Тема 4. Психометрический подход в психологии.
Понятие об основных психодиагностических тестах. Классификация тестов и психодиагностических процедур. Психодиагностические задачи. Дифференциальная психометрика и её отличие от общей психометрики. Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов. Психологическое измерение. Распределение эмпирических данных. Применение непараметрической и параметрической статистики при обработке эмпирических данных.
Надёжность и валидность тестов. Технология создания и адаптация методик. Репрезентативность тестовых норм. Прогнозирование и распознавание образов. Требования к психометрической подготовке психолога.
Тема 5. Психологическое измерение.
Психологическое измерение:
1) Оценка величины определённых параметров реальности или оценка объектов реальности по шкале «сходство-различие»;
2) Оценка особенностей поведения испытуемого.
Три вида измерения в естественных науках (С.С. Паповян): фундаментальное измерение, производное измерение, измерение «по определению».
Типы шкал и виды допустимых преобразований. Виды шкальных преобразований. Шкалы наименований. Шкала порядка. Шкала интервалов. Шкала отношений. Дихотомическая классификация как вариант шкалы наименований. Шкальные преобразования: повышение мощности шкалы; понижение мощности шкалы.
Методы психологических измерений. Виды психологического измерения: метод ранжирования, метод парных сравнений, метод абсолютной оценки, метод выбора.
Психологическое тестирование, обобщённая модель теста. Классическая статистическая теория теста. Измерительные качества теста и их оценка. Стохастическая теория тестов (теория выбора ответа) и её модификации. Коэффициент воспроизводимости (Гуттман) - оценка одномерности признака.
|
Тема 6. Статистические методы в психологии.
Статистические методы: нахождение средних значений, отклонений от среднего значения, связи между переменными (коэффициент ранговой корреляции), статистическая проверка научной гипотезы, критерии. Уровень статистической достоверности. Представление результатов исследования: графическое, символическое, вербальное. Определение значимости, различий связи переменности. Внедрение результатов экспериментальной психологии.
Тема 7. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях.
Общая характеристика квазиэксперимента. Различные подходы к пониманию квазиэкспериментальной проверки гипотез. Квазиэкспериментальные планы. Статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании. Оценка валидности эксперимента. Оценка адекватности обобщений. Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента. Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования. Проблема возникновения новых гипотез. Проблема неверных обобщений как артефактных выводов. Редукционизм выводов. Артефакты и их контроль. Артефакты психологического эксперимента, искажающие его чистоту: 1) ошибки «отношения к наблюдаемому»; 2) ошибки, связанные с мотивацией клиента; 3) ошибки личностного влияния экспериментатора. Поведенческие проявления у испытуемых, являющимися причинами артефактов. «Эффект плацебо». «Эффект Хотторна». «Эффект аудитории» (Т. Зайонц). «Эффект фасада» (М.Т. Орне).
|
Тема 8. Этические требования к психологическому эксперименту и исследователю.
Требования к компетентности экспериментатора-психолога, организации и проведению психологического эксперимента. Этические принципы проведения обследования человека.
Вопросы к экзамену:
Вопросы к экзамену
по учебной дисциплине «Психология» (1 семестр)
1. Предмет психологии. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками. Этапы развития психологии как науки.
2. Отрасли современной психологии. Структура общей психологии.
3. Методы психологии. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву). Этапы психологического исследования.
4. Общее понятие о психике. Эволюция психики. Развитие психики в филогенезе.
5. Общее понятие о сознании: природа человеческого сознания, возникновение и развитие сознания. Психологическая структура сознания: слои сознания. Психика и сознание. Сознательное и бессознательное.
Самосознание личности. Структура самосознания. Самооценка.
6. Деятельностный подход в психологии. Понятие о деятельности. Поведение и деятельность. Особенности человеческой деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности (игра, учение, труд). Освоение деятельности. Навыки и умения.
7. Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.
|
8. Теории личности в психологии (психоаналитическая, биологическая, бихевиористская, когнитивная, гуманистическая, культурно-историческая и др.)
9. Потребности как источник активности личности. Мотивы и направленность личности.
10. Понятие об общении. Психологическая характеристика общения.
11. Общение как коммуникация. Средства общения.
12. Общение как взаимодействие. Стили общения.
13. Понятие о речи. Психологическая характеристика речи, физиологические основы речи
14. Виды ощущений, общие свойства и характеристики ощущений. Виды ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.
15. Восприятие - сущность и значение. Виды восприятий. Основные свойства восприятия. Физиологические основы восприятия. Классификация восприятий.
16. Понятие памяти, значение памяти в жизни человека. Виды памяти и их особенности.
17. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
18. Определение и виды воображения (активное, пассивное, воссоздающее, творческое). Галлюцинации и грезы, как виды воображения.
19. Мышление и его особенности. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции. Речь и мышление.
20. Внимание. Функции и виды внимания.
21. Особенности внимания как психического процесса. Свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, распределение, переключаемость, объем).
22. Понятие о воле. Структура волевых действий. Волевые качества человека и их развитие.
23. Значение воли в жизни человека. Волевые состояния (ответственность, инициативность, решительность, целеустремленность, настойчивость и т.д.).
24. Понятие о чувствах и эмоциях. Значение эмоций в жизни человека.
25. Классификация и виды эмоций.
26. Виды чувств. Основные свойства и функции чувств. Формы их протекания.
27. Темперамент. Основные виды темперамента. Основные свойства нервной системы и их характеристика
28. Понятие о способностях. Структура способностей. Природные предпосылки способностей и таланта.
29. Определение характера. Природа и проявления характера.
30. Черты характера. Акцентуация характера.
Вопросы к экзамену (2 семестр)
1. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Научное познание, его характеристики.
2. Классификация форм научного исследования. Схема научного исследования.
3. Научная проблема: определение и характеристика. Гипотеза. Виды гипотез.
4. Валидность. Виды валидности. Внешняя и внутренняя валидность. Причины нарушения валидности.
5. Личность психолога экспериментатора.
6. Эмпирические методы в психологии. Классификация эмпирических методов в психологии.
7. Общая характеристика метода "наблюдение".
8. Общая характеристика метода "беседа".
9. Общая характеристика эксперимента.
10. Архивный метод.
11. Влияние экспериментатора как источник артефактов. Личность испытуемого и ее влияние на эксперимент.
12. Типы экспериментальных ситуаций. Способы контроля проведения эксперимента.
13. Артефакт. Виды артефактов.
14. Типы экспериментов. Идеальный эксперимент и эксперимент полного соответствия.
15. Этапы психологического эксперимента. Экспериментальная выборка. Экспериментальные переменные. Независимая переменная. Зависимая переменная. Внешние переменные и способы их контроля.
16. Особенности проведения эксперимента с 1 испытуемым. Этические требования к психологическому эксперименту и исследователю.
17. Доэкспериментальные планы. Квазиэкспериментальные планы. Экспериментальные планы. Факторные планы.
18. Психология экспериментального общения экспериментатора и испытуемого.