешь!", потому хочешь - играй тактично, играй умело и командно. А хочешь - косплей отбитого камикадзе с шилом в жопе, которому сам доктор прописал носиться по карте с ножом и резать всех, либо устраивай ращ-параш-бурю-веселуху-безумие! Фан, раш и токсик хэдшоты дробью в рыло.
В BF3 было приятно и интересно играть что тогда, что сейчас, спустя 8 лет. Во многом BF3 это лишь пробник BF4, который намного больше, шире, красивее и удобнее: те же щи, только понажористее, погуще и с мясом. BF3, также в силу того, что игра стара и уже не столь популярна, перенасыщена высокоранговыми игроками, отчего шансы на нормальное начало у голодранца, не знающего правил игры и тамошних законов (что, собственно, и было со мной два года назад, когда я впервые запустил BF3 и не запускал снова до конца прошлого лета) огрести от всех подряд столь же велики, сколь велики шансы нового "Division 2" облажаться на релизе. Аналогия сложная, но кто знает, тот поймет.
И тем не менее, в тот момент когда ты начинаешь понимать игру и действовать нестандартно и тебе это начинает нравиться, от игры уже сложно оторваться, ибо зачастую это есть следствие, что творящиеся на экране вакханалия, хаос и анархия тебя начинают затягивать с головой. Когда на маленьком пяточке на карте в "Схватке команд" в смертном бою сходятся 64 человека и начинается рубилово, где непонятно кто свой, кто чужой, что где происходит, а вокруг все взрывается, жужжит, пердит, летает, стреляет, разлетается, а ты одной удачно брошенной гранатой выносишь неудачно вышедший на тебя вражеский сквад - это великолепные ощущения. Когда ты на бреющем полете на СУ-35 выносишь вражеский танк, а потом развернувшись не уничтожаешь истребитель на подлете и сбиваешь крылом катапультирующегося пилота что спешно пытался покинуть уничтоженную машину, либо прицельным выстрелом из РПГ на удачу сбиваешь пилота вертолета/истребителя, что терроризировал вашу команду заходя в крутое пике; когда вас пол раунда щемили к базе, не давая захватить ни одну точку но потом вы собираете яйки и волю в кулак, контратакуете по всем направлением и отжимаете точку за точкой, прижимая противника уже к их базе и не давая высунуться - такое можно прочувствовать и увидеть только в Баттле. В такие моменты ты ощущаешь себя частью чего-то большого и единого, ибо в одно рыло ты не сделаешь ничего. Только концентрированная сила, только единый бой, что даже мне - социопату с яркой неприязнью к людям, доставляет массу удовольствия и веселья. Да и в целом "Баттлфилд" и "Эпичная веселая тупая неведомая херня" это почти синонимы, уж поверьте. Непередаваемые чувства обеспечены, если играть в Баттлу просто на расслабоне, получая максимальный фан от процесса, желательно, в компании друзей ибо с рандомами в скваде играть не очень приятно - будешь валяться рядом дохлый и не поднимут, будешь кричать что нужны патроны/аптечки - не дадут. В соло играть можно, конечно, но в команде деградировать веселее, согласитесь.
И все же, все ли так хорошо? Разумеется, нет и за 110 часов у меня накопился ряд претензий, которые, я полагаю, были бы актуальны еще лет 6-7 назад. Первая проблема игры - порой неадекватно себя ведущий автобаланс, который не позволяет в одной команде собраться полканам со ста звездами, а в другой - нубярам с непрокачанным даже до 10 уровнем. И в целом все работает как надо, но зачастую игра тупо вырывает из команд игроков не по уровню, а по количеству очков - и кидает их в противоположную команду. Играешь ты такой спокойно, умираешь, а тут хоп - и ты уже во вражеской команде, выбыл из своего сквада. И плевать игра хотела, что ты там со своей старой командной отбил уже все точки/подорвал все передатчики/утащил все флаги и т.д. Теперь давай, крутись как хочешь, курвин сын.
Вторая претензия - баланс карт. Зачастую карты сделаны добротно и побеждает в матче не удачливая, более сильная, скиллова и скоординированная команда, но есть и исключения. Так, например, "Метро" - эта карта, куда в режиме "Штурм" за атакующую сторону вообще лучше не соваться, ибо перевес с обороне подходов на стороне защиты: тупо стоят на эскалаторах и не пускают атакующих в сторону своей зоны, при том что у них очки возрождения бесконечные, а у атакующих - нет. Хочется материться, но не буду, по крайней мере в слух.
Другой пример - карты где господствует техника; не важно, авиация или бронетехника. Такие карты как "Граница Каспия" или "Операция "Огненный шторм"" заведомо ориентированы на бои техники больше, чем пехоты, потому и прессуют первые последних в пердак, как и друг друга активнее и жестче. Что это значит? А это значит, что без команды на прикрытии или не будучи хорошим пилотом/танкистом, на таких картах вас ждет лишь боль, страдания, унижения и самые позорные фраги. Deal with it.
Есть карты, где авиация просто не дает наземной технике, и уж тем паче пехтуре ну просто никаких шансов, и тут опять же не обойдется без наличия либо команды на прикрытии, либо нормальных тиммейтов-рандомов, что совсем уже редкость. Но справедливости ради стоит сказать, что сия проблема тянется еще из прошлых игр - попробуйте зайти будучи нубом на "Тяжелый металл" в BC2 и поймете о чем речь.
Но самая неясная проблема, как по мне... нет, все же не проблема; неприятная ее особенность, кроется не в самой игре, что удивительно. Поиск серверов, вход в игру (даже в одиночную) забит на... страницу в браузере. То есть реально, почему в браузере? Да, это есть и было в других играх серии, но почему? В BC2 был нормальный поиск серверов в самой игре, причем и статистика, и прочее было тоже там! Зачем это, ну почему! Это, вероятнее всего, останется для меня загадкой до конца моих дней... да и хрен с ним, я уже привык.
Что в итоге?
Мир... изменился. Почти девять лет прошло с момента как Battlefield 3 и мир игровой индустрии изменился. Поле брани остается все тем же, но в трендах другие веянья, новые жанры, под гнетом которых даже стоящие особняком представители начинают прогибаться. С тех пор как вышла BF3, а за ней ее улучшенная версия в виде BF4, многое поменялось, однако фан под эгидой "Only in Battlefield" остается на своем месте. Собственное, потому до сих пор живы и любимы игроками музейные экспонаты в виде Battlefield 1942, Vietnam, Battlefield 2. Серия жила и будет жить, на что я и надеюсь, ибо и дальше буду делать и чего и вам желаю. Слова излишни, а я за сим откланиваюсь и, оставляю, как всегда, выводы за вами.