ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ




Федеральное агентство по образованию

 

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Учебное пособие

 

Составитель

Ю.А. Гончарова

 

 

Воронеж 2008


Утверждено Научно–методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от.

Рецензент канд. психол. наук, доцент Н.М. Пинегина

Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

 

 

Для специальности 050711 – Социальная педагогика

ОПД. С. 01


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка 4
Глава I. Общие закономерности роста и развития детей и подростков I.1. Закономерности роста и развития организма ребенка  
I .2. Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов 9
I.3. Здоровье и физическое развитие ребенка 12
Глава II. Анатомо-физиологические особенности систем органов II.1. Опорно-двигательная система 15
II.2. Система крови 19
II.3. Органы кровообращения 22
II.4. Органы дыхания 25
II.5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии 27
II.6. Кожа. Выделительная система 38
II.7. Нервная система. Высшая нервная деятельность 39
II.8. Анализаторы 43
II.9. Эндокринная система 45
Глава III. Гигиенические основы здорового образа жизни III.1. Гигиена отдельных органов и систем. Гигиена нервной системы. Режим дня 50
Гигиена зрения 54
Гигиена органов дыхания и голосового аппарата 56
Гигиена органов пищеварения и мочевыделения 57
Гигиена кожи 59
III.2. Гигиеническая организация физических упражнений. Физкультурные занятия. Подвижные игры 60
Спортивные виды физических упражнений 61
Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия 62
III.3. Закаливание. Сущность закаливания 65
Принципы закаливания 67
Закаливание воздухом 68
Закаливание солнцем 70
Водные процедуры 71
III.4. Гигиена питания детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание 73
Смешанноеиискусственноевскармливание 75
Питание детей от года до 7 лет 78
III.5. Гигиенические требования к детской одежде. Назначение одежды 80
Одежда детей первого года жизни 81
Одежда и обувь дошкольника 81

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В соответствии с Государственным образовательным стандартом, он включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Курс включает теоретическую и практическую части. Данное пособие поможет студентам овладеть теоретическими основами курса.

В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах, в частности.

Задачами курса являются:

· формирование у студентов системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка на различных возрастных этапах;

· формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;

· выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах;

· подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.

Пособие включает в себя три главы. В рамках первой главы «Общие закономерности роста и развития детей и подростков» студенты знакомятся с понятиями рост и развитие, возрастной периодизацией индивидуального развития организма, закономерностями роста и развития на каждом возрастном этапе, показателями нормального роста и развития, определением здоровья как качества жизнедеятельности детей и подростков.

Вторая глава «Анатомо-физиологические особенности систем органов» посвящена изучению особенностей внутриутробного развития организма человека, развития различных систем органов в онтогенезе, специфике их функционирования на разных возрастных этапах,

В третьей главе «Гигиенические основы здорового образа жизни» изучается организация рационального режима жизни детей различных возрастных групп (сон, игры, прогулки, занятия и т.д.); гигиенические основы питания как источника здоровья и нормального физического развития детей. Особое внимание уделяется организации гигиенического воспитания детей, санитарному просвещению родителей и персонала учебных учреждений.

При изучении курса студенты актуализируют, закрепляют и овладевают системой базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: онтогенез, возрастная периодизация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие, анатомо-физиологические особенности, гигиенические требования, санитарно-просветительская работа.

В процессе изучения курса студент должен знать: основные теоретические вопросы курса; анатомо-физиологические особенности детского организма на разных этапах онтогенеза; основные гигиенические требования к организации труда и быта детей разного возраста.

Результатом изучения данного курса должны явиться следующие умения студентов: выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка конкретного возраста; организовывать окружающую ребенка обстановку в соответствии с гигиеническими требованиями; ухаживать за новорожденным ребенком; организовать занятия и игры для детей различного возраста.

Критерием успешного усвоения курса является умение практически воплотить теоретические знания, обозначенные в содержании.


Глава I

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: