Федеральное агентство по образованию
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Учебное пособие
Составитель
Ю.А. Гончарова
Воронеж 2008
Утверждено Научно–методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от.
Рецензент канд. психол. наук, доцент Н.М. Пинегина
Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.
Для специальности 050711 – Социальная педагогика
ОПД. С. 01
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Глава I. Общие закономерности роста и развития детей и подростков I.1. Закономерности роста и развития организма ребенка | |
I ![]() | 9 |
I.3. Здоровье и физическое развитие ребенка | 12 |
Глава II. Анатомо-физиологические особенности систем органов II.1. Опорно-двигательная система | 15 |
II.2. Система крови | 19 |
II.3. Органы кровообращения | 22 |
II.4. Органы дыхания | 25 |
II.5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | 27 |
II.6. Кожа. Выделительная система | 38 |
II.7. Нервная система. Высшая нервная деятельность | 39 |
II.8. Анализаторы | 43 |
II.9. Эндокринная система | 45 |
Глава III. Гигиенические основы здорового образа жизни III.1. Гигиена отдельных органов и систем. Гигиена нервной системы. Режим дня | 50 |
Гигиена зрения | 54 |
Гигиена органов дыхания и голосового аппарата | 56 |
Гигиена органов пищеварения и мочевыделения | 57 |
Гигиена кожи | 59 |
III.2. Гигиеническая организация физических упражнений. Физкультурные занятия. Подвижные игры | 60 |
Спортивные виды физических упражнений | 61 |
Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия | 62 |
III.3. Закаливание. Сущность закаливания | 65 |
Принципы закаливания | 67 |
Закаливание воздухом | 68 |
Закаливание солнцем | 70 |
Водные процедуры | 71 |
III.4. Гигиена питания детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание | 73 |
Смешанноеиискусственноевскармливание | 75 |
Питание детей от года до 7 лет | 78 |
III.5. Гигиенические требования к детской одежде. Назначение одежды | 80 |
Одежда детей первого года жизни | 81 |
Одежда и обувь дошкольника | 81 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В соответствии с Государственным образовательным стандартом, он включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Курс включает теоретическую и практическую части. Данное пособие поможет студентам овладеть теоретическими основами курса.
В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах, в частности.
Задачами курса являются:
· формирование у студентов системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка на различных возрастных этапах;
· формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;
· выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах;
· подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.
Пособие включает в себя три главы. В рамках первой главы «Общие закономерности роста и развития детей и подростков» студенты знакомятся с понятиями рост и развитие, возрастной периодизацией индивидуального развития организма, закономерностями роста и развития на каждом возрастном этапе, показателями нормального роста и развития, определением здоровья как качества жизнедеятельности детей и подростков.
Вторая глава «Анатомо-физиологические особенности систем органов» посвящена изучению особенностей внутриутробного развития организма человека, развития различных систем органов в онтогенезе, специфике их функционирования на разных возрастных этапах,
В третьей главе «Гигиенические основы здорового образа жизни» изучается организация рационального режима жизни детей различных возрастных групп (сон, игры, прогулки, занятия и т.д.); гигиенические основы питания как источника здоровья и нормального физического развития детей. Особое внимание уделяется организации гигиенического воспитания детей, санитарному просвещению родителей и персонала учебных учреждений.
При изучении курса студенты актуализируют, закрепляют и овладевают системой базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: онтогенез, возрастная периодизация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие, анатомо-физиологические особенности, гигиенические требования, санитарно-просветительская работа.
В процессе изучения курса студент должен знать: основные теоретические вопросы курса; анатомо-физиологические особенности детского организма на разных этапах онтогенеза; основные гигиенические требования к организации труда и быта детей разного возраста.
Результатом изучения данного курса должны явиться следующие умения студентов: выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка конкретного возраста; организовывать окружающую ребенка обстановку в соответствии с гигиеническими требованиями; ухаживать за новорожденным ребенком; организовать занятия и игры для детей различного возраста.
Критерием успешного усвоения курса является умение практически воплотить теоретические знания, обозначенные в содержании.
Глава I
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