Современные тенденции реализации финансовой политики России




 

Анализ основных тенденций финансовой политики позволяет выделить следующие ее стратегические направления в современной России.

Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня, а также обеспечение экономического роста.

Повышение эффективности финансового регулирования: внутренняя дисциплина, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами.

Встраивание финансовой системы России в международную финансовую систему. Обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента. Также необходимо укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач - превращение рубля в сильную валюту.

Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.).

Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. Например, ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам. Во-первых, нужно выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций. Сегодня депозитная ставка в Сбербанке РФ в среднем в 2-3 раза ниже ставки, по которой банк выдает кредит1). Поэтому возможности для повышения депозитной ставки существуют и вполне реальны. Во-вторых, целесообразно создать систему страхования вкладов, хотя бы на первом этапе в Сбербанке РФ. В-третьих, нужно разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита. В-четвертых, необходимо разработать и ввести в действие закон о возврате кредита, без которого весьма сложно построить надежную депозитную политику банков.

Платежный баланс страны необходимо сделать надежным инструментом управления финансовыми потоками страны, формирования необходимых для выхода из кризисных ситуаций золотовалютных резервов, которые должны быть достаточными, что позволит осуществлять закупку импортных товаров и выплаты по внешним долгам в течение как минимум года.

Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

Обеспечение сбалансированности бюджета. Главное - обеспечить высокое качество разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

В бюджете должен быть создан технологически организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. Важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

Необходимо в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом иметь с соответствующим правовым статусом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. В ближайшие 3-5 лет не следовало бы резко изменять сложившиеся пропорции между бюджетами разных уровней.

Важно совершенствовать и налоговую политику. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

Увеличение коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. - до 50%1).

Существенной модернизации требует платежно-расчетная система. Необходимо, во-первых, усилить ответственность ЦБ за организацию расчетов и образование неплатежей. Во-вторых, ЦБ должен выделить в особую группу коммерческие банки, которые включились бы в единую технологию расчетов. В-третьих, в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр, который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования и целевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка.

Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

Планируются серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой.

Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств. [12., c.24-35]

Рассмотрим основные направления бюджетной политики на 2007 год и их реализацию. Бюджетная политика на 2007 год и на период до 2009 года соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития РФ:

повышение качества жизни населения;

обеспечение безопасности и правопорядка;

развитие институтов гражданского общества;

повышение конкурентоспособности экономики. [1, c.4]

Бюджет 2007 года представляет собой составную часть трехлетнего финансового плана (2007-2009 гг.). В бюджете 2007 года предусмотрены: доходы - 6,9 трлн. руб. (23% ВВП), расходы - 5,4 трлн. руб. (18% ВВП), профицит - 1,5 трлн. руб. (5% ВВП).

В Стабилизационный фонд в 2007 году планируется направить дополнительно около 0.9 трлн. руб. [5, c.44]

В 2007-2009 гг. правительство предполагает поменять структуру доходов федерального бюджета: снизить долю доходов от нефтегазового экспорта и повысить долю налогов. По видимому, в перспективе, рост бюджетных доходов за счет НДС приведет к некоторому относительному уменьшению покупательной способности населения. Тем не менее, совокупный спрос будет продолжать оказывать давление на рост цен. Этому, как представляется, будет способствовать и рост бюджетных расходов, которые в 2007 году увеличатся: на социальные нужды - на 26%, на образование - на 33%, на правоохранительную деятельность - на 50%. [2, c.4-5].

По предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2007, бюджет исполнен по доходам на 88,8%, к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год, по финансированию расходов - на 87,7% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями.

Совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2007 года составил 2 346,92 млрд. рублей. А по состоянию на 1 ноября 2007 года, совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в рублевом эквиваленте составил 3 649,25 млрд. рублей1). [15]

Рассмотрим положение денежно-кредитной политики. Накопленный в предшествующие годы экономический потенциал позволяет оптимистически смотреть на развитие России в ближайшем будущем. Прогноз роста ВВП в 2007 году пересматривался в сторону повышения. Основания к этому дает существенный рост инвестиций. Это дало экспертам основание полагать, что рост ВВП составит 6% (ЦМАКП) или даже 7% (Альфа-Банк). Международные экономические организации прогнозировали рост ВВП России в 2007 году на уровне 6 - 6,5%. [3, c.6]

Правительством и Банком России была определена задача снизить инфляцию в 2007 году до 6,5-8%. Ожидаемое снижение инфляции, рост экономики, повышение склонности населения к сбережению при сохранении процесса дедолларизации обусловили оценку Банком России прироста спроса на деньги по агрегату М2 в 2007 году в интервале 19-29%. Для обеспечения контроля за соответствием денежно-кредитных показателей уровню инфляции и исходя из собственных прогнозов цены на нефть Банк России составил денежную программу в четырёх вариантах в соответствии со сценариями социально-экономического развития на 2007 год.

В зависимости от сценарных вариантов спроса на деньги темп прироста денежной базы мог составить 16-24%. [18]

Фактически же в I квартале 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами увеличивался выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли.

Расширение производства поддерживалось значительным увеличением внутреннего спроса. Рост реальных денежных доходов населения обусловливал увеличение потребительских расходов. В январе-апреле расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении возросли, по оценке, на 13% к соответствующему периоду предыдущего года. Инвестиции в основной капитал увеличились на 19,9%.

В начале 2007 года продолжилось сокращение численности безработных и увеличение численности занятого в экономике населения.

По оценкам Минэкономразвития России, прирост ВВП в 2007 году составит 6,5%, промышленного производства - 5,2%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 9,8%, оборот розничной торговли - на 11,6%, инвестиции в основной капитал - на 12,8%. Целевой ориентир по инфляции (6,5-8%) в 2007 году не будет выполнен. По предварительным прогнозам инфляция составит 10-11%. [17]

В сфере таможенной политики на 2007 год существует необходимость синхронизации администрирования таможенных платежей с действиями Правительства по реализации новой концепции развития таможенных органов и мерами таможенной политики. Члены комиссии высказали целесообразность целенаправленных усилий на исключение из хозяйственной практики "серых схем", "фирм-однодневок", используемых от ухода от таможенных и налоговых платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Предусматривается снижение ставок ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не производимое в России, дифференциация ввозных таможенных пошлин в отношении компонентов и комплектующих, используемых для промышленной сборки продукции на территории РФ, и ввозимых для иных целей. Кроме того, планируется активизировать применение сезонных таможенных пошлин для более гибкого реагирования на конъюнктуру цен на мировых рынках. Также планируется дифференцировать ставки ввозных таможенных пошлин на кузова легковых автомобилей в зависимости от сроков их эксплуатации с тем, чтобы пресечь импорт в Россию подержанных легковых автомобилей, ввозимых в разобранном виде по сниженным ставкам пошлин. [6, c.35-37]

Кроме того, в течение 2007 г планируется отменить экспортные пошлины на товары химического синтеза и готовую продукцию деревообработки, включая целлюлозу и пиломатериалы. Также в течение 2008-2010 гг будет продолжена работа по совершенствованию определения страны происхождения товаров. В 2007 г таможенные органы должны перечислить в федеральный бюджет 3 трлн 123,71 млрд руб.

В доход федерального бюджета Федеральная таможенная служба внесла сумму 2 566,19 млрд. рублей, что составляет 82,2% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год. [15]

В ближайшие годы необходимо скоординированное совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, а также активизация диалога правительства с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени. В частности, важным элементом совершенствования налогового администрирования должно стать совершенствование контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения, а также борьба с уклонением от уплаты НДС. Меры, направленные на совершенствование налогового администрирования, также позволят снять наиболее болезненные для бизнеса вопросы, связанные с упорядочением процедур осуществления налогового контроля, повысят защищенность налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов. [16]

Проводимая в среднесрочной перспективе налоговая политика направлена на устранение имеющихся перекосов и необоснованных барьеров при исчислении налогов, а также норм, нарушающих нейтральность применения налогов и приводящих к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщиков.

