Проведено эмпирическое исследование по изучению влияния психотехнических упражнений на социально-психологический климат, сплоченность спортивной команды и на эффективность спортивной деятельности. Объектом исследования являлась спортивная (баскетбольная) команда, состоящая из мужчин в возрасте 28-35 лет, которые тренируются вместе в течение семи лет и участвуют в районных соревнованиях. На основании изученной литературы, посвященной данной проблематике, а также изучению социально-психологического климата группы и групповой сплоченности, в исследовании проверялись две гипотезы. Во-первых, гипотеза о том, что социально-психологический климат команды и степень ее сплоченности влияют на внутрикомандные отношения и на успешность групповых выступлений. Во-вторых, гипотеза о том, что после проведения серии психотехнических упражнений в данной спортивной команде улучшатся взаимоотношения по горизонтали (система «спортсмен-спортсмен»), в результате чего изменятся в положительную сторону социально-психологический климат и групповая сплоченность команды.
Постановку проблемы данной работы определил запрос тренера по баскетболу, а также недостаток информации в соответствующей литературе, касающейся вопросов организации и формирования команды.
Актуальной проблемой стало то, что через несколько лет тренировок группа спортсменов, занимающихся вместе, не представляет собой команды, необходимой для выполнения групповой программы соревнований. Помимо того, что многие просто перестают посещать тренировки, из тех, кто продолжают тренироваться, для тренера не всегда представляется возможным составить группу.
|
Для проверки гипотез были использованы следующие методики:
1. Тест по изучению социально-психологического климата;
2. Социометрический метод Дж. Морено;
3. Психотехнические упражнения.
Особенность предлагаемого подхода – игровая форма коллективных упражнений.
Общее количество занятий – 20. Занятия проводились раз в неделю, продолжительность каждого из них – 45-60 минут. В ходе одного занятия проводилось 3-4 упражнения в зависимости от затраченного на них времени. Занятия начинались с приветствия, каждое упражнение сопровождалось обсуждением.
Исследование условно можно разделить на три этапа:
Первичная диагностика:
1. Изучение социально-психологического климата с целью выявления его среднегрупповой оценки.
2. Социометрическое исследование, цель которого – диагностика межличностных отношений неформального типа, измерение степени сплоченности и показателей удовлетворенности своим положением в группе.
Проведение психотехнических упражнений (20 занятий):
До тренировки (цель – создание групповой сплоченности, улучшение социально-психологического климата);
После тренировки (цель – улучшение социально-психологического климата, снятие эмоционального и физиологического напряжения).
Вторичная диагностика (после проведения психотехнических упражнений):
1. Изучение социально-психологического климата с целью выявления его среднегрупповой оценки.
2. Социометрическое исследование, цель которого – диагностика межличностных отношений неформального типа, измерение степени сплоченности и показателей удовлетворенности своим положением в группе.
|
При анализе результатов исследования использовались статистические методы обработки, с помощью которых было выявлено следующее:
после проведения психотехнических упражнений среднегрупповая оценка климата увеличилась, что свидетельствует об улучшении социально-психологического климата. Это было подтверждено с помощью непараметрического T-критерия Вилкоксона;
с помощью социометрического метода было определено количество положительных и отрицательных взаимовыборов до и после проведения психотехнических упражнений. До проведения упражнений в группе было шесть положительных взаимовыборов, по окончании занятий их число увеличилось до девяти.
подводя итоги качественному изучению динамики, можно сделать вывод о том, что количество положительной динамики преобладает, что было подтверждено с помощью статистического многофункционального критерия Фишера;
показатели коэффициентов удовлетворенности (Куд) своим положением в группе увеличились, но изменения являются статистически не значимыми. Следует отметить, что имеется положительная динамика по средним значениям, что позволяет предположить о наличии тенденции к росту удовлетворенности своим положением в группе;
после проведения психотехнических упражнений индекс групповой сплоченности увеличился, что свидетельствует о положительной динамике изменений;
был составлен рейтинг психотехнических упражнений, наиболее способствующих достижению поставленной нами цели;
необходимо отметить, что на данный момент, исследуемая баскетбольная команда поднялась в рейтинге на одну ступень выше (с седьмого на шестое место).
Таким образом, это также позволяет говорить о том, что психотехнические упражнения влияют на внутрикомандные отношения, что, в свою очередь, влияет на успешность групповых выступлений.