Вид учебной работы | Объем часов/ зачетных единиц по формам обучения | ||
очная | заочная | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144 | 144 | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | 44 | 12 | |
в том числе: | |||
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 16 | 6 | |
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий | |||
практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | 26 | 4 | |
практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочно-правовых систем | |||
контрольные работы | |||
Самостоятельная работа студента (всего) | 64 | 126 | |
в том числе: | |||
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям | 56 | 82 | |
подготовка учебного проекта | 4 | 6 | |
подготовка к контрольной работе | |||
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle | |||
Подготовка к зачету | 4 | 4 | |
Промежуточная аттестация в форме: зачета |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов
очная форма обучения
Наименование темы (раздела) | Содержание | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | |||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Консультации | Самостоятельная работа обучающихся | ||
Тема 1. Психология лиц с нарушениями речи как отрасль специальной психологии … | Определение понятия «логопсихология». Характеристика научного аппарата логопсихологии. Задачи. Принципы. Структурная организация. Логопсихология в системе смежных наук. Концептуальные основы логопсихологии. Этапы исторического становления логопсихологии. Основные положения теории Л.С. Выготского, значимые для логопсихологии. Значение научной концепции Р.Е. Левиной в становлении основ логопсихологии. Вклад В.И. Лубовского в разработку теории логопсихологии. Психолингвистические основы логопсихологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.). Современные теоретические подходы в логопсихологии (А.Н. Корнев В.А. Калягин, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова и др.) Методы логопсихологии. Определение понятия «методы логопсихологии». Дифференциация методов логопсихологии в зависимости от решаемых задач. Методы психодиагностики в логопсихологии: характеристика основных и дополнительных методов психологической диагностики; особенности использования методов психодиагностики при изучении лиц с недостатками речи. Методы психокоррекции в логопсихологии: дифференциация и характеристика методов психологической коррекции; особенности использования методов психологической коррекции в работе с детьми и взрослыми с нарушениями речи. Общая характеристика речи и речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные закономерности развития речи в онтогенезе. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Определение понятия «нарушения речи». Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений и их значение для логопсихологии. | ||||
Тема 2. Особенности познавательной, сферы детей с нарушениями речи. | Особенности речевого развития детей с ОНР. Особенности формирования и развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями речи. Приемы развития различных видов восприятия при речевой патологии. Особенности внимания у детей с речевыми нарушениями.Внимание и приемы его развития у детей с нарушениями речи. Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи. Память, приемы развития памяти у детей с нарушениями речи. Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях звукопроизношения, системных нарушений речи, при нарушениях письменной речи. Особенности процессов мышления и воображения у детей с нарушениями речи | ||||
Тема 3. Психологические особенности детей с различными нарушениями речи | Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при нарушениях звукопроизношения и системных нарушениях речи у детей Психологические особенности детей, страдающих различными формами заикания. Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при заикании. Психические и социальные последствия заикания. Психологические особенности детей с различными формами алалии. Этиология, симптоматика, патогенез нарушения. Характеристика речи и психологические особенности | ||||
Тема 4. Организационно-методические аспекты психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи | Определение понятия «психологическая помощь». Цель и задачи психологической помощи детям с недостатками речи. Организационные формы психолого-педагогической помощи лицам с речевой патологией. Дифференцированная характеристика содержания деятельности логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Основные направления психо-лого-педагогической помощи логопатам. | ||||
Тема 5. Психологическая диагностика и психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. | Определение понятия «психологическая диагностика» и характеристика основных теоретических положений. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в логопсихологии. Особенности изучения коммуникативной и языковой компетентности. Изучение когнитивных процессов. Изучение эмоционально-личностной сферы. Структура и содержание заключения по результатам психологической диагностики детей с недостатками речи Определение понятия «психологическая коррекция» и характеристика основных теоретических положений. Значение логопсихотерапии в становлении психокоррекционного направления логопсихологии. Задачи психокоррекции в психологии. Организационные формы психокоррекционной работы с детьми с недостатками речи. Приемы и методы психокоррекции в логопсихологии. | ||||
Тема 6. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи. | Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Особенности воспитания в семье ребенка с речевой патологией. Психологическая готовность детей с речевыми нарушениями к школьному обучению: характеристика мотивационно-волевой готовности ребенка с речевыми нарушениями к школе, речевой готовности, умственного и познавательного развития. Определение понятия «психологическое консультирование» и характеристика основных теоретических положений. Задачи психологического консультирования. Этические принципы психологического консультирования. Психологическое консультирование в логопсихологии. Консультативная работа с родителями. Консультативная работа с персоналом логопедического учреждения. | ||||
Тема 7. Практикум по подготовке и разработке консультаций для родителей и специалистов, работающих с лицами с недостатками речи. | Подбор методического материала, последовательность и особенности проведения психолого-педагогического кнсультирования родителей и специалистов, работающий с детьми с недостатками речи. Подбор, составление пакета игр и упражнений для развития мелкой моторики и координации речи с движением. Подбор и проведение упражнений на снятие психологического напряжения. релаксацию, повышение мотивации к преодолению речевого дефекта, повышению самооценки, снятии тревожности, страхов у детей с речевыми нарушениями | 2 | 6 | 8 | |
ИТОГО: 108 часов |
заочная форма обучения
|