Важнейшее значение для бизнеса имеет и решение с 2007 года вопроса о совершенствовании механизма применения нулевой ставки для экспортеров, предусматривающей переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам, а с 2008 года переход от месячного к квартальному налоговому периоду по НДС. [3, c.28-29]

Кроме того, с 2007 года подлежат введению и другие налоговые меры по следующим направлениям:

Изменения в области акцизного налогообложения (изменение существующего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).

Совершенствование налогообложения при добыче нефти, направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений).

Другие меры, в том числе увеличение размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющихся инвалидами, на налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, разрешение учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов на НИОКР (в том числе не давших положительных результатов в течение одного года). [6, c.39-40]

В ближайшие годы также будут приняты решения, носящие точечный, строго направленный характер, касающиеся отдельных, наиболее приоритетных сфер деятельности. Такие, как например, налоговое стимулирование инновационной деятельности и выполнения научно-исследовательских работ.

Объем выпадающих доходов федерального бюджета в 2007 году по сравнению с 2006 годом в результате изменения налогового законодательства должен был составить 166,7 млрд. рублей. [17]

На 1 ноября 2007 года Федеральной налоговой службой было получено 3 074,74 млрд. рублей, что составило 87,0% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год1).

В последней главе мы рассмотрели основные направления финансовой политики России, в частности направления бюджетной, денежно-кредитной, таможенной и налоговой политики. Мы отметили промежуточные результаты, а так же прогнозы результатов на конец 2007 года по этим направлениям.


Заключение

 

Таким образом, мы изучили содержание, типы, основные направления финансовой политики и ее реализацию. Финансовая политики включает в себя следующие составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную и денежно-кредитную. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Таможенная политика - целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Деятельность денежно-кредитной политики состоит в сохранении уровня инфляции, совершенствовании платежной системы, контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса.

При определении типов существует несколько классификаций финансовой политики. В соответствие с основной классификацией выделяют классическую, регулирующую и планово-директивную политики. Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют: политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности. Исходя из механизма воздействия финансовой политики на хозяйство страны выделяют два типа финансовой политики: дискреционную политику, проводимую непосредственно правительством и недискреционную, с использованием встроенных стабилизаторов.

Выбранные направления финансовой политики России и поставленные задачи, поставленные перед бюджетной, налоговой, таможенной и денежно-кредитной политикой на 2007 год в основном выполняются и по прогнозам будут реализованы к концу года.


Список использованной литературы

 

1. Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2007 году" // Финансы. - 2006. - № 6. - С.3-8

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 гг." // Финансы. - 2007. - № 3. - С.3-12

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Деньги и кредит. - 2007. - № 9. С.4-29

4. Бендиков М.А., Хрусталев О.Е. Некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной политики/ М.А. Бендиков, О.Е. Хрусталев // Финансы и кредит. - 2007. - № 15. - С.2-8

5. Бушмин Е. Особенности федерального бюджета 2007 года: основные характеристики. Трехлетнее планирование/ Е. Бушмин // Экономическая политика. - 2006. - № 4. - С.43-51

6. Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России/ Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. - 2007. - №3. -С.32-40

7. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.

8. Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики/ О.И. Лаврушин // Финансы и кредит. - 2006. - №1. -С.2-7

9. Мамедов А.А. Страховая политика как составная часть финансовой политики государства/ А.А. Мамедов // Страховое дело. - 2004. - №2. - С.14-19

10. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста/ В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2007. - №5. - С.65-80

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов. /Под. ред.Г.Б. Полякова. - М.: Юнити, 2001. - 315с.

12. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского; О.В. Врублевской. - М.: Юрайт - Издат, 2007

13. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов - М.: Проспект 2007. - 720с.

14. Швецов Ю.Г., Камнев И.М. Теоретические аспекты финансов как экономической категории / Ю.Г. Швецов, И.М. Камнев // Финансовый бизнес. - 2007. - № 2. - С.70-77

15. https://www.minfin.ru

16. https://www.finam.ru

17. https://www.prime-tass.ru

18. https://openbudget.ru/docs_rf/napr_budpol_2007. pdf


1) Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского; О.В. Врублевской. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – с.29

1) Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского; О.В. Врублевской. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – с.32

1) www.minfin.ru

1) www.minfin.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: